Бюджетная система страны. Доходы и расходы бюджета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти. Государственный бюджет - это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Он представляет собой баланс доходов и расходов государства и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.

Говоря о «государственном бюджете» надо иметь в виду, что он представляет собой систему бюджетов, включающую в себя центральный бюджет и территориальные (региональные) бюджеты - бюджеты субъектов Федерации (штатов, земель, краев, областей и т.п.). Региональные бюджеты имеют такую же структуру, как и центральный бюджет, они включают доходы и расходы региональных органов власти и действуют на территории соответствующих административных единиц.

Помимо государственного бюджета в бюджетную систему страны входят и бюджеты местных органов самоуправления.

Соответственно, бюджетная система Российской Федерации включает:

• республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;

• бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республик, краев, областей, автономных областей и округов);

• местные бюджеты (районные, городские, сельские, поселковые).

В основе взаимоотношений бюджетов разных уровней лежит принцип бюджетного федерализма, согласно которому:

• все бюджеты функционируют автономно;

• за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и
определяются расходы, которые финансируются за счет него;

• бюджеты принимаются соответствующими органами законодательной власти.

При этом принцип бюджетного федерализма не исключает возможности перераспределения денежных средств между бюджетами. Происходящий в России процесс бюджетной федерализации привел к тому, что роль региональных и местных бюджетов существенно возросла: увеличилась их доходная база, многие расходы были закреплены за бюджетами субъектов Федерации.

Доходы государственного бюджета включают:

•      налоговые поступления (80-90% всех доходов);

•     неналоговые доходы (доходы от сдачи в аренду, продажи, использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т.п.).

Содержание и характер государственных расходов органически связаны с функциями государства.

Государственные расходы могут быть сгруппированы:

по направлениям: расходы на военные и социально-экономические цели, расходы, связанные с хозяйственной деятельностью государства, в частности внешнеэкономической, расходы на управление и т.п.,

по экономическому содержанию: государственные закупки, трансфертные платежи, расходы по обслуживанию государственного долга.

Государственные закупки - это спрос правительства на товары и услуги военного и гражданского назначения. Последние могут предназначаться как для собственных нужд государственных предприятий и учреждений, так и носить регулирующий характер (закупки сельскохозяйственной продукции для поддержания рыночной цены, покупки иностранной валюты на валютном рынке в целях недопущения резких колебаний курса национальной валюты).

Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, который характеризуется отсутствием риска неплатежа, стабильностью цен, возможностью реализовать продукцию крупными партиями по заранее заключенным контрактам (государственные заказы), возможностью получения налоговых и кредитных льгот и т.п.

Следующий вид государственных расходов - это трансфертные платежи - выплаты, которые осуществляются без представления их получателями каких-либо товаров и услуг. Трансфертные платежи -это пенсии, пособия по безработице, стипендии, пособия многодетным семьям и т.п. Их доля в государственных расходах зависит от социально-политической ориентации государства, границ государственного вмешательства в экономику, от проводимой социальной политики. Так, доля трансфертных платежей колеблется от 12% ВНП в США до, почти 32% в Швеции.

Наконец, государство несет расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга страны, которые включают затраты на выпуск и размещение государственных ценных бумаг (ГЦБ), выплату процентов. Систематическое увеличение государственного долга имеет своим следствием рост этого вида расходов государства.

Вообще увеличение государственных расходов стало в XX века общемировой тенденцией. Практически во всех странах государственные расходы растут быстрее ВНП. Естественным следствием этого является увеличение их доли в ВНП. Так, в 1929 г. государственные расходы США составляли 12% ВНП, а в 2000 г. - 19%, в России доля государственных расходов составляет, примерно, 15% ВНП.

______________________________________________________________________________________

 

 Налоговая система. Фискальная политика государства


Дата: 2018-12-28, просмотров: 207.