Руководитель как субъект управления в организации социального обслуживания. Его роль в управлении коллективом социальной службы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1

В соответствии с общепринятым пониманием социальная организация в широком смысле характеризует способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

В узком смысле социальная организация – это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий.

Любая социальная организация представляет собой одновременно:

• средство, создаваемое и используемое для достижения определенных целей в сфере человеческой жизни и деятельности (экономика, политика, культура, наука и т. д.), как инструмент для решения соответствующих выдвинутым целям задач;

• административную (формальную) систему (структуру) обезличенных связей и норм, в которой объективируется управленческая деятельность;

• сложившуюся общность лиц, специфичную социальную микросреду, представляющую интерес с позиций управления.

Цель управления организацией есть идеальное представление о тех его результатах, которые рассматриваются руководителем как ожидаемые и желаемые. Цель играет роль организующего и мобилизующего фактора, она во многом определяет все аспекты управления – формы и методы, средства, структуры, процессы и, конечно, результаты управления. Цели управления материализуются в результате совместных усилий, прилагаемых руководителем и его подчиненными.

Важнейшим аспектом цели управления организацией независимо от складывающейся ситуации является изыскание и осуществление таких путей и форм достижения целей и решения задач организации, которые обеспечивают наибольшую полноту и эффективность их реализации.

При рассмотрении второго аспекта цели управления следует принципиально различать цели управления в ситуациях, когда внутреннее состояние организации и ее позиция во внешней среде в полной мере отвечают миссии организации и когда такое соответствие отсутствует. Если внутреннее состояние организации и ее позиция во внешней среде в полной мере соответствуют миссии организации, ее целям и задачам деятельности, важной целью управления является поддержание системы управления организацией в устойчивом равновесии.

Если такого соответствия не наблюдается, а также в случае изменения обстановки и необходимости перестройки деятельности организации задача управления изменяется. Теперь цель управления выглядит как осуществление развития системы управления и перевод ее в новое состояние в направлении приспособления к новым целям и задачам и изменившейся обстановке.

2

Для создания организации используются:

1. Нормативно-функциональный метод. Характеризуется наличием или разработкой системы функций подразделений и работников, а также нормативов их численности по функциям и подразделениям.

2. Целевой метод. Отличается тем, что организационная структура разворачивается с учетом главной цели, для достижения которой создается данная организация. На основе «дерева целей» определяются цели второго, третьего и т. д. порядка, в соответствии с которыми и разрабатывается структура будущей организации.

3. Информационно-технологический метод. Его называют методом создания организации «с пальцев и глаз работника», так как его применение связано с оценкой предполагаемых потоков информации, ее объемов на каждом рабочем месте и в каждом подразделении, с определением оптимальной технологии управления. Применение данного метода отличается трудоемкостью и сложностью расчетов.

4. Блочный метод. В своей основе он имеет все три предыдущих. Главная особенность его использования – возможность проектирования блоков, которые и будут выступать составными частями структуры создаваемой организации.

Реорганизация – метод изменения существующей организации в целом, ее частей или элементов для получения других качеств.

В зависимости от степени (глубины) реорганизации различают реорганизацию:

- элементную (незначительную), когда реорганизуется один или несколько элементов организации (например, изменение форм документов);

- частичную, когда реорганизуется одна или ряд частей организации (например, слияние или разъединение отделов, реорганизация справочно-информационной службы и т. д.);

- полную, когда происходит коренная перестройка работы организации, ее экономических, организационных и технических сторон деятельности (например, реорганизация министерства, управления социальной защиты и т. д.).

В результате реорганизации должна появиться организация с признаками, отличающимися от прежней, а качество организации должно улучшиться. Если этого не произошло, то реорганизация считается не удавшейся.

3

Под руководителем как лицом, принимающим решения (ЛПР), будем понимать индивида, который с полной ответственностью постоянно занимается устранением возникающих в организации проблем или постоянно занимается решением задач в интересах всей организации. При этом руководитель имеет право распоряжаться всеми или значительной частью ресурсов организации и принимать обоснованные решения на их задействование. Руководитель обязан обеспечивать подчиненных ему руководителей и исполнителей ресурсами, контролировать их работу, оказывать им помощь при необходимости.

Следует отметить, что основные компоненты организации невозможно рассматривать изолированно, без учета контекста внешнего окружения. Современные исследователи в области теории организаций полагают, что организацию (выделенную как единое целое и обладающую четкими границами) следует представлять только в виде открытой системы. Это означает, что руководству организации недостаточно наладить взаимосвязи между ее отдельными внутренними компонентами; в организации нужно применять определенные виды стратегии относительно различных составляющих внешней среды.

Понятие социальной организации неразрывно связано с понятием коллектива. Состав коллектива и направления его деятельности, определяемые стремлением к достижению единой цели, регулируются административно-управленческим аппаратом, а также правовыми и этическим нормами, принятыми в данной организации и обществе в целом. Указанные нормы в большинстве своем не зависят от конкретного персонального состава коллектива и поэтому являются обезличенными. В то же время деятельность организации во многом определяется формально нерегулируемым поведением членов коллектива. Сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы влияют на эффективность деятельности организации.

В связи с этим в процессах управления организацией наряду с такими направлениями деятельности, как управление финансовой и административной службами, специально выделяется направление социально-психологического управления.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 266.