Тема 3. Планирование и прогнозирование в управлении социальной работой. Социальные проекты и программы в управлении в социальной сфере
Планирование социальной работы.
2. Технология и содержание прогнозов в социальной сфере.
Проекты в социальной работе.
Тема 4. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Понятие социальной организации и цели управления социальной организацией.
Методы создания организации в социальной работе и ее реорганизации.
Тема 6. Контроль и проверка эффективности как функции управления в социальной работе.
Понятие и виды контроля в социальной работе.
Понятие «эффективность социальной работы» в аспекте организационно-управленческой деятельности.
Тема 7. Стандартизация социального обслуживания и повышение эффективности управления системой социального обслуживания
Понятие стандартизации в системе социального обслуживания.
Государственные стандарты социального обслуживания
Квалиметрия и оценка качества социального обслуживания.
Тема 8. Культура управления и ее изменения в социальных службах
Культура управления в социальных службах.
Методы измерения культурного уровня управления.
Управление «культурными изменениями».
Тема 3. Планирование и прогнозирование в управлении социальной работой. Социальные проекты и программы в управлении в социальной сфере
Планирование социальной работы.
2. Технология и содержание прогнозов в социальной сфере.
Проекты в социальной работе.
Социальные программы как механизм управления в социальной работе.
1
Планирование является важнейшей функцией управления, определяющей задачи, наиболее эффективные методы и средства, сроки выполнения поставленных задач, а также исполнителей. Планирование состоит в определении и ранжировании по важности для выполняемой задачи целей и задач деятельности определенного периода времени, в разработке сбалансированных по необходимым затратам и наличным ресурсам планов действий для их достижения и определении ответственности за исполнение.
Планирование – это процесс практического воплощения стратегии, принятия совокупности взаимосвязанных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации. Планом называется официальный документ, в котором отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности.
Термин «планирование социальной работы» появился в России в начале 90-х гг. Данный вид планирования на практике реализуется, прежде всего, в виде организационных планов, которые классифицируются по двум признакам:
1) время (период времени) – перспективные, текущие планы, в том числе годовые, квартальные, месячные, недельные, ежедневные;
2) учреждения социальной защиты – планы работы министерства и его структурных подразделений, комитетов (управлений) социальной защиты, центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров, домов-интернатов, служб социальной помощи и др.
Согласно «Методическим рекомендациям по планированию и организации работы центров социального обслуживания» годовой план работы центра социального обслуживания включает следующие разделы.
1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения (отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания, а также службы срочной социальной помощи).
2. Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных работников.
3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.
Планы на более короткие периоды составляются по аналогу и с учетом особенностей текущего периода. По включаемым в планы мероприятиям определяются сроки выполнения и назначаются ответственные.
2
Прогнозирование социальной работы – это выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках осуществления изменений.
Процесс прогнозирования в управленческой деятельности в социальной работе может состоять из последовательности этапов.
1-й этап – составление программы прогностического исследования (цели, задачи, проблемы, гипотезы, методы, структура, организация исследования).
2-й этап – построение базовой модели прогнозируемого объекта, на основе которой разрабатывается поисковый и нормативный прогноз.
3-й этап – определение прогнозируемого фона, т. е. анализ факторов, воздействующих на состояние и динамику объекта, поисковое прогнозирование.
4-й этап – расчет возможных показателей поисковой модели вероятных значений и конструирование возможных результатов.
5-й этап – нормативное прогнозирование, оценка достоверности и точности прогнозных моделей.
Результаты социальных прогнозов призваны отражать:
- сравнение отечественных и зарубежных достижений в исследуемой области;
- показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения;
- ожидаемые показатели;
- варианты распределения социальных ресурсов или ресурсов, их компенсирующих;
- оценку социальных исследований мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными органами и т. п.;
- оценку эффективности вкладываемых средств и проводимых экономических реформ;
- оценку возможности применения данных методов в других сферах социальной практики;
- оценку возможных объемов финансовых ресурсов на решение локальных социальных проблем.
3
Проект в социальной работе понимается как система, включающая следующие элементы:
- сформулированные цели;
- создаваемые для реализации этих целей социальные учреждения, физические объекты, системы социальной защиты;
- разрабатываемые и утверждаемые соответствующие документы – программы, планы, расчеты, сметы и др.;
- рассчитываемые необходимые ресурсы – материальные, финансовые, трудовые, временные;
- комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.
Таблица 1 – Классификация проектов
Признаки классификации | Виды проектов |
Объем трудовых (трудоемкость), финансовых (стоимость) и материальных (материалоемкость) затрат | Малый проект. Мегапроект, в том числе международный, межгосударственный, федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой, местный |
Содержание | Технический, научно-технический, социальный, экономический, социально-экономический, экологический, производственный, строительный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный |
Сроки реализации | Краткосрочный. Среднесрочный. Долгосрочный |
Как можно увидеть из таблицы 1, все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной стороне проекта.
4
Программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание и направленный на достижение конечной цели. Программы можно рассматривать как разновидность проектов.
В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит и то и другое.
Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию, называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Его содержание представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Содержание программно-целевого управления
Компоненты ПЦУ | Необходимо определить |
Цель программы | Что должно быть достигнуто в конечном счете? |
Составные цели, задачи, перечень мер (мероприятий) | Что требуется сделать для достижения цели? |
Ресурсное обеспечение – информационные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы | Какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы? |
Временная характеристика программы | На какой период времени рассчитана программа |
Организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер, взаимодействие между ними | Каков механизм организации управления реализацией программы? |
Учетный, отчетный и контролирующий механизм (механизм обратной связи) | Как отслеживается и оценивается выполнение программы? |
Коррективы содержания и механизма реализации программы | Какие изменения следует внести в содержание и реализацию программы? |
Подведение итогов. Окончание программы | Как и насколько выполнена программа? |
ПЦУ по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.