Социальные программы как механизм управления в социальной работе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3. Планирование и прогнозирование в управлении социальной работой. Социальные проекты и программы в управлении в социальной сфере

Планирование социальной работы.

2. Технология и содержание прогнозов в социальной сфере.

Проекты в социальной работе.

Тема 4. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Понятие социальной организации и цели управления социальной организацией.

Методы создания организации в социальной работе и ее реорганизации.

Тема 6. Контроль и проверка эффективности как функции управления в социальной работе.

Понятие и виды контроля в социальной работе.

Понятие «эффективность социальной работы» в аспекте организационно-управленческой деятельности.

Тема 7. Стандартизация социального обслуживания и повышение эффективности управления системой социального обслуживания

Понятие стандартизации в системе социального обслуживания.

Государственные стандарты социального обслуживания

Квалиметрия и оценка качества социального обслуживания.

Тема 8. Культура управления и ее изменения в социальных службах

Культура управления в социальных службах.

Методы измерения культурного уровня управления.

Управление «культурными изменениями».

Тема 3. Планирование и прогнозирование в управлении социальной работой. Социальные проекты и программы в управлении в социальной сфере

Планирование социальной работы.

2. Технология и содержание прогнозов в социальной сфере.

Проекты в социальной работе.

Социальные программы как механизм управления в социальной работе.

1

Планирование является важнейшей функцией управления, определяющей задачи, наиболее эффективные методы и средства, сроки выполнения поставленных задач, а также исполнителей. Планирование состоит в определении и ранжировании по важности для выполняемой задачи целей и задач деятельности определенного периода времени, в разработке сбалансированных по необходимым затратам и наличным ресурсам планов действий для их достижения и определении ответственности за исполнение.

Планирование – это процесс практического вопло­щения стратегии, принятия совокупности взаимосвязан­ных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации. Планом называется официальный документ, в кото­ром отражаются: прогнозы развития организации в бу­дущем; промежуточные и конечные задачи и цели, сто­ящие перед ней и ее отдельными подразделениями; ме­ханизмы координации текущей деятельности.

Термин «планирование социальной работы» появился в России в начале 90-х гг. Данный вид планирования на практике реализуется, прежде всего, в виде организационных планов, которые классифицируются по двум признакам:

1) время (период времени) – перспективные, текущие планы, в том числе годовые, квартальные, месячные, недельные, ежедневные;

2) учреждения социальной защиты – планы работы министерства и его структурных подразделений, комитетов (управлений) социальной защиты, центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров, домов-интернатов, служб социальной помощи и др.

Согласно «Методическим рекомендациям по планированию и организации работы центров социального обслуживания» годовой план работы центра социального обслуживания включает следующие разделы.

1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения (отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания, а также службы срочной социальной помощи).

2. Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных работников.

3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.

Планы на более короткие периоды составляются по аналогу и с учетом особенностей текущего периода. По включаемым в планы мероприятиям определяются сроки выполнения и назначаются ответственные.

2

Прогнозирование социальной работы – это выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках осуществления изменений.

Процесс прогнозирования в управленческой деятельности в социальной работе может состоять из последовательности этапов.

1-й этап – составление программы прогностического исследования (цели, задачи, проблемы, гипотезы, методы, структура, организация исследования).

2-й этап – построение базовой модели прогнозируемого объекта, на основе которой разрабатывается поисковый и нормативный прогноз.

3-й этап – определение прогнозируемого фона, т. е. анализ факторов, воздействующих на состояние и динамику объекта, поисковое прогнозирование.

4-й этап – расчет возможных показателей поисковой модели вероятных значений и конструирование возможных результатов.

5-й этап – нормативное прогнозирование, оценка достоверности и точности прогнозных моделей.

Результаты социальных прогнозов призваны отражать:

- сравнение отечественных и зарубежных достижений в исследуемой области;

- показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения;

- ожидаемые показатели;

- варианты распределения социальных ресурсов или ресурсов, их компенсирующих;

- оценку социальных исследований мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными органами и т. п.;

- оценку эффективности вкладываемых средств и проводимых экономических реформ;

- оценку возможности применения данных методов в других сферах социальной практики;

- оценку возможных объемов финансовых ресурсов на решение локальных социальных проблем.

3

Проект в социальной работе понимается как система, включающая следующие элементы:

- сформулированные цели;

- создаваемые для реализации этих целей социальные учреждения, физические объекты, системы социальной защиты;

- разрабатываемые и утверждаемые соответствующие документы – программы, планы, расчеты, сметы и др.;

- рассчитываемые необходимые ресурсы – материальные, финансовые, трудовые, временные;

- комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.

 

Таблица 1 – Классификация проектов

Признаки классификации Виды проектов
Объем трудовых (трудоемкость), финансовых (стоимость) и материальных (материалоемкость) затрат Малый проект. Мегапроект, в том числе международный, межгосударственный, федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой, местный
Содержание Технический, научно-технический, социальный, экономический, социально-экономический, экологический, производственный, строительный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный
Сроки реализации Краткосрочный. Среднесрочный. Долгосрочный

Как можно увидеть из таблицы 1, все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной стороне проекта.

4

Программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание и направленный на достижение конечной цели. Программы можно рассматривать как разновидность проектов.

В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит и то и другое.

Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию, называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Его содержание представлено в таблице 2.

 

Таблица 2 – Содержание программно-целевого управления

Компоненты ПЦУ Необходимо определить
Цель программы Что должно быть достигнуто в конечном счете?
Составные цели, задачи, перечень мер (мероприятий) Что требуется сделать для достижения цели?
Ресурсное обеспечение – информационные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы Какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы?
Временная характеристика программы На какой период времени рассчитана программа
Организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер, взаимодействие между ними Каков механизм организации управления реализацией программы?
Учетный, отчетный и контролирующий механизм (механизм обратной связи) Как отслеживается и оценивается выполнение программы?
Коррективы содержания и механизма реализации программы Какие изменения следует внести в содержание и реализацию программы?
Подведение итогов. Окончание программы Как и насколько выполнена программа?

ПЦУ по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 257.