Цель всех коммуникационных мероприятий - реализация путей покрытия потребности в персонале, а также представление преимуществ организации как работодателя.
Объектами коммуникационной функции являются:
• сотрудники организации, которые выступают в качестве участников внутреннего рынка труда.
• внешний рынок труда как источник потенциальных претендентов;
• открытость системы управления как фактора влияния на формирование суждений об организации.
2.1. Сегментирование рынка труда представляет собой процесс разделения спроса на персонал и его предложения на отдельные элементы. Эти элементы представляют собой целевые группы, на которые ориентируется работодатель в своих взаимоотношениях с рынком труда.
Выделение целевых групп на рынке труда
Критерий сегментирования | Содержание параметров |
Географический | Регион,численность,административное деление |
Демографический | Возраст,пол,семейное положение,национальный состав |
Экономический | Уровень образования,занятость по профессиональной принадлежности,по отраслевой структуре, уровень доходов, трудовой стаж |
Психографический | Личностные качества, тип личности, жизненные потребности |
Поведенческий | Карьерные ориентации, мотивационные установки,степень заинтересованности в работе |
2.2. Источники и пути покрытия потребности в персонале. Источники покрытия потребности в персонале могут быть внешними и внутренними по отношению к организации-работодателю.
Внешние источники - это объекты профессиональной и социальной инфраструктуры, обеспечивающие покрытие потребности в персонале организации.
Внутренние источники - это возможности организации в самообеспечении потребности в персонале.
Пути покрытия потребности в персонале представляют собой способы приобретения персонала у определенного источника покрытия.
Выделяют две разновидности: активные и пассивные.
Активные пути покрытия потребности в персонале:
1) организация набирает персонал непосредственно в учебных заведениях посредством заключения двусторонних соглашений, как с данным учебным заведением, так и с участником обучения;
2) организация представляет заявки по вакансиям в местные или межрегиональные службы занятости (биржи труда);
3) организация использует услуги консультантов по персоналу и услуги специализированных посреднических фирм по найму персонала (коммерческих бирж труда);
4) организация вербует новый персонал через своих сотрудников. Это происходит главным образом в 3 направлениях:
· вербовка кандидатов из семейного круга сотрудников;
· вербовка кандидатов в других организациях;
· вербовка в учебных заведениях;
5) организация заключает лизинговые соглашения с другими работодателями на условиях предоставления кадровых ресурсов.
Пассивные пути покрытия потребности в персонале:
1) организация сообщает о своих вакантных местах через рекламные объявления в средствах массовой информации и специальных изданиях;
2) организация ожидает претендентов после проведения рекламной компании местного характера.
Пути привлечения персонала и ситуация на рынке труда
Ситуация на рынке труда | Пути привлечения персонала |
Благоприятная Уравновешенная Напряженная Низкие затраты на приобретение персонала Высокие затраты на приобретение персонала | (П1), (П2) (П1), (А2), (П2), (АЗ), (А4) (П1), (А1), (АЗ), (А4), (А5) (П2), (А1), (А2), (А4), (А5) (П1), (АЗ), (А4) |
Планирование и прогнозирование потребности в персонале
Планирование потребности в персонале - одно из важнейших направлений кадрового планирования, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.
Планирование потребности в персонале включает следующие этапы:
• анализ различных видов планов организации, влияющих на кадровое обеспечение (планы производства и реализации, планы инвестиций);
• анализ статистики по персоналу, включая информацию о его деловой оценке и продвижении;
• определение фактического состояния по количеству и качеству персонала;
• расчет качественной и количественной потребности в персонале;
• сравнение данных, полученных на двух предыдущих этапах планирования;
• планирование мер по покрытию потребности в персонале.
Качественная потребность, (потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу) рассчитывается исходя из общей организационной структуры; профессионально-квалификационного деления работ; требований к должностям и рабочим местам; штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей; документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы.
Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.
Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.
Количественная потребность в персонале планируется посредством определения его расчетной численности и ее сравнения с фактической обеспеченностью.
Выделяют несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале.
1. Метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса. Данные о времени процесса дают возможность рассчитать численность рабочих-сдельщиков или рабочих-повременщиков, количество которых определяется непосредственно трудоемкостью процесса. Для расчета следует пользоваться следующей типовой зависимостью:
, где
- численность рабочих
- время, необходимое для выполнения производственной программы
- полезный фонд времени одного рабочего
- коэффициент пересчета явочной численности в списочную.
– количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе;
– количество изделий i – ой номенклатурной позиции;
– время выполнения процесса по изготовлению изделия i–ой номенклатурной позиции;
- время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом i–ой позиции;
– коэффициент выполнения норм времени.
Время изготовления 1-цы продукции по технологии
= Фактическое время изготовления 1-цы продукции
Полезный фонд времени одного работника (Т пол.) и коэффициент пересчета явочной численности в списочную определяются из баланса рабочего времени одного работника.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 312.