За этапами выработки миссии и стратегических целей следуют два аналитических этапа: стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия.
Основные методы стратегического анализа
Стратегический анализ - это средство преобразования информации, полученной в результате анализа, в стратегический план предприятия. На этапе анализа создается необходимая информационная база для проведения целеполагания и определения стратегии.
В связи с тем, что на данном этапе оценить влияние многих факторов в денежном выражении не всегда представляется возможным, оценка часто производится по экспертно-балльной системе.
В стратегическом анализе основное внимание акцентируется на качественных аспектах. К формам представления результатов выдвигаются требования наглядности и простоты.
Как правило, в структуре любого предприятия есть аналитические подразделения: маркетологи отслеживают рынок, экономические службы проводят финансовый анализ и т.д. Главной проблемой является не отсутствие анализа, как такового, а взаимоувязка его целей и результатов. От обычной аналитической работы стратегический анализ отличают следующие моменты:
1) глубина анализа должна быть достаточной для принятия стратегических решений (не больше и не меньше);
2) одной из целей стратегического анализа является поиск новых возможностей развития, что значительно выходит за рамки традиционного анализа;
3) стратегический анализ никогда не бывает идеальным. Собрать абсолютно всю информацию и сделать точный анализ рынка – нереально;
4) существуют трудности со сбором информации. С практической точки зрения более-менее надежными источниками являются:
- официально раскрываемая информация (годовые, квартальные отчеты). Главное ограничение состоит в том, что официально раскрывают информацию только АО (это общая информации, финансовая, включая годовой баланс), а для анализа мелких предприятий нужно искать другие пути;
- публикации в прессе (новости, аналитика, интервью);
- отраслевые информационные порталы;
- внутренняя пресса (корпоративные газеты, бюллетени и т.п.);
- выставки:
- базы данных (органов государственной статистики).
Для результативного изучения состояния компонент внешней среды на предприятии создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для предприятия внешних факторов.
Изучение компонент внешней среды не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывают сейчас. Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать фирму и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.
В теории и практике стратегического планирования нет четкой классификации методов стратегического анализа.
Основными применяющимися методами стратегического анализа являются:
1) методы экспертных оценок;
2) многостороннее ситуационное, матричное моделирование;
3) методы построения сценариев;
4) анализ и переработка аналитической базы данных, которые имеют место, в основном, при оценке внутреннего состояния предприятия.
Стратегический анализ внутренней среды предприятия подкрепляется традиционным технико-экономическим и финансовым анализом.
Методы экспертных оценок
Современный метод экспертного оценивания представляет собой синтез традиционной экспертизы, математических процедур обработки и анализа их результатов. Идея экспертного оценивания состоит в том, что для получения необходимой новой информации привлекаются компетентные эксперты. Эксперты проводят интуитивно-логический анализ какого-либо вопроса с целью вынесения суждения по нему.
Данная группа методов стратегического анализа предполагает учет субъективного мнения экспертов о текущем и будущем состоянии. Экспертные оценки разделяются на:
- индивидуальные;
- коллективные.
К индивидуальным экспертным оценкам относятся методы «интервью», аналитически записки. Коллективные экспертные оценки включают метод «мозговой атаки», метод Дельфи, метод комиссий.
Индивидуальные экспертные оценки постепенно стали особой разновидностью опроса экспертов. Отдельный эксперт обладает ограниченными возможностями прогнозирования. Его сильная сторона как специалиста — накопленные им знания, опыт, определенная логика мышления — нередко оборачивается его слабой стороной: «груз прошлого» мешает эксперту подняться над уровнем привычных тенденций и осознать необходимость качественных изменений.
Коллективная работа экспертов помогает совместно преодолеть этот недостаток. Результатом опроса экспертов является обычно не просто «усредненное» мнение группы специалистов. Идет процесс объективизации субъективных оценок, что при соблюдении известных методических требований заметно повышает надежность прогноза.
К основным этапам организации процесса экспертного оценивания относят:
- формирование цели и задач экспертного оценивания, принятие решения о проведении экспертного оценивания;
- формирование группы управления из штата высшего звена управления, которая докладывает о результатах экспертизы;
- выбор метода получения экспертной информации и способов ее анализа;
- формирование экспертной группы;
- формирование анкет-опросников;
- экспертиза (опрос экспертов);
- обработка и анализ результатов экспертизы;
- интерпретация результатов;
- составление отчета.
Цель и задачу экспертного оценивания формулирует заказчик, он же принимает решение о том, когда, где и как ее проводить, какие результаты должны быть получены и в какой форме представлены.
При проведении анализа экспертными методами необходимо соблюдать следующие требования:
1) Состав и квалификация рабочей группы экспертов должны соответствовать изучаемой проблеме, а число экспертов, как правило, — не менее 10 человек (норма управляемости).
2) Все методы предусматривают однозначное понимание вопросов и относительную независимость экспертов.
3) Перед опросом экспертов следует уточнить направления развития анализируемой системы и составить сценарий, отражающий цели, подцели и средства их достижения.
4) Обработка материалов экспертного опроса должна осуществляться с помощью статистических приемов. При обработке результатов экспертных оценок по относительной важности проблем среднее значение, дисперсия и коэффициент вариации исчисляются для каждой оцениваемой проблемы.
На практике применяются различные процедуры экспертных опросов, определяющие:
- характер контактов экспертов друг с другом (анонимный или нет), т.е. очные или заочные опросы;
- обратную связь в работе экспертов (наличие или отсутствие возможности самообучения в процессе экспертизы), т.е. одноразовые иди многоразовые (в несколько туров) опросы.
Одной из главных разновидностей коллективного очного опроса является так называемый метод «мозгового штурма» или «коллективная генерация идей». В основе этой методики лежит организация коллективного обсуждения проблемы путем стимулирования влияния друг на друга и создания «цепной реакции идей». Ключевые звенья такой организации работы:
1) категорический запрет на критику любого мнения, оценки, рекомендации, высказанных во время заседания экспертов, независимо от впечатления, которое они на первый взгляд производят;
2) подбор специалистов примерно равного научного и должностного статуса (чтобы избежать «давления» авторов);
3) максимальная краткосрочность сессии (не более 1.5-2 ч);
4) четкая формулировка поставленной на обсуждение проблемы;
5) скрупулезная регистрация высказываний.
Один из ведущих экспертов назначается руководителем экспертной сессии. В его обязанности входят подготовка проблемы, обеспечение подготовки, проведение и обработка материалов сессии. Кроме того, он является высшей инстанцией, к которому можно апеллировать при возникновении каких-либо недоразумений.
Далее в дело вступает центральное звено — эксперты-генераторы, отличающиеся способностью высказать нетривиальные, оригинальные идеи. Затем — эксперты-модераторы, в задачу которых входит «приглушение», «притормаживание» обсуждения явно случайных, непродуманных или не относящихся к делу идей с целью возвращения дискуссии в намеченное русло.
Потом им на смену приходят эксперты-аниматоры, стремящиеся оживить заглохшие почему-либо конструктивные идеи.
Наконец, эксперты-селекторы (желательно уже после завершения сессии) оценивают высказанные предположения, идеи, рекомендации, отбирают наиболее конструктивные и дают сводку руководителю, который подводит итоги.
Другая разновидность очного опроса экспертов — метод комиссии (или традиционная дискуссия). Это обычный обмен мнениями, в ходе которого каждый участник имеет право задавать вопросы выступающему, критиковать, выступать неограниченное число раз.
Такая процедура имеет относительно низкий коэффициент полезного действия. Сильной стороной этого метода является обеспечение мгновенной обратной связи и быстрое обучение экспертов.
Третья разновидность — «метод отнесенной оценки». В основу этого метода положена процедура итерации заочного опроса, то есть процедура повторения нескольких циклов дискуссии с выяснением сущности наметившихся разногласий и постепенной разработкой единого мнения. Простейшей разновидностью заочного опроса экспертов является разовый анонимный опрос.
Существенный недостаток заочного опроса экспертов, заключающийся в низком коэффициенте полезного действия, породил другой вариант заочного опроса, так называемый «метод отнесенной оценки», получивший большую известность под названием метод Дельфи.
В основу этого метода положена идея о потенциальной возможности самообучения экспертов при проведении заочного опроса в несколько туров. Выделяют две его основные характеристики:
1) анонимность ответов. Мнение экспертов получают посредством формального опросного листа, обычно по почте, что позволяет избежать проблем лидерства в группах;
2) контролируемая итерация. Взаимодействие осуществляется путем систематической процедуры проведения нескольких итераций опросов. Каждый эксперт опрашивается несколько раз, и после каждой серии вопросов производится анализ результатов и согласование мнений.
После первого тура эксперты знакомятся с итоговыми характеристиками. Во втором туре они получают возможность либо сблизить свое мнение с большинством, либо изучить и обсудить причину отклонения. В третьем туре новая информация позволяет еще раз пересмотреть точку зрения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 216.