Стратегический отраслевой анализ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    Последние достижения НТР сделали границы между отраслями размытыми и подвижными. Группа отраслей, которые взаимодействуют как по вертикали, так и по горизонтали, например, по общности ресурсов, технологий, информаций, производства, инвестиционных программ, называется отраслевым кластером. Формирование кластера является средством повышения национальной конкурентоспособности. В 20 веке сформировалась новая отрасль науки, которая получила рабочее название NBIC (Nanotechnogy, Biotechnology, Information technology, Cognitiv psychology) – Эн –Бик. Именно на этом базисе и распространяется адаптивное управление.

    Исходя из особенностей концентрации капитала и производства, можно говорить о монополизированных и раздробленных отраслях. В монополизированных отраслях, например, в автомобилестроении, погоду делают несколько крупнейших фирм (олигополия). Инструментом их воздействия на остальных является лидерство в ценах, когда все остальные фирмы молча ориентируются на ведущие и свою ценовую политику строят с учетом ее действий.

    В немонополизированных отраслях существует значительное число средних и мелких фирм, производящих разнообразные товары небольшими партиями. Они ориентируются на второстепенные виды деятельности, требующие низких капитальных и текущих затрат. Рынок таких отраслей находится под влиянием национальной специфики, ограничен географически. Конкуренция в таких условиях варьирует от умеренной до ожесточенной.

    Исходя из модели жизненного цикла, все отрасли можно разделить на зарождающиеся, развивающиеся, зрелые и переживающие спад.

    В зарождающихся отраслях растет объем продаж, но они остаются малоприбыльными вследствие значительных затрат на организацию производства, маркетинг и т.д.

    Развивающиеся отрасли начинают выпускать продукцию, пользующуюся все большим спросом. Увеличиваются продажи и прибыль, одновременно появляются конкуренты.

    Особенностями зрелых отраслей являются: насыщение спроса на продукцию, стабилизация или замедление роста продаж, обострение конкуренции, замедление НИОКР. Основными конкурентными преимуществами в зрелых отраслях являются низкие издержки, обусловленные экономией на масштабах. Путями усиления конкурентных позиций в зрелых отраслях являются модификация существующей продукции, совершенствование каналов сбыта, перенесение производства в страны с низкой заработной платой, выход на международные рынки.

    При спаде в отрасли усиливается конкуренция за выход с рынка, рекомендуемые стратегии «сбора урожая» направлены на максимальное выжимание из продукции и ликвидацию фирмы.

    При отраслевом анализе большое значение имеет степень государственного регулирования отрасли, включая систему квотирования, требования по экологичности, безопасности и т.д. Степень государственной поддержки определяется в значительной степени приоритетностью развития той или иной отрасли, что находит свое выражение в Федеральных целевых программах, государственных концепциях развития народного хозяйства.

В целом, при отраслевом анализе определяются основные движущие силы и доминирующие характеристики отрасли.

Доминирующие в отрасли экономические характеристики:

- размеры рынка;

- области конкурентного соперничества (локальная, региональ­ная, национальная, глобальная);

- скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;

- число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;

- число покупателей и их относительные размеры;

- легкость входа и выхода;

- степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;

- уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;

- влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;

- является ли степень использования производственных мощ­ностей критичной в достижении ценовой эффективности производства;

- наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;

- требования к капиталу;

- прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.

    Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли, включают:

- усиление глобализации в отрасли;

- инновации в технологии, маркетинге, управлении;

- влияние законодательных изменений;

- изменение социальной, демографической обстановки;

- снижение риска в бизнесе.

Целесообразно составить «портрет» отрасли по этим характе­ристикам и затем его проанализировать. Для этого в таблице приве­дены данные по стратегической важности отдельных экономических характеристик.

 

Таблица 3.1 - Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли

Характеристика Стратегическое значение
Барьеры входа/выхода Высокие барьеры защищают позиции уже существующих фирм, низкие делают их уязвимыми к входу новых конкурентов
Прибыльность в отрасли Высокоприбыльные отрасли привлекают новые входы, условия депрессии поощряют выход
Избыток или дефицит производственных площадей Избыток мощностей повышает издержки

 

Продолжение таблицы 3.1

Характеристика Стратегическое значение
Размеры рынка Малые рынки не имеют тенденции привлекать новых конкурентов, большие чаще привлекают крупные корпорации
Рост размеров рынка Быстрый рост вызывает новые вступления, замедление роста усиливает соперничество
Стадия развития отрасли Стадии роста и зрелости привлекают новых конкурентов
Быстрые изменения технологии Возрастает риск, инвестиции в технологию и оборудование могут не успеть окупиться

Дата: 2018-12-28, просмотров: 279.