ТЕМА: Психология малой группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологические процессы и особенности в малой группе :

1.Принятие решений (процесс принятия группового решения).

2.Групповое давление (при не соблюдении норм и ценностей возникает психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление).

3.Конфликт - трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть между членами группы. Причины:

· наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;

· присутствие противоборства между различными членами группы (руководителем и неформальными лидерами);

· появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств, как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.

Факторы, влияющие на структуру группы:

1.Цели группового взаимодействия, обусловливающие разную степень интеграции его участников.

2. Степень автономности группы (по отношению к руководству).

3. Степень удовлетворения потребностей членов группы (интересная работа, наличие друзей, престижность), которая определяет её сплоченность.

4. Социально-психологические и психологические особенности членов группы (однородность группы по половозрастным характеристикам, образованию, уровню квалификации и соответственно общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, которые являются основой для формирования тесных связей между членами группы). Разнородный по этим признакам коллектив подвержен риску распада на несколько неформальных групп.

5. Размер группы – чем он меньше, тем больше вероятность формирования неформальной структуры, и, наоборот, по мере увеличения группы ее организация в большей степени будет сводиться к формальным взаимоотношениям.

(39), (43)  ТЕМА: Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах.

     В группах и коллективах существуют взаимоотношения.

      Взаимоотношения - это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Это отношение идущее от людей к людям. При взаимоотношениях осуществляется «обратная связь». Взаимоотношения реализуются в общении и через общение. Взаимоотношения (межличностные отношения) в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия её членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

         Система межличностных отношений в малой группе складывается порой стихийно. В большинстве случаев она трудно различима, часто организационно не оформлена. Между тем, она чрезвычайно значима, т.к.  поскольку на основе межличностных отношений формируются все основные компоненты малой группы и многие элементы их составляющие: взаимные требования и нормы совместной деятельности, межличностные оценки, сопереживание и сочувствие; соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.

      Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.

1.Общественно-политические взаимоотношения – это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведении общественных и других мероприятий в группе.

2. Служебные взаимоотношения – это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для её членов целей.

     Деловые (служебные) отношения создаются в ходе выполнения служебных, профессиональных обязанностей, регламентированных официальными документами: инструкцией, уставом, постановлением, административным приказом и т.п. Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости:

1)деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива, имеют одинаковые права и обязанности и выполняют одинаковые функции (две медсестры, два врача и т.п.)

2)деловые отношения подчинения. Принцип субординации – принцип должностного подчинения младшего по должности старшему, основанный на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимопомощи, психологической совместимости (врач-медсестра, медсестра-санитарка). Этот принцип является стержнем в работе медицинского коллектива.

     Внеслужебные (личные)взаимоотношения – это отношения, складывающиеся между членами малой группы вне служебной деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха.

      Все взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.

       Групповые устремления – это цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы.

      Групповое мнение – это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определённым фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри её, так и за её пределами.

      Групповые настроения – это сложные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определённый период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных её членов.

     Традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта и совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, ставшие потребностью каждого её члена.

(43)Межличностные отношения. Проблемы адаптации. Нарушения коммуникации.

Один и тот же человек в разных ситуациях играет различные роли, обусловленные положением, занимаемым индивидом в тех или иных общественных отношениях. Если эти роли вступают в противоречие, например, роль хорошей матери и добросовестного работника, то развивается внутренний конфликт.

С конфликтом связана проблема адаптации. Внутренняя адаптация это полное внутреннее приспособление человека  к нормам, обычаям, взглядам и поведению окружающего общества. Внешней адаптацией  называется приспособляемость в поведении, при которой сохраняется внутренняя автономия. Внешняя адаптация при противоречивых отношениях не исключает развитие внутреннего конфликта. Внешний конфликт – это открытое столкновение лиц с различными интересами и тенденциями.

При возникновении конфликтных ситуаций имеют место различные нарушения коммуникаций (Р.Шпигель):

1. Грубая деструктивная коммуникация – стремление нарушить мировоззрение, отношения и интересы другого, иногда сопровождается враждебностью. Результатом является углубляющееся непонимание.

2. Авторитарная  коммуникация выражается в навязывании человеку собственных взглядов и моделей поведения, имеет односторонний характер.

3. Разделительная коммуникация – человек  воспринимает информацию извне, но она не оказывает на него влияния, он действует по собственному усмотрению.

4. Псевдокоммуникация  - носит формальный характер, например, поверхностный разговор о погоде.

5. Нонкоммуникация – фактическое прерывание общения, несмотря на то, что внешняя коммуникационная ситуация (присутствие партнера) формально сохраняется (витает мыслями в облаках).

6. Резистентная коммуникация – партнер принимает информацию, но отказывается отвечать, выражая своё недоверие и сопротивление.

ТЕМА: Образование и развитие малых групп.

  Образование и развитие малой группы включает в себя несколько стадий:

Первая стадия – является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания.

На второй стадии – отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет процесс формирования групповых норм и традиций, начинает функционировать общее мнение, групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, проявляется слаженность в действиях её членов.

На третьей стадии – группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», со всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конечный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 214.