ТЕМА: Лидерство. Руководство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В любой организации существует разделение труда, в том числе наличие руководителей и подчиненных. В социальной психологии проблема лидерства занимает одно из важнейших мест. В любой группе выделяется лидер. Без лидера ни одна группа существовать не может.

  Лидер (от англ. – «ведущий») – член группы, за которым она признает преимущество статусе и право принимать решения в значимых для неё ситуациях. Лидера можно определить как личность, способную объединить людей ради достижения какой-либо цели.

   В группе могут быть как официальные лидеры, так и неофициальные. Неофициальный лидер оказывает заметное влияние на товарищей благодаря своим определенным, личным качествам, в большинстве случаев положительным (бывает и отрицательным). Как правило, все лидеры превосходят других членов группы в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности.

    Если руководство – это процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, то лидерство – процесс ее внутренней социальной, психологической самоорганизации и самоуправления.

     Положение авторитетного лидера заметно влияет на психологию всей группы.

     С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют следующие типы лидеров:

· бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

· социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах, спортивных, творческих);

· политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимого от бесплодного. Большую роль играет доверие к своему лидеру, признание его достоинств, заслуг и полномочий.

    Лидер находится в сильной зависимости от коллектива (соответствие и выражение интересов группы).

ü интеллигентность в вербальном и символическом планах;

ü инициативность, т.е. способность направлять активность;

ü уверенность в себе – благоприятная самооценка;

ü привязанность к сотрудникам;

ü решительность, зрелость;

ü мотивационные способности.

   В зависимости от определяющих функций выделяют следующие виды лидеров:

Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует.

Лидер-творец. Привлекает к себе способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми, даже опасными.

Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первый идет на встречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу.

Лидер-дипломат. Опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. В курсе всех сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту.

 

    Чем отличается лидер от руководителя? Лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается из вне, имеет официальные полномочия для управления людьми. Руководить – это значит объединять людей и направлять их к определенной цели. Взаимодействие руководителей и подчиненных осуществляется в системе административно-правовых отношений официально-правовой организации.

   Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организацию, контроль деятельности подчиненных и организации в целом.

   Власть может принимать различные формы:

Американский ученый Фред Рейвен выделяет:

ü власть, основанную на принуждении;

ü власть, основанную на вознаграждении;

ü экспертную власть (основана на специальных знаниях, которых не имеют другие);

ü эталонную власть или власть примера (подчиненные стараются походить на своего руководителя);

ü законную или традиционную власть (один человек подчиняется другому на основе того, что они стоят на различных иерархических ступеньках в организации).

Наиболее эффективный вариант, когда у руководителя имеются все эти виды власти.

Некомпетентный руководитель имеют следующие характеристики:

ü не учитывает человеческие ресурсы, не умеет работать с людьми;

ü проявляет консерватизм, придерживается устаревших взглядов;

ü пренебрегает информацией, которая ему непонятна;

ü недооценивает противника;

ü проявляет нерешительность в принятии решений;

ü проявляет упорную неуступчивость, упрямство при решении проблеы;

ü склонен верить в мистические силы – судьбу, фатальность неудач и т.п.

Особенности качеств руководителя определяют его управленческий стиль. Здесь существует определенная классификация.

v Авторитарный – наилучший с точки зрения администратора, который в любом деле ценит единоначалие, не давая подчиненным проявить инициативу.

v Демократический – вовлекает подчиненных в процесс принятия решений; управление по принципу: «Моя точка зрения – одна из возможных».

v Либеральный – избегает собственного участия в принятии решений, предоставляет это подчиненным; стиль подходит для сплоченного коллектива единомышленников, где контроль руководителя отсутствует.

v Деловой –  предполагает работу по рассчитанным и оптимальным срокам.

v Авральный – противоположный деловому, «Давай-давай, работай, потом разберемся» - девиз руководителя авральщика.

  Критерием эффективности руководства является  степень авторитета руководителя, который зависит от его личностных качеств, профессиональной компетентности, деловых качеств, от его отношения к своей деятельности, от понимания и учета психологии подчиненных. Взаимоотношения руководителя и подчиненных, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления и авторитета руководителя.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 239.