Проблемы социализации личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

      Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.

        Процесс формирования личности – социализация – заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей

      Термин «социализация», не смотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки. Понятие социализация было введено в социальную психологию в 40-50-е годы в работах Бандуры, Дж. Кольмана и др.

      Социализация личности представляет процесс формирования личности в определённых социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальных опыт в собственные ценностные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те норма и шаблоны, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Правила поведения, приличия, нормы морали не одинаковы в разных обществах, и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

      Социализация осуществляется в общении и деятельности.

      Она может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим начало социализации. Начинается социализация личности в семье и продолжается в школе, в ВУЗе, на производстве. Социализация личности – процесс, в ходе которого человек с определёнными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качество, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе.

     Социализация заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта. Воспитание – одна из форм этого процесса, а именно управляемая и целенаправленная социализация. К специальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения, молодежные организации, семья.

      Процесс социализации не завершается с достижением взрослого возраста, он непрерывно идет на протяжении всей жизни человека.

     Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный характер, так и стихийный.

     Основным фактором социального формирования личности является направленность – система доминирующих социально обусловленных отношений индивида к действительности, которая характкризуется интересами, идеалами, мировоззрением, убеждениями (А.Н. Леонтьев).

     Формы направленности:

· влечение – наименее дифференцированное смутное стремление без четкого осознания цели;

· желание – более высокая форма направленности, характеризующаяся наличием цели;

· интерес – стремление выделять и познавать специфические предметы  и явления.

        Приоритетные интересы определяют мировоззрение – систему взглядов человека на мир, общество, самого себя. Это важнейшее качество, обусловленное направленностью личности и в свою очередь само определяющее ее направленность. Мировоззрение влияет на выбор мотивов и развитие интересов. Не является врожденным, а формируется в процессе жизнедеятельности. Это более высокая степень направленности.

      Кроме того, к формам направленности относятся:

· совесть – нравственная самооценка человеком своих поступков;

· чувство стыда, переживаемое как моральная неудовлетворенность своими поступками.

      Направленность взаимосвязана с другими личностными структурами; её влияние распространяется на индивидуальные психические свойства и биологические системы организма.

       Направленность человека имеет многоуровневую структуру, в основе которой лежат потребности – внутренние состояния в форме нужды, являющиеся источниками активности.

(уровни потребностей по А. Маслоу):

1. Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности (в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности).

3. Потребность в любви и принадлежности (в чувстве общности, принадлежности к определенной группе, в дружбе).

4. Потребность в самоуважении (а также в уважении и признании другими людьми).

5. Потребности в самоактуализации (в развитии и реализации собственных возможностей, способностей, потенциала, личностного совершенствования).

      Мотивация – внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением актуальной потребности (осознаваемые и неосознаваемые; мотивация на успех и мотивация на неудачу).

      Мотивация на успех – это позитивная мотивация, направленная на достижение конструктивного, положительного результата. Мотивированные на успех люди активны, инициативны, ищут различные способы преодоления препятствий, отличаются настойсивостью в достижении цели.

        Мотивация на неудачу – негативная мотивация, связанная с потребностью избежать неудачи, порицания, наказания, срыва. В основе лежат негативные ожидания. Люди, мотивированные на неудачу, ищут поводы для отказа от ответственных заданий, выбирают заниженные цели.

      В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т.д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребёнка люди.

      В ходе воспитания в системе образования (школа, ВУЗ) формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры, системы ценностей и традиций.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 290.