Невроз - психогенное заболевание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оно возникает после конфликтов, нарушающих значимые отношения личности, и проявляется симптоматикой, которая в той или иной степени от­мечается и у здоровых людей после душевных волнений.

Только у больных она не соответствует тяжести конфликта и длится чрезмерно долго. "Один после конфликта плачет навзрыд, рвет на себе воло­сы (истерия), другой горюет (депрессия), третий тихо и бесплодно пережива­ет ситуацию, мечтает отомстить обидчику ( навязчивость), при этом никак не может от этих мыслей отвлечься и заснуть (бессонница), а потом чувствует усталость, быстро утомляется (астения), становится раздражительным". (М.Е. Литвак).

Все ли заболевают во время эпидемии гриппа? Больше подвержены за­болеваниям те, кто находится в состоянии эмоционального напряжения, что ведет к ослаблению иммунных сил. Ослабление иммунитета ведет к тому, что организм перестает бороться с перерождающимися клетками. Так возни­кает

возможность развития злокачественной опухоли.

ТЕМА: Стратегии поведения в конфликтных ситуациях:

      Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения: избегание или уход; приспособление; соперничество или конкуренция; компромисс; сотрудничество.

Избегание - это поведение в конфликтной ситуации, которое выражает­ся самоустранением, игнорированием или фактическим отрицанием кон­фликта.

Формы ухода могут быть разными: Вы молчите, выключаясь из обсуж­дения вопроса, демонстративно удаляетесь с переговоров или обиженно ухо­дите с полным отказом от дальнейших дружеских и деловых сношений с конфликтующей стороной, язвительно отпуская замечания по поводу оппо-

нентов за "их спиной".

Приспособление - это поведение, проявляющееся в изменении дейст­вий и установок под реальным или воображаемым давлением противопо­ложной стороны, податливость чужому мнению в ущерб собственным интере­сам.

Выглядит это так. Вы делаете вид, что все в порядке, даже если что-то очень сильно задевает Вас, предпочитаете мириться с происходящим, чтобы не испортить отношения: сначала молча соглашаетесь, а потом вынашиваете план мести или стараетесь найти обходные пути, чтобы добиться своей цели.

Соперничество или конкуренция - отличается сильной личной вовле­чённостью в борьбу, активизацией всех Ваших потенциальных возможностей при игнорировании интересов оппонента.

Основной принцип этой стратегии: « Чтобы я выиграл, ты должен про­играть».

Соперничество проявляется тем, что Вы или Ваш партнер стремитесь во что бы то ни стало доказать свою правоту, прибегаете к давлению на сопер­ника, стараетесь переубедить его, перекричать, применить физическую силу, требуете безоговорочного согласия и послушания.

Компромисс — это разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Каждая из сторон снижает уровень своих притязаний. Оба оппонен­та с самого начала ищут справедливого исхода конфликтной ситуации. При­чинами выбора компромиссного решения обычно являются: стремление хотя бы к частичному выигрышу; признание ценностей и интересов других лю­дей, как и своих собственных, желание быть объективным; когда переговоры зашли в тупик, и компромисс - единственный выход.

Сотрудничество - это стратегия поведения, при которой на первое ме­сто ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворе­ние интересов всех её участников.

Стратегия сотрудничества будет наиболее эффективной, если: решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него отстраниться; конфликтующие стороны имеют длительные и взаимозавися-щие отношения; есть время поработать над возникшей проблемой; стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; участники конфликта обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в по­ложении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Тема: Агрессия.

    Агрессия – это форма социального поведения, для которой характерно:

· наличие субъект-субъектного или субъект-объектного взаимодействия, рассматриваемое как патологическая форма;

· наличие признака инициативы и направленности действий против конкретного человека или объекта;

· наличие цели, заключающейся в причинении вреда, нанесении ущерба;

· использования в качестве способа достижения цели непосредственного применения силы, угрозы ее применения или демонстрация превосходства в силе.

Все деструктивные (разрушительные) действия могут быть расценены как агрессия, они имеют общую психологическую природу, сходную мотивацию.

Причины агрессии:

· Биологические: наследственность, отягощенная психическими заболеваниями; злоупотребление алкоголем; употребление наркотиков и психотропных препаратов; наличие тяжелых или повторных черепно-мозговых травм.

· Социально-психологические: образование; наличие и характер выполняемой работы; семейное положение и отношения между членами семьи (сплоченность или разлад, близость родителей и ребенка, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства, опыт насилия в семье и отсутствие контроля); личностные качества (эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, склонность к эмоциям ярости и гнева, повышенная раздражительность); средства массовой информации (демонстрация насилия).

Научение агрессивному поведению под влиянием социально-психологических факторов проходит двумя путями: посредством прямого подкрепления (поощрения) и наблюдения агрессивных действий.

      Так же к внешним факторам, определяющим возникновение агрессии, относятся особенности среды или ситуации, которые могут повысить вероятность агрессивных действий, в частности физические условия:

· перепады температурного режима;

· шум;

· теснота (скученность);

· загрязнение воздуха (дым, неприятные запахи);

· насильственная порнография, спорт с элементами насилия.

Концепции агрессии.

   Агрессия как инстинктивное поведение. Психоаналитическая концепция рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Агрессия – это результат конфликта между саморазрушением и самосохранением, инстинкт смерти (З. Фрейд, 1920).

  Эволюционный подход предполагает, что предрасположенность к агрессии является следствием естественного отбора, это проявление инстинкта борьбы, присущее всем живым существам, включая человека.

   Агрессия как проявление побуждения. Теория фрустрации-агрессии Дж. Долларда (1939) заключается в том, что побуждение к агрессии является производной фрустрации:

· фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

· агрессия всегда является результатом фрустрации.

  Доллард считал, что для возникновения агрессии решающими и стимулирующими являются три фактора:

· степень ожидаемого удовлетворения от достижения цели;

· сила препятствия на пути достижения цели;

· количество последовательных фрустраций.

Агрессия как приобретенное социальное поведение. Согласно точке зрения А. Бандуры (1983), агрессия включает в себя сложные навыки, которым надо учиться. Соответственно, будучи приобретенной моделью социального поведения, она может подвергаться модификации. При этом подчеркивается роль социальных условий, изменение которых ведет к предотвращению или изменению агрессии.

 Классификация видов агрессии.

1. Агрессию можно описать на основании трех шкал:

- физическая – вербальная;

- активная – пассивная;

- прямая – не прямая.

        Их комбинации дают восемь возможных категорий агрессии. Например: вербальная – активная – непрямая (распространение клеветы); физическая – пассивная – непрямая (отказ освободить место).

2. По признаку мотивированности различными целями:

- враждебная – причинение вреда;

- инструментальная, для которой нанесение ущерба не является самоцелью, она направлена на осуществление других желаний, например, принуждение или самоутверждение (характерна для детей и подростков).

       3. По вариантам реализации:

              - конструктивная (проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме с позитивным эффектом, способствует изменению каждого члена группы и формированию деловых отношений).

              - деструктивная (прямая, связана с нарушением морально-этических норм и правил поведения, препятствующая развитию межличностных отношений и разрушающая их).

              - дефицитарная (характеризуется отсутствием достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков, что проявляется, в частности, в игнорировании окружающих и ограничении социальных контактов).

Управление агрессией.

   Предотвращение агрессии – наказание, но при условии, что агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления. Оно должно быть достаточно суровым, следовать сразу же за агрессивными действиями и соответствовать определенным правилам.

   Снижение агрессии может происходить двумя путями:

1) демонстрация неагрессивного поведения;

2) ответные реакции, несовместимые с агрессией (боль и страдания жертвы, юмор, неожиданная похвала, подарок).

 

ТЕМА: Психология общения.

  Значение общения в жизни человека. Общение является жизненно важной потребностью для каждого человека. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что если лишить человека возможности общения с себе подобными, то это отрицательно влияет на его психологическое развитие, особенно в детском возрасте. Наблюдения психологов и психиатров за маленькими детьми в детских домах показывают, что основным фактором, негативно влияющим на их психическое развитие, является недостаток контактов со взрослыми (эмоциональная депривация).

    Из истории известно, что дети, случайно оказавшиеся и выросшие в стаях животных, по уровню своего развития, по своему поведению соответствуют тем животным, среди которых они выросли. При возвращении таких детей в человеческое общество, они с большими трудом усваивают те знания и навыки, которыми обладают другие люди.

     Человек, как и всякое живое существо, неразрывно связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизненные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи является общение.

     Общение – это субъект-субъектное взаимодействие между людьми, в котором участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании, в обмене чувствами, мнениями.

     Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый,  особенно будущий медицинский работник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно общаться с пациентами, их родственниками, коллегами и руководителями.

          Множество людей пытаются найти ответ на вопрос: «Для чего общаться?» За таким вопросом нередко стоят: неудовлетворенность человека своими реальными контактами, разочарование в себе или в людях, недоверие к имеющимся собеседникам.

         Американский миллиардер Джон Рокфеллер (1839-1938), хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый товар, как сахар и кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». А русский мыслитель Петр Чаадаев (1794-1856) остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе».

           В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

· коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

· интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности – например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

· перцептивная сторона общения включает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению.

  В процедуре акта общения выделяют следующие звенья:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

  Если какое-либо из звеньев акта общения утеряно, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов и общение окажется неэффективным. Эти умения называют социальным интеллектом, практически – психологическим умом, коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью.

  Рассмотрим эти понятия подробнее. В последние годы в науке наряду с понятием общения используется понятие коммуникация. Но это не одно и тоже.

   Общительность – склонность общаться.

   Коммуникабельность – способность общаться.

    Коммуникация – более широкое по объему понятие, чем общение. Это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. Коммуникация в переводе с латинского языка обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась.

     Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо имть обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

     Таким образом, коммуникативная компетентностьэто способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

      Для эффективной коммуникации характерно:

1) достижение взаимопонимания партнеров;

2) лучшее понимание ситуации и предмета общения.

                Более упрощенную схему этапов общения можно представить следующим образом:

· установление контакта;

· ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.п.);

· обсуждения вопроса, проблемы;

· принятие решения;

· выход из контакта.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 238.