РАЗДЕЛ II . СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

РАЗДЕЛ II . СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ЛЕКЦИИ)

Новосибирск 2018

 

ТЕМА: Социальная психология личности.

ТЕМА: Этапы социализации личности.

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), ребёнок усваивает социальный опыт, адаптируется.

2. Стадия индивидуализации – промежуточная социализация (подростковый возраст) ещё не устойчиво самоопределение, выделение себя, критическое отношение к обществу, нормам поведения.

Юношеский возраст (от18 до 23-25 лет) – устойчиво-концептуальная социализация, вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (желание найти своё место в обществе), проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможно:

· сохранение своей непохожести или появление агрессивных взаимодействий с людьми и в обществе;

· изменение себя, стремление стать «как все» (конформизм).

4. Трудовая стадия (весь период зрелости человека) усвоение и воспроизведение социального опыта.

5. После трудовая стадия (пожилой возраст) процесс передачи опыта молодому поколению.

      Выделение стадий имеет большое значение. Для становления личности важно, через какие соц. группы она входит в социальную среду как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

 

ТЕМА: Групповая деятельность          

Личность и группа.

     Группа – это социологическая категория, изучаемая в рамках социальной психологии как общность, соответствующая понятию «реальная группа».

       Человек, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность с учетом взглядов, существующих в группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями групп и находят свое выражение в определённых правилах и стандартах поведения – социальных нормах, которые могут влиять не только на действия личности, но и на такие трудно распознаваемые психические явления, как, например, установки. Принадлежность к какой-либо группе способствует формированию  соответствующих установок. Человек часто не осознаёт, что поступая так или иначе, он делает это под воздействием общегрупповых взглядов. Групповые нормы выступают в качестве одного из регуляторов поведения личности не только в пределах данной группы, но и при взаимодействии члена группы с представителями других социальных общностей. Социальные нормы выражаются в соответствующих правилах и

выступают как средство ориентации личности в определённой ситуации и общественного контроля  за поведением личности со стороны данной группы.

    Установки и убеждения, принятые в малых группах, могут соответствовать или противоречить нормам общества в целом. Когда человек оказывается в группе, он получает представление её обычаях, традиция, ритуалах. Такие знания необходимы ему для понимания действий членов группы и коррекции собственного поведения. Нормы предусматривают позитивные санкции (поощрения, материальные вознаграждения), по отношению к тем, кто их соблюдает и негативные для тех, кто от них отступает (неодобрение, наказание).

 

       С точки зрения психологии групп, существует четыре типа коммуникативного поведения личности, имеющие различное значение для выработки группового решения:

· стремление к лидерству, когда люди могут решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;

· поведение индивидуалистов, стремящихся решать проблемы в одиночку;

· приспособление к группе, подчинение другим ее членам;

· поведение коллективистов, которые пытаются найти решение совместными усилиями, готовы принять предложения других членов группы и сами выступают с инициативой.

Для успешного решения задач имеют значение определённые сочетания различных типов поведения в группе. Быстрее справляются с проблемами группы, члены которых активны и действуют коллегиально.

ТЕМА: Образование и развитие малых групп.

  Образование и развитие малой группы включает в себя несколько стадий:

Первая стадия – является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания.

На второй стадии – отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет процесс формирования групповых норм и традиций, начинает функционировать общее мнение, групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, проявляется слаженность в действиях её членов.

На третьей стадии – группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», со всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конечный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство.

Тема: Агрессия.

    Агрессия – это форма социального поведения, для которой характерно:

· наличие субъект-субъектного или субъект-объектного взаимодействия, рассматриваемое как патологическая форма;

· наличие признака инициативы и направленности действий против конкретного человека или объекта;

· наличие цели, заключающейся в причинении вреда, нанесении ущерба;

· использования в качестве способа достижения цели непосредственного применения силы, угрозы ее применения или демонстрация превосходства в силе.

Все деструктивные (разрушительные) действия могут быть расценены как агрессия, они имеют общую психологическую природу, сходную мотивацию.

Причины агрессии:

· Биологические: наследственность, отягощенная психическими заболеваниями; злоупотребление алкоголем; употребление наркотиков и психотропных препаратов; наличие тяжелых или повторных черепно-мозговых травм.

· Социально-психологические: образование; наличие и характер выполняемой работы; семейное положение и отношения между членами семьи (сплоченность или разлад, близость родителей и ребенка, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства, опыт насилия в семье и отсутствие контроля); личностные качества (эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, склонность к эмоциям ярости и гнева, повышенная раздражительность); средства массовой информации (демонстрация насилия).

Научение агрессивному поведению под влиянием социально-психологических факторов проходит двумя путями: посредством прямого подкрепления (поощрения) и наблюдения агрессивных действий.

      Так же к внешним факторам, определяющим возникновение агрессии, относятся особенности среды или ситуации, которые могут повысить вероятность агрессивных действий, в частности физические условия:

· перепады температурного режима;

· шум;

· теснота (скученность);

· загрязнение воздуха (дым, неприятные запахи);

· насильственная порнография, спорт с элементами насилия.

Концепции агрессии.

   Агрессия как инстинктивное поведение. Психоаналитическая концепция рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Агрессия – это результат конфликта между саморазрушением и самосохранением, инстинкт смерти (З. Фрейд, 1920).

  Эволюционный подход предполагает, что предрасположенность к агрессии является следствием естественного отбора, это проявление инстинкта борьбы, присущее всем живым существам, включая человека.

   Агрессия как проявление побуждения. Теория фрустрации-агрессии Дж. Долларда (1939) заключается в том, что побуждение к агрессии является производной фрустрации:

· фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

· агрессия всегда является результатом фрустрации.

  Доллард считал, что для возникновения агрессии решающими и стимулирующими являются три фактора:

· степень ожидаемого удовлетворения от достижения цели;

· сила препятствия на пути достижения цели;

· количество последовательных фрустраций.

Агрессия как приобретенное социальное поведение. Согласно точке зрения А. Бандуры (1983), агрессия включает в себя сложные навыки, которым надо учиться. Соответственно, будучи приобретенной моделью социального поведения, она может подвергаться модификации. При этом подчеркивается роль социальных условий, изменение которых ведет к предотвращению или изменению агрессии.

 Классификация видов агрессии.

1. Агрессию можно описать на основании трех шкал:

- физическая – вербальная;

- активная – пассивная;

- прямая – не прямая.

        Их комбинации дают восемь возможных категорий агрессии. Например: вербальная – активная – непрямая (распространение клеветы); физическая – пассивная – непрямая (отказ освободить место).

2. По признаку мотивированности различными целями:

- враждебная – причинение вреда;

- инструментальная, для которой нанесение ущерба не является самоцелью, она направлена на осуществление других желаний, например, принуждение или самоутверждение (характерна для детей и подростков).

       3. По вариантам реализации:

              - конструктивная (проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме с позитивным эффектом, способствует изменению каждого члена группы и формированию деловых отношений).

              - деструктивная (прямая, связана с нарушением морально-этических норм и правил поведения, препятствующая развитию межличностных отношений и разрушающая их).

              - дефицитарная (характеризуется отсутствием достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков, что проявляется, в частности, в игнорировании окружающих и ограничении социальных контактов).

Управление агрессией.

   Предотвращение агрессии – наказание, но при условии, что агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления. Оно должно быть достаточно суровым, следовать сразу же за агрессивными действиями и соответствовать определенным правилам.

   Снижение агрессии может происходить двумя путями:

1) демонстрация неагрессивного поведения;

2) ответные реакции, несовместимые с агрессией (боль и страдания жертвы, юмор, неожиданная похвала, подарок).

 

ТЕМА: Психология общения.

  Значение общения в жизни человека. Общение является жизненно важной потребностью для каждого человека. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что если лишить человека возможности общения с себе подобными, то это отрицательно влияет на его психологическое развитие, особенно в детском возрасте. Наблюдения психологов и психиатров за маленькими детьми в детских домах показывают, что основным фактором, негативно влияющим на их психическое развитие, является недостаток контактов со взрослыми (эмоциональная депривация).

    Из истории известно, что дети, случайно оказавшиеся и выросшие в стаях животных, по уровню своего развития, по своему поведению соответствуют тем животным, среди которых они выросли. При возвращении таких детей в человеческое общество, они с большими трудом усваивают те знания и навыки, которыми обладают другие люди.

     Человек, как и всякое живое существо, неразрывно связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизненные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи является общение.

     Общение – это субъект-субъектное взаимодействие между людьми, в котором участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании, в обмене чувствами, мнениями.

     Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый,  особенно будущий медицинский работник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно общаться с пациентами, их родственниками, коллегами и руководителями.

          Множество людей пытаются найти ответ на вопрос: «Для чего общаться?» За таким вопросом нередко стоят: неудовлетворенность человека своими реальными контактами, разочарование в себе или в людях, недоверие к имеющимся собеседникам.

         Американский миллиардер Джон Рокфеллер (1839-1938), хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый товар, как сахар и кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». А русский мыслитель Петр Чаадаев (1794-1856) остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе».

           В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

· коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

· интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности – например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

· перцептивная сторона общения включает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению.

  В процедуре акта общения выделяют следующие звенья:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

  Если какое-либо из звеньев акта общения утеряно, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов и общение окажется неэффективным. Эти умения называют социальным интеллектом, практически – психологическим умом, коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью.

  Рассмотрим эти понятия подробнее. В последние годы в науке наряду с понятием общения используется понятие коммуникация. Но это не одно и тоже.

   Общительность – склонность общаться.

   Коммуникабельность – способность общаться.

    Коммуникация – более широкое по объему понятие, чем общение. Это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. Коммуникация в переводе с латинского языка обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась.

     Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо имть обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

     Таким образом, коммуникативная компетентностьэто способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

      Для эффективной коммуникации характерно:

1) достижение взаимопонимания партнеров;

2) лучшее понимание ситуации и предмета общения.

                Более упрощенную схему этапов общения можно представить следующим образом:

· установление контакта;

· ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.п.);

· обсуждения вопроса, проблемы;

· принятие решения;

· выход из контакта.

Потребность в общении

   Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

    Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них – постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

  Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, – это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

   Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения – для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

 

 

Юношеский возраст.

    Одна из главных особенностей раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Юношеский возраст считается возрастом разворачивания проблемы отцов и детей. Мы и Они (взрослые) – одна из ведущих тем юношеской рефлексии, основа формирования особой юношеской субкультуры. С одной стороны, сохраняет свою актуальность потребность освобождения от контроля и опеки родителей – актуальны процессы обособления, стремления эмансипироваться, обособиться от влияния семьи, освободиться от зависимости. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Неумение или нежелание родителей принять автономию своих детей часто приводит к конфликтам. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

     С другой стороны, в юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми. Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения юношей, которые не были бы связаны с семейными условиями. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение и сама общность со взрослыми, в первую очередь с родителями, называются: выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, нравственные проблемы, увлечения, вопросы о себе и своем прошлом, настоящем, будущем, - все то, что связано с жизненным самоопределением. Но общение со взрослыми, по мнению самих юношей и девушек, возможно лишь при условии его диалогичности и доверительности. Юноши и девушки стремятся быть со взрослыми на равных и хотели бы видеть в них друзей и советчиков, а не наставников.

         Общение со сверстниками имеет для юношей и девушек очень важное значение. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, юноши и девушки не могут выработать необходимых для самостоятельной взрослой жизни коммуникативных качеств.

В этом возрасте появляются первые дружеские и любовные привязанности достаточно длительного, хотя по преимуществу романтического характера. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку и юноше обособление от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.    Общение со сверстниками решает целый ряд специфических задач: 1) это очень важный канал специфической информации (которую нельзя получить у взрослых); 2) это специфический вид деятельности и межличностных отношений (усвоение статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения); 3) это специфический вид эмоционального контакта (осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость).

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

РАЗДЕЛ II . СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ЛЕКЦИИ)

Новосибирск 2018

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 198.