II этап: ДЕМОКРАТЫ и ВИГИ (1830 – 1850-е гг.)

«Национальные республиканцы», принявшие название «вигов» в 1834 г., выступил в 1831 г. против Джексона под лозунгами покровительства американской промышленности, единообразной системе государственных сооружений, поддержки сената. Будучи продолжателями линии федералистов, они имели намерение вести борьбу с сильной исполнительной властью (как в свое время вигский парламент против абсолютизма Карла Стюарта). В целом, вигскую партию можно охарактеризовать к блок буржуазных кругов, прежде всего хлопчатобумажных фабрикантов севе­ро-востока и плантаторов юга. При этом в партии имелось крыло «сознательных» вигов – аболиционистов.

Демократическая партия, являясь наследницей основного течения республикан­ской партии Джексона, окончательно приняла своё название в 1834 г. Это были ярые англофилы, основной пункт программы которых «осуждение аболиционистов», лишение конгресса права вмешиваться во внутренние дела штатов.

В конгрессе CШA друг другу противостояли относительно организованные партийные фракции. Особенно активно действовала фракция демократов. В ней бы­ло разработано специфическое разделение труда: один из сенаторов высту­пал в роли «партийного кнута», обеспечивавшего солидарность членов фракция при голосовании.

Со временам в правящей партии стали преобладать сторонники рабства и его распространении на новые территории. Для вигов был изначально типичен раскол на северное и южное крыло по вопросу об антирабовладельческих петициях, о «правиле кляпа» и экспансии. После 1836 г. вопрос о рабстве стал для общенациональных партий одним из постоянных футоров политической конкуренции.

В 1840-е гг. сложились многие основные принципы и нормы функционирования партийной структуры. Среди них такие, как баланс сил партий в общенациональном масштабе, на регио­нальном и штатном уровне, признание законности существования оппозиции, кон-сенсуально-альтернативный тип отношений между партнерами, развитие партий как организаций. В практике обеих партий прочно утвердились Национальные конвенты, формально высшие органы партии, созываемые раз в четыре года для выбора кандидата на пост президента от этой партии и утверждение платформы. В промежутках между конвертами высшим органом партии являлся Национальный Комитет, который регулярно собирался на пленумы, а текущую работу выполнял его исполком во главе с председателем. Впервые такой Комитет был создан демократами в 1843 г. В 1856 г. их примеpу последовали республиканцы. Председатель вместе с Президентом и другими ведущими партийными деятелями курировали сис­тему ПА'П^ОНАМ. Эта система зародилась еще на рубеже ХVIII – ХIX вв., но окончательно оформилась в годы Джефферсоновской демократии. Суть её состоит в том, что президент и его помощники назначают на федеральные должности людей, оказавших партии те или иные услуги или могущих принести ей пользу в будущем. Получив должность таким образом, эти чиновники превращались в послушных воле партийных лидеров проводников политики партии.

В начале 1850-х гг. партийная система, различными путями пытавшаяся нейтрализовать проблему рабства, вступила в полосу острого политического кризиса. При этом деятельность третьей антирабовладельческой партии, созданной в 1843 г., - партии фрисольеров в северных штатах и откровенно экстремистских организаций рабовладельцев на Юге превратилась в постоянный фактор политической жизни.

По всем вопросам проблемы рабства обе партии оказались расколотыми на множество непримиримых группировок. В ведущей вигской партии после конфликта 1854 г. вокруг билля Канзас-Небраска произошло окончательное размежевание сил. Выборы 1856 г. стали последней страницей в её истории. Ва.^лейлим итогом краха демократы-виги стало начало в середине 1850-х гг. процесса перегруппировки в двухпартийной системе, прерванного Гражданской войной и затем продолжен­ного вплоть до окончания периода Реконструкции Юга. Главной движущей силой здесь стала новая Республиканская партия, которая была преемницей идейного нас­ледия и политического опыта антирабовладельческих организаций 1840 – 50-х гг.: партии свободы с 184 г., фрисойлеров с 1843 г. и свободных демократов с 1852 г. Краеугольным камнем программы этой партии было требование ограничения инс­титута рабства пределами его старой территории, а также требование принятия закона о гомстедах – бесплатном наделении поселенцев участками из фонда об­щественных земель.

Летом 1854 г. появилась крайне шовинистическая организация "Ничего не знаю­щих", выступившая с требованием сократить иммиграцию и закрыть «некоренным» американцам доступ к выборным должностям. «Нативисты» величали свое объединение ?денпм, доступ в который был открыт лишь «стопроцентным» американцам протестантского вероисповедания, родившимися в США. К осени 1859 г. «нативисты» прекратили свое существование.

Президентские выборы 1860 г. завершились победой кандидата Республиканской партии А. Линкольна. Далее прерванная Гражданской войной 1861-1865 гг. партийно-политическая перегруппировка была завершена в 1870-е гг. На этом этапе возник новый вариант шртяйно-нодштичеок©! сжетешн.обадванщй на шет© б^ж^&тт нартж! -                        и

 

Особенности права США

После провозглашения независимости, несмотря на сильные антианглийские на­строения, принцип правового • континуитета взял свое. Рецепция английского пра ва получила официальное признание в каждом из штатов. Поэтому американскому праву присущи почти те же черты, что и англосакс онв^яу праву; 1/Наличие системы т.н. "общего права"/"права юристов"/ и "права справедливое те", трансплантированных из метрополии и ее правовой традиции «Но здесь зна­чительно раньше, чем в Англии/по закону 1373г,о реорганизации судебной сис­темы в виде слияния судов общего права и права справедливости/, произошло слияние "общего права" с правом "справедливости"/ т.е. для Англии-^права, вы­работанного судом лорда-канцлера/. Последнее было поглощено в большинстве штатов и в правовой системе федерации судами общей юрисдикции виды правовых норм,актжвно вырабатываемых американскими судами, все чаще включаются в понятие "общее право? к-рое становится эквивалентом понятия "права, созданного судом", илм ^казуального нрава"/л^<е ^4//.Тершш"общее право" используется здесь для обозначения права, созданного в основном судь­ями/ ^с* ^7/г, л-/-/^»2-/,в отличив от права .созданного легислатурой/

Рецепция общего права имела место даже в тех штатах, где ранее в силу исто­рических обстоятельств применялось 1спанекое/§л0рида/нлк мексжканекое/Те-хае/законодательетво/ .

В целом,общее право и право справедливости в США составили единую систему казуального прецедентного права. Сам тершш ипрецедежт"применим к имеющим обязательную силу решениям Верховного суда, не однократное использование к-рых в последующей судебной практике придает им характер правовой нормы. Еще ^уществует понятие "вудебной доктрины", к-рое связывают обычно с целой серж-вй однотипных судебных решений. Они нередко получают краткое "кодовое "на­именование /н/р , доктрина" один человек-один голос " , "раздельное , но равное "/ .

2/ Наличие статутного Дисанного/права, играющего более значительную роль» чем в Англии.Ожо формулируется законодательной деятельностью Конгресса и штатов. Конституция США /ст.У1,п.2/закрепила приоритет федерального законо­дательства/самой К-ции, из данных на ее основе законов США, заключенных дого­воров/над законодательством штатов. В сфере статутного права обнаружилась довольно рано тенденция к упорядочению и кодификации. Последняя привела к созданию двух видов сводов законов гаЛконсолидаций"/"^,^^/^^^/ бы/ *, к-рые содержали лишь законы/федеральные или штатов/как бы дополняя" общее право", чем были близки английским сводам, издаваемым в качестве руководства по применению статутного права; б/"кодексы"по типу европейских кодифика­ций. Так, в 1848г. благо даря усилиям известного американского юристаД.Филда в штате Нью-Йорк были приняты кодексы гражданского и уголовного судопроизводства,! по его же проекту в 1872г. был принят ГК Калифорнии. В 1909г. был принят федеральный Уголовный кодекс.24

Но при сравнении с кодексами континентальной правовой системы американс­кие кодексы носят иной характер,ибо при жх толковании исходят жз того„что законодатель намеревался орразить в кодексе лишь ту норму,к-рая получила уже апробацию в ходе судебной нрактжткн.Поэтому существование здесь кодек­сов же умаляет значения "общего права",в основу к-рого положены прецеденты создаваемые судебной практикой»

Особое место в праве США занимали т.н."черные кодексы"»совокупность расис скиж законов,принятых в южных штатах поел© гражданской войны.Ииж запрещали ci,B частности,браки негров с белыми,замещение ими общественных должностей и занятие профессиями,кроме работы на плантациях и в сфере услуг.негры ли­шались свободы передвижения,собраний,ношения оружия,введение т.н."уголовно го рабстваи-наказания для черных безработных в виде обязательной по пригов ру суда работы на плантациях.

В американской праве менее заметна,чем в романо-греманекой правовой сие , влияние римского частного права в регулировании имущественных отноше­ний. Для англосаксонской системы права характерны своеобразие структуры, институтов и терминологии.Здесь в форме права выделяется ее национальная самобытность,напоминающая,в частности,© былой связи права с древни» обы­чаями и религиозными традициями.Здеск также не было воспринято римское де­ление права на частное и публичное»к-рое проявляется в том,что нет системы административной юстиции.Государственные етрукяуры ответственны перед суде); общей юрисдикции,как и частные лица,

В процессе развития право США приобретало все больше черт,отличающих его от английского права: jf / Здесь гораздо раньше законодательство стало влиять на формирование прав; ^ем в АЙглиж,Кроме того,здесь статутное право во всех штатах является код* ^йцированным,

Здесь важная для общего права доктрина судебного прецедента /^с*-ге о/ес/. -> принцип незыблемости прецедента,решений Верховного суда»обязателыых для всех судов страны и •• пересматриваемых позднее/ не получила широкого рас­пространения и развития в СЩА.Пересмотр Верховным судом своих предшествую­щих прецедентов и доктрин имел место ещ@ в ХДв.Появилось мнение,что свя­занность судей их предшествующими решениями является обычным и мудрым пра-вжлом^ио отнюдь не всеобщим и непреклонным требованием.В своих решениях cyj подчеркивал,что принцип1*^^^ о/ескк "имеет ограниченную сферу применения» он не означает механической формулы следования позднейшему решению,оаобеннс когда таковое влечет за собой коллизию с предыдущей доктриной,более широко! по своей сфере,внутренне более обоснованной ж проверенной опытом.

Исключительная роль Верховного суда в сфере конституционного правотворче стваОфипиально судебный конституционны!! контроль/сконструированный самими же судьями Верховного суда/связывают лишь с проверкой судом соотвешетвия законов конституции и с одновременным толкованием прж этом самого конституционного текстаОднако уже сам творе!£данно1!о_инстатута д.Маршалл не упустш шанс покрыть конституцию настощейЧщ1[ебной_ГЛОС^^) и встал тем самым на путь конституционного правотворчества.По сути судьи вписывают в нейтральны! язык конституции свои собственные экономические и социальные взгляды.Поэто­му все решения Верховного суда имеют два правовых аспекта:прямое вмешатель­ство в сферу законодательства и непосредственное воздействие на конституци­онные нормы.По существу Верховный суд действует как продолжающийся констит^ ционный конвент.принимающий юпоправкиик конституции.

Конституционное правотворчество Верховного суда скрывается за фасадом отл льных судебных дел,и из этих конкретных решений благодаря принципу судебно­го прецедента вырастают конституционные нормы,предстающие зачастую в виде связной и распространивши в судебной практике консяитуционной доктрины.

Судебные конституционные доктрины,как своего рода комбинации конституци­онного текста с серией судебных решений,играют важнейшую роль в процесс© ревизии конституции.

От первоначальной "юридичевкой"конституции/с ее абстрактными,по-библейся двусмысленными формулировками/ остался лишь остов,к-рый заполняется и над­страивается посредством судебных конституционных доктрин,прецедентов,отдель ных конституционных мнений судей и т.д.

Гибкость ж динамизм конституционного права,вырабатываемого судьями,прояв­ляется по ряду направлений:

а/в сфере толкования конституции Верховный суд менее всего придерживается принципа ^л^е cJec / s / s *'»Щрок© используя напротив практику пересмотра пре­цедентов;

б/в этой сфере суд не связан какими-либо жесткими принципами толкования, располагая большой свободой усмотрения,имея широкий диапозон исходных пози-пжйв процессе толкования;

в/ по целому ряду вопросов Верхоный суд сознательно отходит от "судебного "активизма" при толковании конституции % демонстрируя тенденцию к "самоогра­ничению", н/р,когда это для ншго по каким-либо причинам нежедательн^когда он по разным политическим соображениям предпочитал не втягиваться в опреде­ленные конституционные конфликты,ссылаясь на якобы невозможность рассмотре­ния дела в судебном порядке

Вследствие американского федералт в праве наблюдается ДТАЖЗМ: уровень федерации и уровень штатов. Специфика американской федерации довольно шйрокой^шше^ейедй-жтдашал! Различных сфер общественных ^тношетшйт^=Р*е~^Ш|е^е^ы_к_^_такЛ1очительному ведению/ по­родила явление, имннуе мое правввнм дуализмом, суть к-рого в том, что на терри­торию каадго штата распространяется действие двух правовых систем - своей собственной и федеральной. Там же менее в условиях автономии штатов, разде­льности федерального и штатного закокодательства и судопроизводства, смогла возникнутьууздфицированная правовая сие тема, пригодная для всей федерации. Дело в том, что на практике судьи не ограничиваются ссылками на прецеденты.


[1] Россия, за год до этого освободившая своих крепостных крестьян, также заняла доброжелательную позицию в отношении Союза, появление осенью 1863 года российских эскадр в Сан-Франциско и Нью-Йорке с инструкциями на случай войны с Англией стало примером дипломатического использования морской силы. Благодаря появлению на Тихом океане эскадры контр-адмирала А. А. Попова Англия отказалась от своего намерения вмешиваться в войну на стороне Конфедерации и тем самым позволила Северу продолжать блокаду портов Юга (к концу войны Юг в итоге столкнулся с катастрофической нехваткой боеприпасов). В ответ на это северные штаты поддержали Россию в польском вопросе.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 60.