Предпосылки, особенности и первые конституционные акты

 

Общая история Америки начинается с 1492 г., с ее открытия Христофором Ко­лумбом. Начало же подлинной истории американского народа можно отнести к 1607 г., когда Англия, вытеснив большинство других держав из данного региона, основала г. Джеймстаун в Виргинии – первой из 13 колоний, образовавших позд­нее США. Особое внимание новым началам политико-правовой жизни в Америке уделили т.н. «отцы-пилигримы», гонимые из Англии пуритане, основавшие в 1620 г. колонию Новая Англия. Так, они подписали на корабле «Майский цветок» соглашение (Конветант) весьма необычного для того времени содержания, т.к. еще не была известна идея «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо: «...Сим актом соединяемся мы в еди­ное целое, в одно политическое и гражданское тело для поддержания порядка среди нас и достижения общей цели».

Во второй половине XVIII в. число английских колоний достигло тринадцати, причем юридически небезынтересен вопрос о взаимоотношениях их с метрополией. Одна часть колоний управлялась в соответствии с королевскими хартиями, выданными торговым компаниям, их основавшим. Другая – хартиями, дарованными какому-либо отдельному лицу; вторая группа колоний получила название «собственнических». Существовали также коронные колонии, которые находились под управлением королевской власти.

Причем если «Славная революция» 1688 г. подорвала королевский авторитет в самой Англии, то в колониях наоборот способствовала его укреплению. Политику здесь все больше стали определять королевские губернаторы, своего рода вице-регенты колоний, фактически продолжавшие линию Стюартов, как будто не существовало Ганноверов.

В целом, американский конституционализм колониального периода характери­зовало самым широким смешением функций и должностей, обусловленным тем острым соперничеством, что возникло между королевскими губернаторами и провинциальными ассамблеями.

Начиная с последней четверти XVIII в. на протяжении около 60 лет Север­ная, Центральная и Южная Америка пережили целый ряд политических переворо­тов. Эти колониальные национально-освободительные революции происходили несколькими волнами и охватили все основные колонии Англии, Франции, Испании и Португалии. Первым их этих массовых восстаний была Революция 1775–1783 гг. в тринадцати колониях Англии. Причем наряду с основной задачей завоевания национальной независимости перед революциями в Западном полушарии стояли и многие другие, связанные с этим коренные и неотложные задачи. В их числе установ­ление в Новом Свете политической демократии, уничтожение средневековых ограничений, сковывавших промышленность и торговлю, отмена рабства и пеоната, более справедливое распределение земли и отделение церкви от государства.

Таким образом, государственно-правовое развитие США исторически берет свое начало с Войны за независимость от английского более чем двухвекового господства и закладывает основы нового независимого государства. Необходимо бы­ло каким-то образом с помощью ряда идеологических и политических мер свя­зать разобщенные колонии в единое государство, достаточно сильное, чтобы противостоять Англии, проводившей политику меркантилизма в отношении колоний. Дополнением этому служили законы, препятствовавшие торговле между колониями, обя­зывавшие их перевозить все направляемые за границу товары на английских кораблях и через английские порты, запрещавшие производство в колониях товаров, производившихся уже в Англии. Важным фактором в развитии американской революции явились также две английские революции XVII в.: революция 1640-1660 гг. и революция 1688 г., которые придали политическое значение многим выступлениям, имевшим место в колониях. Отношения между колониями и метрополией были настолько напряженными, что уже в 1750 г. начали возникать первые революционные институты, призванные заменить английские государственные органы в колониях.

Эта революция явилась результатом взаимопроникновения трех потоков: коренного столкновения интересов между правящими кругами колониальной державы и большинства населения колоний; классового расслоения самих колоний и порождаемых этим столкновений; развивающегося чувства американской национальности, которое сложилось на почве пестрого этнического состава населения колоний, развития его собственной культуры, психического склада и даже языка.

Эти столкновения, которые затрагивали самые насущные вопросы – гражданские свободы, налоги, землю, долги, избирательные права, представительство – неизменно имели два аспекта: борьбы против Англии и борьбы против тирании в самих колониях (внешний аспект – колониальная, освободительная война, и внутренний – массовые восстания против антидемократических элементов). В такой обстановке, когда даже давние узы с метрополией вызывали большое возмущение, Англия по окончании Семилетней войны 1756-1763 гг. начала полити­ку централизации и усиления притеснения колоний. Это вызвало отпор, отпор по­влек за собой кары, кары породили возмущение. Ответом на возмущение явились репрессии, которые и привели к революции. Дело в том, что колонии к 60-м гг. XVIII в. уже переросли стеснительную меркантилистскую систему Анг­лии. Последняя же несмотря на это предприняла ряд законодательных и админист­ративных мер, например, Закон о таможенном обложении Америки, Закон о денежном обращении, Закон о военном постое, Закон о гербовом сборе 1765 г., Чайный закон 1773 г., борьба против ввоза чая по которому вылилась в т.н. Бостонское чаепитие в декабре 1773 г. Больше того, в 1774 г. заседал Первый Континентальный Конгресс, принявший «Суффолкские резолюции», где неподчинение королю и парла­менту обосновывалось «законом природы» и теорией общественного договора. 14 октября 1774 г. была принята «Декларация прав и нужд колоний», в которой говорилось о доктрине «никакого налогообложения без представительства». В целом, этот Конг­ресс, возникнув как консультативная ассамблея и трибуна, вскоре стал актив­ной руководящей силой. В мае 1775 г. был созван Второй Континентальный Конгресс Соеди­ненных колоний, ставший своего рода революционным центральным правительством. Перед этим Конгрессом в условиях начавшихся в апреле 1775 г. военных действий (сражения в Конкорде и Лексингтоне) встали проблемы по созданию континентальной армии и назначению на пост главнокомандующего самого прославленного воина колоний Дж. Вашингтона, проблема выпуска де­нег, регулирования торговли и, наконец, необходимость рассмотрения предложен­ного Б. Франклином проекта «Статей конфедерации». Уже в июле 1775 г. принимает­ся «Декларация причин и необходимости взяться за оружие», хотя сама независи­мость будет провозглашена лишь спустя 15 месяцев. За этот период произойдет сдвиг от движения, клянущегося в верности и преданности английской короне, типа отправленной Конгрессом королю «Петиции оливковой ветви», к движе­нию, исполненному решимости положить конец этой приверженности.

Перелом в настроении американцев наступил после опубликования в 1776 г. памфлета Томаса Пейна «Здравый смысл», где он призывал Америку утвердить свою независимость и выступил сторонником республики, предлагая разбить корону и куски ее рассеять в народе, «которому она принадлежит по праву». Англия по-преж­нему считала проводимую ею политику правильной, чему подтверждение слова Б. Франклина: «На янки смотрят как на мерзкое чудови­ще, и парламент считает, что петиции от подобного рода созданий не подобает принимать и читать в таком собрании мудрецов как британский парламент».

Все это привело к тому, что весной 1776 г. Конгресс наконец приступил к осуществлению мероприятий, которые завершились провозглашением независимости. 7 июня 1776 г. делегат Виргинии Ричард Генри Ли внес резолюцию из трех пунк­тов: 1) Соединенные колонии есть и по праву должны быть свободными и независимыми, разрываются все связи между ними и Великобританией; 2) необходимо при­нять все меры для заключения союзов с иностранными государствами; 3) необходимо выработать и передать для рассмотрения колоний план создания конфедерации.

Ответственность за подготовку планов конфедерации легла на Дж. Дикинсона; задача выработки договоров о союзе восставших колоний с иностранными государствами (прежде всего Францией) выпала на долю Дж. Адамса; составление Декларации, оправдывающей провозглашение независимости, было поручено специально созданной комиссии в составе Т. Джефферсона, Б. Франклина, Дж. Адамса, Р. Шермана и Р. Ливингстона.

К тому времени еще в апреле-мае 1776 г. в Северной Каролине, Виргинии и других колониях была провозглашена независимость и объявлены республики. Причем огромное влияние на готовившийся документ оказала «Декларация прав Виргинии» от 12 июня 1776 г.

1 июля 1776 г. Конгресс приступил к обсуждению документа обще-государственного масштаба, подготовленного по сути одним человеком – Томасом Джефферсоном. Однако, за фигурой последнего, по словам Паррингтона «мыслителя с голо­вой аристократа на плечах плебея», стояли идеи античных авторов, английских философов и французских просветителей, американские демократические традиции (например, в некоторых аспектах есть прямая связь с договором отцов-пилигримов).

4 июля 1776 г. «Декларация независимости» была единогласно одобрена с небольшими поправками 13 штатами, став первым в истории официальным документом, который провозглашал принцип народного суверенитета как основу государственного устройства.

Начинается этот революционный манифест с заявления о том, что «должное уважение к человечеству обязывает изложить причины», побудившие американцев к решительным шагам. Затем излагается сама сущность политической доктрины Декларации – принцип народного суверенитета, который состоит из трех главных идей: 1) люди, по природе своей обладающие равными качествами, нуждами, обязанностями и желаниями, наделены основными правами на жизнь, свободу и стремление к счастью; 2) для обеспечения этих прав люди учреждают правительства (по теории общественного договора); 3) правительства, уничтожающие эти права, являются тираническими, они могут и должны быть изменены или упразднены народом, который имеет право и обязан учредить такие формы правления, «которые наиболее пригодны для обеспечения безопасности и счастья народа».

Другой основной идеей Декларации независимости является также утверждение права нации на самоопределение – право народа «расторгнуть политические связи, соединяв­шие его с другим народом, и занять среди держав земного шара то отдельное и равное положение, на которое ему дают право законы природы».

Еще одной великой идеей и в то же время предметом критики за свою фик­тивность была идея гражданского равенства. Здесь ограниченность Декларации независимости в том, что заявляя «все люди сотворены равными», она вовсе не имела в виду всех мужчин и всех женщин и обошла вопрос о рабстве, по сути предусмотрев принцип равноправия только для белых мужчин-собственников, но не для индей­цев и негров.

Предмет насмешек для циников, но бич для тиранов, Декларация независимости – это свидетельство о рождении Американской республики. Провозглашенный ею принцип народного суверенитета, доведенный до права на политическую независимость, в условиях Америки тот времени означал провозглашение права на революцию.

Хотя в ходе войны против Великобритании решались главным образом военные задачи, восставшие колонии, объявив себя штатами, активно оформляли свою государственно­сть. В 1775 – 1778 гг. во всех тринадцати штатах были приняты собственные конституции, открывавшиеся заявлениями типа Декларации независимости и дополнившиеся принятыми почти повсеместно биллями о правах. Что же касается центрального правительства, то была выработана первая общеамериканская конституция под названием «Статьи Конфедерации и Вечного Союза», идея которой впервые была высказана Б. Франклином еще в июле 1775 г. и одобрена Конгрессом лишь 15 ноября 1777 г. Ратификация этого акта всеми штатами 1 марта 1781 г. имела положительное значение, знаменуя шаг по пути сплочения сил независимости. Однако центральная власть оставалась крайне слабой, и штаты сохраняли суверенитет по многим вопросам. Провозгла­сив республику, эта Конституция по сути установила непрочную конфедерацию, союз государства не союзное государство. Единственным совместным органом был Конг­ресс, не предполагалось никакого постоянного исполнительного органа, и он мог принимать решения по узкому кругу вопросов только при получении согласия 9 штатов из 13. Поэтому первая американская Конституция была в силу многих причин (переходный период от состояния колоний к независимости, условия военного времени и т.д.) слабой, как плод компромисса, рассчитанного на поддержание баланса между центральной и местными властями. Дж. Вашингтон, бывший президентом Конгресса, писал в те дни, что связь между штата держится на «веревке из песка», а престиж общих союзных органов упал очень низко.

 

 

– II –

Дата: 2018-12-28, просмотров: 55.