Упражнение «Гости»
Цель: развитие мелкой моторики рук. Педагог использует рифмовку:
— Мама, мама!
(Мизинцами постучать друг о друга четыре раза.)
— Что, что, что?
(Постучать указательными пальцами.)
— Гости едут!
(Касаются мизинцы.)
— Ну и что?
(Указательные пальцы.)
— Здрасьте, здрасьте!
(Средний и безымянный пальцы дважды перекрестить с теми же пальцами другой руки.)
— Чмок, чмок, чмок!
(Похлопать ладошками.)
Игра «Весёлые рожицы»
Цель: выработка правильной артикуляционной позиции. Перед учащимися карточки с изображением различных артикуляционных позиций. Детям поочерёдно даётся карточка с одним из изображений. Один ребёнок воспроизводит позицию, остальные указывают изображение на образце.
5. Этап «Мы общаемся».
Цель: формирование умения выражать свои желания с помощью жестов и символов.
— Итак, ребята, у нас накрыт праздничный стол. Садитесь за него, будем пить чай.
— Из чего пьют чай? Покажите жестом или с помощью символа.
Учащиеся демонстрируют соответствующий жест или символ чашки.
— Куда мы положим торт? (Показ жеста или символа.)
Далее детям даётся задание попросить у педагога определённые предметы посуды. Например: «Андрей, попроси у меня чашку», «Илья, попроси у меня тарелку» и т. д.
6. Этап «чтения» и «письма».
Цель: формирование умения понимать, что хочет сказать взрослый, сверстник.
— А теперь постарайтесь понять, что я прошу у вас.
Педагог показывает при помощи жестов «Дай тарелку», «Дай чашку». Дети выполняют задания.
Педагог усложняет задачу, добавив размер предметов.
Смотрите внимательно, что я у вас прошу.
Педагог при помощи жестов просит подать большую чашку или маленькую тарелку.
— Посмотрите, какое письмо прислал нам мальчик Дима. Давайте прочитаем его и исполним его желание.
В письме изображены символы в следующем порядке: «давать», «большой», «тарелка» или «давать», «маленький», «чашка».
Дети поочерёдно стараются выполнить желание Димы.
7. Этап прощания.
Цель: формирование умения прощаться, используя соответствующие жесты, слова.
— Давайте поблагодарим всех, кто выполнял задания на уроке.
Весь класс отхлопывает по слогам слово «спа-си-бо» и аплодирует.
— Попрощаемся с нашими гостями — папой и сыном. Скажем им «До свидания!», «Пока, пока!». (Изображение прощания вербальными и невербальными способами.)
Тема: «Фрукты»
Оборудование: натуральные фрукты и муляжи (яблоко, банан, апельсин), предметные картинки, символы, «чудесный мешочек», обезьянка, щенок.
Ход урока
Этап приветствия.
Цель: установление положительного взаимодействия.
Упражнение «Подарим друг другу улыбку»
Педагог предлагает детям улыбнуться друг другу, посмотреть в глаза и поприветствовать, используя различные средства общения.
Имитационный этап.
Цель: формирование умения выполнять действия по подражанию действиям взрослого.
Педагог использует рифмовку:
Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло?
Крыша вышла,
А под крышей мы с тобой.
Подними ладошки выше,
Поскорее помаши.
Что же вышло?
Птички вышли,
Птички очень хороши.
Подними ладошки выше,
Изогни скорей дугой.
Что же вышло?
Гуси вышли.
Вот один, а вот другой.
3. Формирующий этап.
Цель: ознакомление с яблоком, бананом, апельсином, с предметными картинками, словами, которые обозначают эти предметы, внеречевыми средствами общения.
• Рассматриваются натуральные фрукты или муляжи.
Педагог описывает каждый фрукт.
Например: «Яблоке круглое, жёлтое (красное, зелёное). Яблоко сладкое (кислое), сочное, вкусное. Яблоко можно есть».
Дети пробуют на вкус яблоко, апельсин, банан.
• Соотнесение тактильно-двигательных образов предмета со зрительным.
Игра «Найди картинку»
Педагог размещает на доске наборное полотно и выставляет на нём предметные картинки. Предлагает ребёнку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. Ребёнок показывает нужную картинку, не называя предмета, затем достаёт его из мешочка и показывает всем, проверяя таким образом правильность своего выбора.
После этого предметные картинки заменяются на символьные изображения и игра повторяется, но действия направлены на соотнесение натуральных образцов и символьного изображения предмета.
• Отработка обозначения предметов посредством жестов.
4. Артикуляционно-двигательная минутка.
• Цель: развитие мелкой моторики.
Яблочко с кулачок,
(Повертеть кулачком.)
Красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
(Погладить кулачок пальцем другой руки.)
А укусишь — сладко!
(Движения разжимания и сжимания челюстей.)
Ах, вкусно!
(На выдохе произнести: «Ах, вкусно!»)
• Цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков.
Педагог приглашает учащихся к зеркалу, достаёт корзину с игрушками для сопровождения артикуляционной гимнастики, предлагает детям сделать несколько упражнений.
— Посмотрите на вашего знакомого щенка. Видите, как широко он открывает, а потом закрывает рот? Сейчас вы также будете открывать и закрывать рот под мой счёт. Раз, два. Раз, два. Раз, два.
Дети под счёт педагога открывают и закрывают рот.
— А теперь мы сделаем это же упражнение немного по- другому. Поставьте кулачок под подбородок. Попробуйте открыть рот, сильно надавливая кулачками на подбородок. Вы открываете рот, а кулачки вам мешают.
Дети открывают рот, преодолевая сопротивление кулаков.
— Молодцы! Правильно! Теперь вы будете надавливать кулачками на подбородок и закрывать рот, который не хочет закрываться.
Дети закрывают рот, надавливая на подбородок, преодолевая сопротивление нижней челюсти. Упражнение повторяется 3—4 раза.
— А вот к нам пришла весёлая обезьянка. Видите, какая смешная у неё мордочка? Наберите воздух сначала под верхнюю губу, а потом под нижнюю. Покажите, какая мордочка у обезьянки.
Дети выполняют упражнение для тренировки подвижности мышц губ 3—4 раза.
— Очень хорошо! Щенку и обезьянке очень понравилось играть с вами.
Этап «Мы общаемся».
Цель: формирование умения выражать свои желания с помощью предметов, предметных картинок, жестов, символов.
Отгадывание загадок про фрукты.
Педагог загадывает загадку, дети отгадывают и показывают предметную картинку или символ.
1) Круглый, оранжевый, сладкий.
(Апельсин.)
2) Очень любят обезьянки
Этот жёлтый фрукт.
Он у нас лишь на прилавке,
Не растёт он тут.
( Банан.)
3) Само с кулачок,
Красный бочок.
Потрогаешь — гладко,
А откусишь — сладко.
(Яблоко.)
• Используя жесты, предметные картинки, символы, учащиеся обращаются к педагогу или друг к другу с просьбой.
— Дай, пожалуйста, апельсин.
— Дай, пожалуйста, яблоко.
— Дайте, пожалуйста, два банана.
— Подай мне яблоко и апельсин.
Этап «чтения» и «письма».
• Цель: формирование умения использовать информацию, извлечённую из картинок и символов.
Перед учащимися на планшете составлены предложения из предметных картинок и символов. Например: «обезьяна», «кушать», «бананы»; «ёжик», «кушать», «яблоко»; «девочка», «кушать», «апельсин». Дети составляют предложения из предметных картинок.
• Цель: формирование умения понимать, что хочет сказать взрослый, сверстник с помощью предметов, картинок, символов.
На специальном наборном полотне ребёнок составляет предложения при помощи символов. Каждому ребёнку даётся набор символов и предметных картинок, из которых дети составляют предложения по теме «Фрукты». Например: «Я мою бананы и яблоки», «На столе апельсин».
Этап прощания.
Цель: формирование умения прощаться, используя соответствующие жесты, слова.
Педагог хвалит всех учащихся за хорошую работу, гладит по голове (если ребёнок позволяет данный способ контакта)
.
Тема: «Холодно — тепло»
Оборудование: две одинаковые бутылки с холодной и горячей водой, две миски, полотенце, набор символов, карточки с набором предметных картинок, наборное полотно.
Ход урока
1. Этап приветствия.
Цель: формирование умения приветствовать, здороваться; установление положительного взаимодействия.
— Ребята! Какой сегодня прекрасный день! — говорит педагог. — Подставьте под солнечные лучики свои ладошки и лица. Солнце нам дарит свет и тепло. Чувствуете, как вам приятно? Давайте передадим частички тепла друг другу.
2. Имитационный этап.
Цель: формирование умения выполнять действия по подражанию действиям педагога.
Педагог использует рифмовку:
Мы с тобой снежок лепили.
Очень круглый, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз — подбросим, два — поймаем,
Три — уроним, не поймаем.
Педагог имитирует движения, учащиеся выполняют действия по подражанию.
Формирующий этап.
Цель: ознакомление с новыми понятиями, словами, которые обозначают эти предметы, внеречевыми средствами общения.
• Ознакомление с новыми понятиями.
Игра «Холодно — тепло»
На столе стоят две бутылки с тёплой и холодной водой. Педагог просит детей закрыть глаза и даёт им в руки одну из бутылок. Потом ставит её на место, предлагает детям открыть глаза, найти ту бутылку, которая только что была у них в руках.
Дети ощупывают бутылки и находят нужную. Когда ребёнком сделан выбор, педагог уточняет, какая вода в бутылке — холодная или тёплая.
Ознакомление с символами.
Педагог демонстрирует символьное изображение понятий «холодно», «тепло» и предлагает разложить символы рядом с бутылками с холодной и горячей водой.
• Отработка жестов «холодно», «тепло».
4. Артикуляционно-двигательная минутка.
5. Этап «Мы общаемся».
Цель: формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, символов.
• Умение выражать свои желания с помощью жестов.
Игра «Солнышко и дождик»
Педагог поворачивает детский стульчик спинкой вперёд и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками.
— Смотрите, получился домик, — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя учащихся по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой.
— Какая хорошая погода! — говорит педагог, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову детишек поиграть!
Он выходит на середину комнаты и зовёт всех погулять. Учащиеся выбегают и собираются вокруг педагога, а он произносит:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
— Когда светит солнышко, всем тепло. Покажите, что вам тепло. (Дети используют жест «тепло».)
Неожиданно для них педагог говорит: «Посмотрите, дождик идёт! Скорее домой! Всем станет холодно!» Педагог просит детей сказать, что им стало холодно. Дети используют в ответах жест «холодно».
• Умение выражать свои желания с помощью символов.
Педагог предлагает учащимся подойти к окну и потрогать
стекло. После этого он просит каждого ребёнка ответить, какое стекло — холодное или тёплое. Дети при помощи символов отвечают на вопрос педагога. Далее учащиеся обследуют другие предметы, определяя, холодные они или тёплые (радиатор отопления, чайник с горячей водой, комок снега, кусочек льда и т. д.).
6. Этап «чтения» и «письма».
• Цель: формирование умения понимать, что хочет сказать взрослый, сверстник с помощью предметов, картинок, символов.
Игра «Чудесный мешочек»
Оборудование: охлаждённые и нагретые предметы (например, парафиновые мешочки), «чудесный мешочек».
Педагог даёт ребёнку инструкцию при помощи жестов, какой предмет (холодный или тёплый) он должен достать из «чудесного мешочка». Дети по очереди выполняют задание педагога.
• Цель: формирование умения «писать» письма с помощью картинок.
Педагог предлагает детям составить с помощью символов и предметных картинок предложения:
Кукла кушает тёплую кашу. Мишка любит холодное мороженое.
7. Этап прощания.
Цель: формирование умения прощаться, используя соответствующие жесты, слова.
Педагог предлагает поблагодарить всех за работу на уроке. Весь класс аплодирует (учащиеся могут пожать друг другу руки, погладить и т. д.).
— Скажем «До свидания!», «Пока, пока!».
Приложение 6
Фотографии жестов
— |
Й класс
Дата: 2018-12-28, просмотров: 417.