Артикуляционно-двигательная минутка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнение «Гости»

Цель: развитие мелкой моторики рук. Педагог использует рифмовку:

— Мама, мама!

(Мизинцами постучать друг о друга четыре раза.)

— Что, что, что?

(Постучать указательными пальцами.)

— Гости едут!

(Касаются мизинцы.)

— Ну и что?

(Указательные пальцы.)

— Здрасьте, здрасьте!

(Средний и безымянный пальцы дважды перекре­стить с теми же пальцами другой руки.)

— Чмок, чмок, чмок!

(Похлопать ладошками.)

Игра «Весёлые рожицы»

Цель: выработка правильной артикуляционной позиции. Перед учащимися карточки с изображением различных артикуляционных позиций. Детям поочерёдно даётся кар­точка с одним из изображений. Один ребёнок воспроизводит позицию, остальные указывают изображение на образце.

5. Этап «Мы общаемся».

Цель: формирование умения выражать свои желания с помощью жестов и символов.

— Итак, ребята, у нас накрыт праздничный стол. Садитесь за него, будем пить чай.

— Из чего пьют чай? Покажите жестом или с помощью символа.

Учащиеся демонстрируют соответствующий жест или сим­вол чашки.

— Куда мы положим торт? (Показ жеста или символа.)

Далее детям даётся задание попросить у педагога опреде­лённые предметы посуды. Например: «Андрей, попроси у меня чашку», «Илья, попроси у меня тарелку» и т. д.

6. Этап «чтения» и «письма».

Цель: формирование умения понимать, что хочет сказать взрослый, сверстник.

— А теперь постарайтесь понять, что я прошу у вас.

Педагог показывает при помощи жестов «Дай тарелку», «Дай чашку». Дети выполняют задания.

Педагог усложняет задачу, добавив размер предметов.

Смотрите внимательно, что я у вас прошу.

Педагог при помощи жестов просит подать большую чаш­ку или маленькую тарелку.

— Посмотрите, какое письмо прислал нам мальчик Дима. Давайте прочитаем его и исполним его желание.

В письме изображены символы в следующем порядке: «давать», «большой», «тарелка» или «давать», «маленький», «чашка».

Дети поочерёдно стараются выполнить желание Димы.

7. Этап прощания.

Цель: формирование умения прощаться, используя соот­ветствующие жесты, слова.

— Давайте поблагодарим всех, кто выполнял задания на уроке.

Весь класс отхлопывает по слогам слово «спа-си-бо» и аплодирует.

— Попрощаемся с нашими гостями — папой и сыном. Скажем им «До свидания!», «Пока, пока!». (Изображение прощания вербальными и невербальными способами.)

 

Тема: «Фрукты»

Оборудование: натуральные фрукты и муляжи (яблоко, банан, апельсин), предметные картинки, символы, «чудесный мешочек», обезьянка, щенок.

Ход урока

Этап приветствия.

Цель: установление положительного взаимодействия.

Упражнение «Подарим друг другу улыбку»

Педагог предлагает детям улыбнуться друг другу, посмо­треть в глаза и поприветствовать, используя различные сред­ства общения.

Имитационный этап.

Цель: формирование умения выполнять действия по под­ражанию действиям взрослого.

Педагог использует рифмовку:

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Крыша вышла,

А под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше,

 Поскорее помаши.

Что же вышло?

Птички вышли,

Птички очень хороши.

Подними ладошки выше,

Изогни скорей дугой.

Что же вышло?

Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.

3. Формирующий этап.

Цель: ознакомление с яблоком, бананом, апельсином, с предметными картинками, словами, которые обозначают эти предметы, внеречевыми средствами общения.

• Рассматриваются натуральные фрукты или муляжи.

Педагог описывает каждый фрукт.

Например: «Яблоке круглое, жёлтое (красное, зелёное). Яблоко сладкое (кислое), сочное, вкусное. Яблоко можно есть».

Дети пробуют на вкус яблоко, апельсин, банан.

• Соотнесение тактильно-двигательных образов предмета со зрительным.

Игра «Найди картинку»

Педагог размещает на доске наборное полотно и выставля­ет на нём предметные картинки. Предлагает ребёнку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. Ребёнок пока­зывает нужную картинку, не называя предмета, затем достаёт его из мешочка и показывает всем, проверяя таким образом правильность своего выбора.

После этого предметные картинки заменяются на символь­ные изображения и игра повторяется, но действия направ­лены на соотнесение натуральных образцов и символьного изображения предмета.

• Отработка обозначения предметов посредством жестов.

4. Артикуляционно-двигательная минутка.

• Цель: развитие мелкой моторики.

Яблочко с кулачок,

(Повертеть кулачком.)

   Красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

(Погладить кулачок пальцем другой руки.)

А укусишь — сладко!

(Движения разжимания и сжимания челюстей.)

Ах, вкусно!

(На выдохе произнести: «Ах, вкусно!»)

• Цель: подготовка артикуляционного аппарата к форми­рованию правильного уклада всех групп звуков.

Педагог приглашает учащихся к зеркалу, достаёт корзину с игрушками для сопровождения артикуляционной гимнасти­ки, предлагает детям сделать несколько упражнений.

— Посмотрите на вашего знакомого щенка. Видите, как широко он открывает, а потом закрывает рот? Сейчас вы так­же будете открывать и закрывать рот под мой счёт. Раз, два. Раз, два. Раз, два.

Дети под счёт педагога открывают и закрывают рот.

— А теперь мы сделаем это же упражнение немного по- другому. Поставьте кулачок под подбородок. Попробуйте от­крыть рот, сильно надавливая кулачками на подбородок. Вы открываете рот, а кулачки вам мешают.

Дети открывают рот, преодолевая сопротивление кулаков.

— Молодцы! Правильно! Теперь вы будете надавливать кулачками на подбородок и закрывать рот, который не хочет закрываться.

Дети закрывают рот, надавливая на подбородок, преодоле­вая сопротивление нижней челюсти. Упражнение повторяется 3—4 раза.

— А вот к нам пришла весёлая обезьянка. Видите, какая смешная у неё мордочка? Наберите воздух сначала под верх­нюю губу, а потом под нижнюю. Покажите, какая мордочка у обезьянки.

Дети выполняют упражнение для тренировки подвижности мышц губ 3—4 раза.

— Очень хорошо! Щенку и обезьянке очень понравилось играть с вами.

Этап «Мы общаемся».

Цель: формирование умения выражать свои желания с по­мощью предметов, предметных картинок, жестов, символов.

Отгадывание загадок про фрукты.

Педагог загадывает загадку, дети отгадывают и показыва­ют предметную картинку или символ.

1) Круглый, оранжевый, сладкий.

(Апельсин.)

2) Очень любят обезьянки

 Этот жёлтый фрукт.

Он у нас лишь на прилавке,

 Не растёт он тут.

( Банан.)

3) Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь — гладко,

А откусишь — сладко.

(Яблоко.)

• Используя жесты, предметные картинки, символы, уча­щиеся обращаются к педагогу или друг к другу с просьбой.

— Дай, пожалуйста, апельсин.

— Дай, пожалуйста, яблоко.

— Дайте, пожалуйста, два банана.

— Подай мне яблоко и апельсин.

Этап «чтения» и «письма».

• Цель: формирование умения использовать информацию, извлечённую из картинок и символов.

Перед учащимися на планшете составлены предложения из предметных картинок и символов. Например: «обезьяна», «кушать», «бананы»; «ёжик», «кушать», «яблоко»; «девочка», «кушать», «апельсин». Дети составляют предложения из пред­метных картинок.

• Цель: формирование умения понимать, что хочет ска­зать взрослый, сверстник с помощью предметов, картинок, символов.

На специальном наборном полотне ребёнок составляет предложения при помощи символов. Каждому ребёнку даётся набор символов и предметных картинок, из которых дети со­ставляют предложения по теме «Фрукты». Например: «Я мою бананы и яблоки», «На столе апельсин».

Этап прощания.

Цель: формирование умения прощаться, используя соот­ветствующие жесты, слова.

Педагог хвалит всех учащихся за хорошую работу, гладит по голове (если ребёнок позволяет данный способ контакта)

.

Тема: «Холодно — тепло»

Оборудование: две одинаковые бутылки с холодной и горячей водой, две миски, полотенце, набор символов, карточ­ки с набором предметных картинок, наборное полотно.

Ход урока

1. Этап приветствия.

Цель: формирование умения приветствовать, здороваться; установление положительного взаимодействия.

— Ребята! Какой сегодня прекрасный день! — говорит педагог. — Подставьте под солнечные лучики свои ладошки и лица. Солнце нам дарит свет и тепло. Чувствуете, как вам приятно? Давайте передадим частички тепла друг другу.

2. Имитационный этап.

Цель: формирование умения выполнять действия по под­ражанию действиям педагога.

Педагог использует рифмовку:

Мы с тобой снежок лепили.

Очень круглый, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз — подбросим, два — поймаем,

Три — уроним, не поймаем.

Педагог имитирует движения, учащиеся выполняют дей­ствия по подражанию.

Формирующий этап.

Цель: ознакомление с новыми понятиями, словами, ко­торые обозначают эти предметы, внеречевыми средствами общения.

• Ознакомление с новыми понятиями.

Игра «Холодно — тепло»

На столе стоят две бутылки с тёплой и холодной водой. Педагог просит детей закрыть глаза и даёт им в руки одну из бутылок. Потом ставит её на место, предлагает детям от­крыть глаза, найти ту бутылку, которая только что была у них в руках.

Дети ощупывают бутылки и находят нужную. Когда ре­бёнком сделан выбор, педагог уточняет, какая вода в бутыл­ке — холодная или тёплая.

Ознакомление с символами.

Педагог демонстрирует символьное изображение понятий «холодно», «тепло» и предлагает разложить символы рядом с бутылками с холодной и горячей водой.

• Отработка жестов «холодно», «тепло».

4. Артикуляционно-двигательная минутка.

5. Этап «Мы общаемся».

Цель: формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, символов.

• Умение выражать свои желания с помощью жестов.

Игра «Солнышко и дождик»

Педагог поворачивает детский стульчик спинкой вперёд и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками.

— Смотрите, получился домик, — говорит он, присажива­ясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя учащихся по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой.

— Какая хорошая погода! — говорит педагог, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову детишек поиграть!

Он выходит на середину комнаты и зовёт всех погулять. Учащиеся выбегают и собираются вокруг педагога, а он про­износит:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

— Когда светит солнышко, всем тепло. Покажите, что вам тепло. (Дети используют жест «тепло».)

Неожиданно для них педагог говорит: «Посмотрите, до­ждик идёт! Скорее домой! Всем станет холодно!» Педагог про­сит детей сказать, что им стало холодно. Дети используют в ответах жест «холодно».

• Умение выражать свои желания с помощью символов.

Педагог предлагает учащимся подойти к окну и потрогать

стекло. После этого он просит каждого ребёнка ответить, какое стекло — холодное или тёплое. Дети при помощи символов отве­чают на вопрос педагога. Далее учащиеся обследуют другие пред­меты, определяя, холодные они или тёплые (радиатор отопления, чайник с горячей водой, комок снега, кусочек льда и т. д.).

6. Этап «чтения» и «письма».

• Цель: формирование умения понимать, что хочет ска­зать взрослый, сверстник с помощью предметов, картинок, символов.

Игра «Чудесный мешочек»

Оборудование: охлаждённые и нагретые предметы (на­пример, парафиновые мешочки), «чудесный мешочек».

Педагог даёт ребёнку инструкцию при помощи жестов, какой предмет (холодный или тёплый) он должен достать из «чудесно­го мешочка». Дети по очереди выполняют задание педагога.

• Цель: формирование умения «писать» письма с помо­щью картинок.

Педагог предлагает детям составить с помощью символов и предметных картинок предложения:

Кукла кушает тёплую кашу. Мишка любит холодное мороженое.

7. Этап прощания.

Цель: формирование умения прощаться, используя соот­ветствующие жесты, слова.

Педагог предлагает поблагодарить всех за работу на уроке. Весь класс аплодирует (учащиеся могут пожать друг другу руки, погладить и т. д.).

— Скажем «До свидания!», «Пока, пока!».

 

Приложение 6

Фотографии жестов



Й класс

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 417.