Цель: стимулирование органов речи, развитие языка и губ.
Сказка о весёлом Язычке
Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотрите, чем закрывался домик. (Педагог медленно и чётко смыкает и размыкает зубы.)
Нижние зубы — крылечко, а верхние — дверка. Жил Язычок в своём домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из неё и опять спрячется в домик. Посмотрите! (Взрослый показывает несколько раз широкий язы.к и прячет его.)
Язык был очень любопытный. Всё ему хотелось знать. Увидит, как котёнок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять упрячет. Сначала медленно, а потом быстрей! Совсем как у котёнка получается. А вы так умеете? А ну-ка попробуйте!
А ещё любил Язычок песни петь. Весёлый он был. Что увидит или услышит на улице, то и поёт. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоёт: «А-а-а». Услышит, как лошадка поёт «и-и-и», узенькую щёлку в дверке сделает и запоёт: «И-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоёт: «У-у-у». Устанет Язычок, закроет дверцу и спать уляжется. Вот и сказке конец.
5. Этап «Мы общаемся».
Цель: формирование умения выражать свои желания при помощи различных средств общения.
Перед каждым учащимся наборное полотно с различными рисунками, на которых изображены действия с куклой, например: кукла моется, кукла одевается, кукла спит.
— Ребята, перед вами карточки, на которых изображены определённые действия с куклой. Выберите нужное для вас и покажите мне.
Дети обращают на себя внимание различными способами (взмах руки), подзывают педагога и показывают, какое действие с куклой они будут выполнять. Педагог озвучивает, какое самостоятельное действие выполняет каждый учащийся. После этого дети выполняют игровые действия с куклой.
6. Этап прощания.
Цель: формирование умения прощаться, используя различные средства общения.
Игра «Весёлая Катюша»
Педагог достаёт куклу и говорит, что она хочет для детей поплясать. Он ставит куклу на стол и делает несколько движений (поворачивает, хлопает в ладоши, наклоняет в стороны). Затем предлагает детям поплясать вместе с куклой. Учащиеся повторяют движения за куклой. Кукла хвалит детей, прощается с ними и уходит, обещая прийти ещё раз.
При прощании каждый день используются одни и те же слова, движения.
Тема: «Мебель (стол, стул)»
Оборудование: стул, стол, предметные картинки, разрезные картинки, игра «Лото», куклы, игрушечная машина, игрушечная мебель, «чудесный мешочек», планшет, наборное полотно, набор символов.
Ход урока
Этап приветствия.
Цель: формирование умения приветствовать друг друга.
Участники садятся в круг и все вместе пропевают песенку приветствия:
Станьте, дети, станьте в круг,
Станьте в круг, станьте в круг.
Ты мой друг, и я твой друг,
Самый добрый друг.
2. Имитационный этап.
Цель: продолжать развивать внимание, формировать умение подражать движениям кистей рук и пальцев, учить выполнять движения одновременно двумя руками.
Складывание пальцев рук определённым образом, подражая действиям педагога.
3. Формирующий этап.
Цель: ознакомление с новыми предметами, предметными картинками, словами, которые обозначают эти предметы, символами, жестами.
• Ознакомление с новыми предметами.
Игра «Мебельный магазин»
Педагог показывает детям двух кукол. Куклы собираются в мебельный магазин. Им нужно купить новую мебель для кухни.
На столе заранее расставлены предметы мебели — стол, стул.
С учащимися очень подробно рассматривается каждый предмет мебели, выделяются и называются его части (стол — крышка, ножки; стул — сиденье, спинка, ножки).
• Соотнесение предмета с картинкой.
• Соотнесение предмета с символом.
• Жестовое изображение предмета.
Стул
Спинка,
(Ладонь одной руки вертикально.)
Ножки,
(Сжимаем кулачок другой руки.)
И сиденье.
(Кулачок приставить к ладони.)
Вот вам стул, на удивление.
Стол
У стола четыре ножки.
(Показываем кулачок одной руки.)
Сверху крышка, как ладошка.
(Кладём ладонь одной руки на кулачок.)
4. Артикуляционно-двигательная минутка (см. выше).
Цель: стимулирование органов речи, развитие губ, языка.
5. Этап «Мы общаемся».
Цель: учить выражать просьбу жестами, символами.
Игра «Магазин мебели»
В магазин заходит ребёнок-покупатель. Он здоровается с продавцом. Продавец интересуется, что он хочет купить. Ребёнок показывает жестом или с помощью символа предмет. Продавец даёт покупателю товар. Покупатель рассчитывается и прощается. Купленная мебель грузится в игрушечную машину и отвозится на место (в столовую).
Ах, какая! О, какая!
Наша мебель новая
Очень уж красивая,
Да ещё удобная.
Ну, спасибо мастерам
И умелым их рукам!
— Теперь нужно расставить мебель по местам.
— Давайте посмотрим, кто какую мебель будет ставить.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, называние предмета, опознанного на ощупь.
Я — чудесный мешочек.
Вам, ребята, я дружочек,
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть?
Ребёнок должен ощупать предмет в мешочке и назвать его, используя вербальные и невербальные способы общения, поставить выбранный предмет в определённое место.
6. Этап «чтения» и «письма».
Цель: формирование умения понимать, что хочет сказать взрослый, сверстник с помощью предметов, картинок, символов.
— Куклы оставили послания, давайте прочитаем их!
Перед детьми выставляется планшет, на котором в определённой последовательности находятся предметные картинки и символы. Например, «стол», «букет»; «стул», «стол».
Дети на стол ставят вазу с цветами, стул — к столу.
Цель: формирование умения «писать» письма с помощью символов.
На специальном наборном полотне ребёнок составляет предложения при помощи символов и предметных картинок. Каждому ребёнку даётся набор символов и картинок, при помощи которых он составляет предложения по теме «Мебель». (Например: «Мишка сидит на стуле».)
7. Этап прощания.
Цель: формирование умения прощаться, используя соответствующие символы, жесты, слова.
— Давайте поблагодарим всех, кто был активным на уроке.
Весь класс отхлопывает по слогам слово «спа-си-бо» и
аплодирует.
— Скажем «До свидания!», «Пока, пока!».
Дети прощаются вербальными и невербальными способами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.