Общение возможно только тогда, когда ребёнок сможет
почувствовать по отношению к себе чуткость, участливость,
отзывчивость, заботу, уют, когда он сможет ощутить
радость жизни, осознать реальность этой возможности.
Именно с общения начинается любое воспитание.
Отто Шпек
3.1. Научно-теоретические основы построения системы работы по формированию навыков общения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Теоретическую основу системы работы по формированию навыков общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью составляют положения об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии нормального ребёнка и ребёнка с проблемами в развитии, о сензитивных этапах развития психических функций, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребёнка, разработанные в психологии и педагогике (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубов- ский, Н. Н. Малофеев, Ж. И. Шиф, Д. Б. Эльконин и др.).
Разделяя точку зрения Л. С. Выготского, мы считаем, что высшие формы психической деятельности формируются в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических
функций). Именно это стало основной теоретической посылкой данного пособия.
В современной психологии активно утверждается деятельностный подход к формированию личности. С первых дней своей жизни человек вступает в многочисленные отношения с другими людьми, которые побуждают его к разнообразным действиям и поступкам. Таким образом, развитие человека, становление его личности происходит только в процессе деятельности в социальной среде. Философия рассматривает воздействие социальной среды на человека с учётом её многоплановости (мегасреда, макросреда, микросреда). Вместе с тем, анализируя взаимодействия социальной среды и человека, следует учитывать и обратное воздействие, т. е. личности на социальную среду. В рамках современной гуманистической образовательной парадигмы человек рассматривается как субъект взаимодействия с миром, признаётся ценность личности и её безусловное право на саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и самореализацию.
Анализ практики организации процесса общения детей, обучающихся в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), позволил выявить противоречия между сложностью формирования коммуникативных навыков у детей данной категории и недостаточной практической реализацией различных систем коммуникации, одной из которых является невербальная коммуникация. В связи с этим возникает необходимость создания действенной системы формирования навыков общения у детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.
Мы исходим из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому полагаем, что всю коррекционно- педагогическую работу с детьми следует строить таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (почему ребёнок должен говорить?), целевая (зачем он должен говорить?) и исполнительская (каким образом он может говорить?).
Методологическую основу составляют концептуальные подходы к пониманию сущности общения (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Евтушенко, М. И. Лисина и др.). научное положение о диалектической взаимосвязи общения и деятельности (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.). идеи гуманистической психологии, рассматриваемые с позиций их влияния на формирование современных представлений о личности и её ценностных ориентациях как регулятора сложных форм социального поведения (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Особый интерес представляют исследования, отражающие теоретическое обоснование и практические рекомендации по формированию навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью (Л. М. Шипицина, Либби Кумин и др.).
Анализ точек зрения различных исследователей позволяет сделать вывод, что в структуре общения все они выделяют мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты. Это даёт основание определить структуру общения как трёх- компонентную, включающую следующие составляющие:
• потребностно-мотивационный компонент;
• информационный;
• операционально-деятельностный.
При построении системы работы по формированию навыков общения Мы опирались на следующие подходы: социокультурный (то, что принято в культуре данного социума); интегра- тивный (содержание данной программы связано с содержанием практически всех предметных областей учебного плана для ЦКРОиР и внеурочной деятельностью); индивидуальный (определение возможностей каждого отдельно взятого ребёнка с учётом структуры нарушения); деятельностный (включение ребёнка в активное взаимодействие со взрослыми и другими людьми, опора на сохранные механизмы, которые выступают в качестве обходных путей в процессе обучения); прагматический (необходимость создания условий, при которых ребёнок хочет вступить во взаимодействие и при этом в его арсенале имеются приемлемые способы общения); ситуативный (использование естественных ситуаций (ситуация приветствия, прощания) или создание специальных ситуаций, например ситуации знакомства); инструментальный (жесты, предметы, картинки, фотографии, символы и требования к ним).
Содержание обучения строится с учётом следующих специфических дидактических принципов: многоканальности (чем больше разных способов коммуникации доступно ребёнку, тем больше возможностей для выбора); от реального к абстрактному (реальный предмет обозначается словом, жестом, картинкой, символом); постоянной поддержки мотивации (желания и потребности общаться); функционального использования (для расширения практического опыта ребёнка).
Формирование навыков общения (использования жестов, картинок, символов, слов) у детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью осуществляется:
• в процессе специально организованной деятельности на уроках по предмету «Коммуникация» (в 1—4-м классах 3 часа в неделю, в 5 — 9-м классах — 2 часа);
• в ходе учебной деятельности при овладении содержанием материала различных предметных областей: «Основы жизнедеятельности», «Практическая математика», «Предметно- практическая деятельность» и др.;
• в естественных и специально организованных ситуациях общения в условиях как ЦКРОиР, так и семьи.
3.2. Задачи и организация уроков по предмету «Коммуникация»
Спецификой коррекционной работы с учащимися с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью по программе предмета «Коммуникация» являются сочетание жестовой и звуковой речи, поддержка, помощь взрослого, обязательное использование наглядных материалов, демонстрация действий, постоянная структура урока (акцентированное обозначение начала и окончания урока, смены видов деятельности и каждого задания в процессе его), продуманная организация пространства. Инструкции педагога отличаются лаконичностью и чёткостью.
Для повышения мотивации коммуникативной деятельности необходимо организовывать ситуацию успеха, предоставляя детям возможность приобретать положительный опыт общения. Если материал хорошо усвоен ребёнком, можно изменять ситуацию так, чтобы он мог закрепить полученные коммуникативные умения. Необходимо включать в работу задания, которые дети могут выполнить с незначительной помощью взрослого или самостоятельно.
Оценивая деятельность учащегося, учитель может использовать одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи, а также вещественные подтверждения хорошей работы ребёнка (сладкое угощение, игрушка, просмотр любимой передачи, чтение книги и др.). Словесная похвала содержит в себе личностно ориентированное обращение, указывает на достижение ребёнка, а не сводится к общим словам. Например: «Олег правильно собрал картинку, молодец!», а не «Очень хорошо!». Необходимо приучать детей не бояться делать ошибки, хвалить их, если, сделав ошибку, они продолжают попытки выполнить задание.
В программе изложено основное содержание каждого года обучения, дан примерный перечень изучаемых слов и понятий. За педагогом остаётся право творчески подходить к разработке уроков по формированию навыков общения у детей — с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей, а также мотивации. При планировании уроков можно перераспределять программный материал как в течение года, так и по годам обучения, поскольку он взаимосвязан и объединён направленностью на формирование навыков вербального и невербального взаимодействия в повседневной жизни детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.
Основной целью предмета «Коммуникация» является овладение учащимися способами взаимодействия, обмена социальным опытом. Предусматривается решение следующих задач:
1) развитие понимания речи;
2) формирование интереса к общению;
3) формирование умения использовать доступные детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью средства общения;
4) формирование умения сигнализировать о своих потребностях и состояниях с помощью вербальных (слово) и невербальных средств: предметов, жестов, картинок, символов;
5) развитие правильных движений органов речи с целью активизации звукопроизношения;
6) развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
7) обучение восприятию лица и тела человека;
8) обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» (в микропространстве и макропространстве);
9) формирование приёмов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
10) формирование потребности в сопереживании;
11) формирование необходимых умений и навыков социального взаимодействия, умения адекватно реагировать на различные ситуации.
Урок по предмету «Коммуникация» представляет собой деятельность, структурированную поэтапно.
Основными требованиями к урокам по предмету «Коммуникация» являются планирование в единстве коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач; рациональный отбор содержания, методов и приёмов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности ребёнка в процессе урока; структурная чёткость и завершённость каждого урока; использование разнообразной наглядности в соответствии с содержанием урока и его задачами; эмоциональная насыщенность урока; соблюдение санитарно-гигиенических норм в процессе проведения урока.
Основная цель обучения детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью связана не с желанием научить их читать и писать механически. Она заключается в развитии у детей стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать коммуникативные средства общения. В данном пособии представлена система работы, приёмы и методы обучения навыкам общения посредством ситуативных жестов, предметов, картинок, символов, сигнальных слов.
Каждый этап предполагает реализацию определённых задач и использование специально подобранных средств.
На этапе приветствия (продолжительность — 3 мин) реализуются следующие задачи:
• формирование умения приветствовать, здороваться с учителем, любым взрослым и сверстником, используя жесты приветствия либо слова;
• формирование умения знакомиться, используя указательный жест, направленный на себя;
• формирование умения реагировать, откликаться на своё имя, используя указательный жест, направленный на себя;
• организация положительного взаимодействия.
Этот этап, несмотря на малую продолжительность по времени, является очень важным в структуре урока.
Сам процесс приветствия может быть представлен в различных вариантах: приветствие жестами; приветствие постоянной песенкой, словом; приветствие-ритуал.
Большинство людей, приветствуя друг друга, здороваясь, 1снк правило, используют жесты или сочетания жестов и коротких слов. Поэтому при обучении коммуникации одними из самых первых вводят жесты приветствия. Выполнение этих жестов не представляет особой сложности даже для детей с тяжелыми двигательными ограничениями (см. приложение 6):
• жест «приветствие»* выполняется одной или даже двумя руками (покачивающие движения в разные стороны);
• жест «я» — касание себя одним пальцем, ладонью или кулачком (указательный жест на самого себя). Помимо жеста называется имя ребёнка или показывается его фотография.
Приветствие может подкрепляться сигналом: песенка, игра на инструменте или другой определённый сигнал. Он помогает педагогу организовывать детей для предстоящей работы и создаёт благоприятную атмосферу.
В дальнейшем процесс приветствия можно представить как ритуал. Дети со взрослыми садятся в круг и все вместе, взявшись за руки, «поют» под музыкальное сопровождение (музыкальный диск) приветствие. Оно может посвящаться началу дня, началу новой недели. Каждый куплет песенки изображается на карточке каким-то одним символом. Затем учитель читает считалку, может зажечь свечу как символ начала урока, нового дня и т. д. Учитель начинает петь песенку и передаёт подсвечник (либо игрушку) ребёнку, пропевая его имя. Безопасный подсвечник (игрушка) передаётся детям по кругу, и когда очередной ребёнок берёт его в руки, пропевается его имя. В конце ритуала выбирается ребёнок, который задувает свечу. На этом приветствие заканчивается.
На имитационном этапе (продолжительность — 5 мин) реализуется задача формирования у ребёнка умения выполнять действия по подражанию действиям взрослого.
Способность к подражанию является предпосылкой формирования большинства видов деятельности. Основные имитационные способности опираются на простые и непосредственные повторения. Они приобретаются обычно на ранней стадии развития. Позже развивается подражание более сложным и специфическим способам повторения.
На этом этапе могут использоваться следующие упражнения:
• подражать звукам и шумам, которые вызываются простыми движениями;
• касаться двух-трёх собственных частей тела, хлопать в ладоши;
• подражать простым движениям рук без поддержки (зеркальное отражение);
• имитировать два-три движения по уходу за собой (мыть руки, чистить зубы, расчёсываться);
• подражать голосом шумам, которые исходят от предметов быта или игрушек;
• подражать движениям рук, которые выполняют повторяющиеся действия (нанизывание колец пирамидки, построение башни из кубиков и т. д.);
• имитировать различные действия с предметами домашнего обихода (мешать ложкой в кастрюле, брать в руки стакан, вытирать стол и т. д.);
• подражать способу передвижения животных;
• последовательно подражать двум простым действиям.
Имитационные упражнения подбираются в зависимости
от тех действий, которые необходимы при выполнении того или иного жеста.
Следующий этап урока — артикуляционно-двигателъная минутка (продолжительность — 5 мин). На нём реализуется задача стимулирования движений органов речи путём проведения артикуляционной гимнастики. С этой целью используются различные логопедические комплексы упражнений.
Имитационный этап и артикуляционно-двигательная минутка являются базовыми для формирующего этапа.
Формирующий этап (продолжительность — 10 мин) реализует задачу ознакомления с новым предметом, предметной картинкой, словом, которое обозначает этот предмет, внерече- пмми средствами общения — жестом, символом, пиктограммой и др. Он посвящён изучению жестов и слов.
Работа на этом этапе предполагает использование различных средств и методов невербального общения. Одним из наиболее эффективных средств, позволяющих удовлетворять потребность в общении, является система символов. Цель применения системы символов — формирование коммуникативного поведения у неговорящих детей, пробуждение и актуализация их перцептивных возможностей, невербального интеллекта.
При работе с символами придерживаются определённой последовательности. Первоначально ребёнок устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением. Предъявив реальный предмет, учитель выясняет, точно ли ребёнок ассоциирует название с самим предметом, может ли он выбрать и показать названный предмет среди определённого множества других. Если ребёнок правильно выполняет это задание, то учитель показывает ему цветные картинки с изображением предмета.
Чтобы облегчить процесс вхождения в мир символов, на стенах комнаты, где чаще всего находится ребёнок, в коридорах, в классе размещаются изображения различных предметов, видов деятельности, человеческих эмоций (лиц) и т. д. Эти изображения сопровождаются соответствующими символами. Таким образом ребёнок с помощью взрослого учится соотносить реальный предмет с его символом. Работу рекомендуется начинать со слов и предметов, наиболее знакомых учащемуся и значимых для него. При этом следует учитывать, что количество вводимых символов и темп их усвоения ребёнком определяется уровнем его интеллектуального развития, возможностями усвоения новых знаний и умений. Впоследствии от демонстрации изображений отдельных предметов и действий, от установления связи между реальным изображением и символом рекомендуется переходить к созданию тематических символьных стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.). В основе такой работы лежит идея «декорации».
Если ребёнок не способен проявить самые простые голосовые реакции, обозначающие утверждение или отрицание, необходимо найти и закрепить доступные для него жесты, которые станут символами утверждения и отрицания. Выбор символов, подлежащих освоению в первую очередь, определяется зоной актуального развития ребёнка. Информацию о ней учитель получает, беседуя с родителями, специалистами, работающими с ребёнком, и на основе собственных наблюдений. Работа по освоению новых символов должна строиться с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. Только такой подход обеспечит развивающий характер процесса обучения.
На этапе «Мы общаемся» (продолжительность — 10 мин) реализуется задача формирования умения выражать свои желания с помощью предметов, предметных картинок, жестов, символов, слов и др. Этот этап можно использовать для закрепления материала формирующего этапа и повторения ранее пройденных символов, жестов по различным темам. Формой проведения может быть подвижная игра, сюжетная игра, стихи с движениями, инсценировки небольших сказок, песенок. Использование активных форм работы позволяет учащимся отдохнуть и восстановить силы, а также в наиболее оптимальной форме (игре) закрепить конкретные символы и жесты.
Этап «чтения» и «письма» (продолжительность — 10 мин) реализует следующие задачи:
• формирование умения использовать информацию, извлечённую из картинок, жестов, символов;
• формирование понимания потребностей окружающих людей (что хочет сказать взрослый, сверстник с помощью предметов, картинок, жестов, символов, слов и пр.);
• формирование умения «писать» письма с помощью картинок, жестов, символов, пиктограмм.
Работа на этом этапе предполагает расширение сферы общения ребёнка с помощью коммуникативного кода. Для итого можно использовать индивидуальные папки (журналы пли др.) для каждого ребёнка. В них в определённой последовательности располагаются картинки, фотографии, символы с письменным пояснением изображённой ситуации. С помощью такой формы работы учащийся организует процесс общения, информируя другого человека о каком-то значимом для него действии, событии и т. д. Таким образом, у ребёнка формируется навык переноса символов на другие события, т. е. расширяется возможность передачи информации, общения. Использование невербальных средств коммуникации в условиях направленного системного педагогического воздействия стимулирует возникновение и развитие устной речи.
Завершающим на уроке является этап прощания (продолжительность — 2 мин). Реализуемая задача — формирование умения прощаться, используя соответствующие жесты и сломи. Это самый короткий и простой этап. Здесь используются элементарные жесты прощания — махи рукой или пальцами. Эти жесты, как правило, у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью формируются достаточно хорошо. Для выделения или акцентирования окончания занятия можно также использовать постоянную мелодию, песенку или музыкальные инструменты.
3.3. Поэтапное формирование навыков общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью
Любой процесс характеризуется протяжённостью во времени. Процесс формирования навыков общения условно разделён на этапы. В общем виде он включает в себя пропедевтический (подготовительный) этап, репродуктивный — этап формирования умений и навыков осуществлять общение, продуктивный или этап «чтения» и «письма» — этап реализации сформированных умений, оценочно-коррекционный этап.
Каждый этап процесса формирования навыков (умений) общения характеризуется наличием целей и задач, путей их реализации, соответствующим содержанием, методами и формами, критериями и показателями.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 292.