Политические взгляды Ивана Грозного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Иван Грозный. Заложил основы российского государства. Основные идеи: 1. Введение опричнина как особой формы гос. службы (была также земщина - 1554 г). Опричнина формировалась как институт без прямого влияния наследования, происхождения, т.е. разночинная. 2. Единственным законным основанием  для занятия престола является наследование. 3. Создание мощного централизованного государства с жесткой вертикалью власти («от моря -до моря» - каспийское и белое моря). 4. Абсолютная власть монарха, ничем не ограниченная. Монарх сам себе Z, не м/б преступен, неподсуден, если согрешит, то ответит перед Богом. 5. Безусловное подчинение церкви светской власти. 6. Создание мощного войска, способного вести и обеспечивать наступательную политику России в мире (Казанский, Астраханский поход), увеличилась территория. 7. Правосудие под монархом. Монарх как главный, верховный судья. 8. Жесточайшее преследование инакомыслия, оппозиции, т.е. введение идеологического и политического террора. 9. Ввел принцип коллективной ответственности до 1 колена.

 

 

48. Учение Гуго Гроция о государстве и праве (1583-1645 г)

Основоположник 3 осн. мировых идеолог. систем: 1. Рационалистич. доктрина происхождения Г и П. 2. Отец современного м/н права. 3. Идея единого м/н правопорядка. Осн. работы: «О праве войны и мира» 3 тома, «О праве добычи», «Введение в изучение права Голландии».

Осн. позиции: 1. Т естественного П и юриспруденции. 2. Понятие государства, его сущность. 3. Формы правления. Учения о войне и мире: 1: 1. Впервые стал анализировать Г и П не с позиций политики, а юриспруденции. Четко развел предмет юриспруденции и полит. науки. Предметом юриспруденции является право и справедливость, полит. науки - польза и целесообразность. 2. Зафиксировал, что юриспруденция состоит из 2 частей: а) естественная, неизменяемая, вытекающая из чел. природы; б) это та, источником которой является воля человека (волеустановленное П), кот. разделил на 2 части: - установление государства договором, - божественное П, гос. Z, П народов. 3. Волеустановленное П д.  всегда соотв-вать естественному, разрушение этого соответствия ведет к несправедливости. 4. Естеств. П является основанием и критерием в определении должного и не должного в отношениях между людьми. 5. Естественное П - это право данное, вытекающее из человеческой природы в общении с ему подобными и установление на этой основе правил общежития, которые собственно и являются источником П. 6. Естественное право незыблемо и вечно и даже его законодатель - Бог не в состоянии его исправить. 7. Матерью естественного права является сама природа человека. 8. Соотношение права и силы есть соотношение естест. права и волеустановленного права. 9. Причиной возникновения и бытия всех полит. явлений выступает само естест. П, по отношении к которому польза и целесообразность есть лишь следствие. Учение о государстве: 1. Договорная природа происхождения Г есть результат логичного развития чел. общества, а не страх перед возможным насилием, уничтожением человека человечеством. 2. Частная соб-ть имеет договорную природу происхождения, договорность проявляется по след. основным: - Раздел (мое и не ваше). - Молчаливое согласие по факту владения (включая воровство). - Договорная природа происхождения государства нивелирует право подданных на сопротивление и оно возможно лишь в искл. случаях. Понятие государства: Г - это союз свободных людей, заключаемый ради соблюдения права и во имя общего. Следует 2 традиции:

1. Аристотелевская (гос-во как высшая и совершенная форма общения людей) 2. Цицерон (простая общность людей и функция защиты, общей пользы). Г чисто человеч. образование, одобренное богом. 

 

49. Политическое и правовое учение Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632-1677)

Один из основоп-ков рационалистической доктрины П. Работы: «Богословско-полит. трактат», «Полит. трактат», «Этика, доказанная геометрическим методом». 1. Естественное П 2. Понятие верховной власти 3. Понятие свободы 4. Пределы дозволенного поведения государства. 5. Формы правления. 6. Немного о войне и мире.

Приверженец учений Пифагора и дедуктивно - аксиоматическое, математические геометрические методы основополагающие.

Естественное право: 1. Z природы, данные богом открываются разумам человека, т.е. он раскрывает идею послед-ого изучения мира.

2. И природа, и естеств. право определяет отношение человека к человеку как врага («война всех против всех», «человек чел. враг»)

3. Все люди равны по рождению, но не равны по возможностям. 4. Договорная основа происхождения государства - это итог самосохранения челов. общества. 5. Открыл всеобщий Z: из двух благ выбирают большее, из 2-х зол выбирают меньшее. 6. Критиковал Т политики, т.к. в ее основе идеальное, а не реальное «не надо ничего открывать, все и так существует». Верховная власть: 1. Это власть, установленная свободным народом, а не приобретенная по П войны. 2. Это тождество государства и суверенитета. 3. Непоколебима, если даже она калека. 4. Лишь она знает, как должно следовать и как не должно следовать. 5. Гражданское П, уст. верховной властью есть следствие естественного П. Соотношение гражд. состояния и ест. П гос. суверенитет есть высшее суверенное право государства, человек, вступая в ГС не теряет естественного П. Понятие свободы: 1. Человек свободен, т.к. он руководствуется разумом. 2. Свобода - это разумная необходимость. 3. Цель любого государства - свобода. Вывод: если гос. власть нарушает уст. договорной порядок, то у людей возникает право на сопротивление. Соотношение суверенитета и свободы для него это понятия тожд. в части понятия государства. Пределы дозволенного поведения государства: 1. Определение обществ. пользы/общ. интереса. 2. Предел дозволенности опр-ся природой самих подданных. Чел. либо боится угрозы Г либо согласен со своим гражд. состоянием. 3. Понятием государства не м/б то, против чего негодует, выступает большинство. 3 формы правления: 1. Демократия (более оптимальная) 2. Монархия 3. Аристократия 2 последних более реальные. Оптим. форма гос. устройства – фед. арист. республика. Немного о войне и мире: 1. Чем большее количество государств вступает мирный договор, тем ниже степень страха и недоверия между ними. 2. Вопросы войны и мира опр. пользой государства.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.