Методология истории политических и правовых учений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод истории политических и правовых учений – включает в себя способы, приемы, средства изучения. Метод есть теория, обращенная к практике исследования.

3 общенаучных метода:

1. Диалектический 2. Формально-логический 3. Сравнительный

2 основных момента в своеобразии метода: 1. Соединение исторического и Т. 2. Соединение хронологического метода с проблемно-категориальным.

Специальные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.

Метод историзма – играет роль в процессе освещения генезиса и последующей жизни той или иной политико-правовой теории в исторической ретроспективе и перспективе, исследования места и значения политических и правовых теорий в совокупной системе знаний определенной эпохи, характеристики их соотношения с другими элементами в общей структуре политических и правовых знаний соответствующей эпохи.

Конкретно-исторический метод показывает, какие именно исторические определенные и конкретные взгляды на общество, государство, право, политику развиты и обоснованы в данном учении, как эти взгляды соотносились с требованиями определенных социальных групп, слоев и классов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте этой эпохи.

Теоретический метод – отражает философские, общеметодологические, познавательно-гносеологические моменты учения, показывает как и каким образом обосновывались конкретные политико-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись, какие исходные принципы положены в их основу, какие формы, модели и конструкции мысли отражены в рассматриваемой доктрине и являются ведущими и определяющими для данного мыслителя.

Единство и взаимосвязь конкретно-исторических и теоретических методов политико-правового учения предполагают их относительную самостоятельность, благодаря чему теоретические категории, идеи, формулы и построения того или иного автора прошлого «высвобождаются» из своего конкретно-исторического контекста и входят в теоретико-методологический арсенал развивающегося человеческого познания

 

5. Законы Ману, "Дхаммападе", "Артхашастра"

1. брахманизм 2. буддизм 3. атеизм (школа лакояты)

1. Основные памятники

а) веды, появились 2 тысячелетие.

б) упанишады 9-6 века. На их основе формировались правовой сборник брахманов ДхармаСутра, ДхармаИнастра

в) появление Z Ману. Учение строится на взаимосвязи мирового строения с мировым Z. Само общество организуется по принципу строения человеческого тела и делится на 4 Варны

1. уста - брахманы (жрецы) 2. руки - кматрии (воины) 3. бедра - вайши (земледельцы) 4. ступни, ноги - шудры (свободные люди)

В зависимости от этого определялся род занятий. Рабы вне варны.

Идеи: - наказание как универсальная мера управления - четкое разделение людей на варны - переход из одной варны в другую невозможен

- главная обязанность царя - сохранение варн - мера наказания зависит от принадлежности к варне - сила толкования тхарши зависит от принадлежности к сословию, т.е. к варне.

Брахманы, как ведущая элита формировали свой приоритет во всем управлении, судебном законодательстве.

2. 6 век до н.э. (Сид-Тхатха - Будда) Основной источник – Дхаммападе (П брахманов ограничено. Особая роль придается Z, нет самоуправства)

Основные идеологические установки: 1. Отрицание бога как верховной личности в управлении, законодательстве, правосудии. 2. Человеческие дела, их состояние есть результат их собственных действий. 3. Человек в состоянии познать Z существования мира посредством самосовершенствования. 4. ненасилие, поощряется уход от политически - правовой действительности. 5. Идея равноправия, отказ от любого деления общества на варны. 6. Повышение роли законности и порядка (царь Ашок 266-232г) сыграл выдающуюся роль, т.к. буддизм стал гос. религией и произошло объединение индии.

3. Главная идея: идея естественного развития мира

Материалистическое понимание по Марксу: исследование общества в процессе его развития естественно.

АртхаШастра учение о 3 ведах, определенный прототип кодекса, основы:

1. учение о Z (законно - незаконно) 2. учение о хозяйстве (полезно - не полезно) 3. о гос. управлении (верно - неверно)

Конфуцианство

551-479 гг до н.э. Основное произведение «Лунь-юй» (беседы и высказывания) «Здоровье это не все, но без здоровья все ничто» «для того что бы быть впереди народа нужно следовать за народом» - Главная, основная идея конфуцианства. Строится на добродетели.

1. Принцип организации общества и управления по принципу семьи (патриархально- патанолистическая Т, отец знает как лучше жить своему сыну) Если человека берут на работу, то его берут надолго и навсегда, могут переводить, мало платить, но не оставят, требование повышения зарплаты - аморально. Сам принцип организации семьи закладывает экономические и внеэкономические стимулы поведения.

2. Ненасилие и подчинение. 3. Правление осуществляется аристократией ума, образования, а не родоплеменной. 4. Мир нужно завоевывать образованием, моралью, но не силой, отсюда выводы: -отказ от войн - значение образования и наук - значение морали. 5. Преодоление крайних полюсов (состояний) развития (богатство - бедность, сила - слабость), преодоление это важнейшая функция государств. 6. Противопоставление добродетели деспотизму. Наказание - страх, стремление избежать его. Ритуал - это стыд, стремление исполнить его (2 формулы силлогизма)

Во 2 в. До н.э. конфуцианство стало государственной религией Китая.

Легизм (Древний Китай )

Шан Ян. Легизм - деспотическое управление. Гос. власть должна опираться на действия суровых Z и жестких наказаний. Наказание могло применяться и к родственникам.

Основателям был Шан-Ян. Направление, обосновывающее гос-е правление, опирающееся на законы и суровые наказания. Для гос-ва необходимы жесткие законы, подчиняющие людей желаемому порядку. При этом закон равен приказу, а не как способ фиксации прав человека. Основной предмет реглирования по этому закону – это суровые наказания и подчиненность.

Далее появляется Ганс Кельзин – нормативный позитивизм: закон рассматривается как исключительный приказ гос-ва, который является обязательным. Сподвижники считали, что в системе наказаний должно существовать принцип коллективной ответственности.

 

Моизм

Мо - Цзы. «Небо придерживание всеобщей любви»

Основатель древнекитайский мыслитель Мо-Цзы. Противоположно легизму. Мо-цзы говорил, что закон должен указывать на естественное право людей, впервые начинает развиваться концепция договорного возникновения го-ва. Верховная власть принадлежит исключительно народу. В качестве принципа чел-кой жизни выделяется принцип «воли неба», то есть небо всегда любят и приносит всем оно лишь пользу, то есть человеческое общество должно основываться на правах человека и естественном равенстве. Основа для гос. правления лежит «принцип мудрости» - править должны мудрецы.

Даосизм

Основоположник Лао-цзы (учитель) 6 в.до н.э. основное произведение «да де дзин» Даосизм – естественный ход вещей, все люди равны.

Основополагающая идея:

1.Учение о Дао имеет 2 составляющие: -теологическое, где дао веление небес и - Дао как светская политико-пр. мысль. Все неравенство, беды результат несоответствия дао.

2. Дао определяет законы неба, природы, общества. 3. Дао бывает небесное (отнимает у богатых и отдает бедным) и земное (отнимает у бедных и отдает богатым). 4. Все лучшее позади, все худшее впереди. Призыв - отказ от нового, прогрессивного. 5. Идея подчинения (старшему, высшему)

Основатель Лао – цзы (книга «О дао и дэ»). Дао – естественный ход вещей, естественная жизнь человека. В отношении к Дао все люди равны, то есть человек на развитие Дао не влияет. Социально-политическое неравенство – это нарушение всеобщего закона. Само гос. управление, культура законодательство – это тоже отношение от Дао, это искусственное изобличение человечества от естественного хода вещей. Все, что сверх природы человеку не нужно, он отказывается от орудий труда, политики, закона. Сейчас даосизм – это учение о совершенствовании человеческой душилюди должны жить по законам бога.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 227.