Политическое учение Ибн Халдуна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По научности его учения может соответствовать ученикам Аристотеля 14 в. Халифат - исполнительная власть, в центре которой халиф, дистанцирован, он изучал данный вопрос. «Мукаддим» - ведение основной источник. 4 основные позиции его исследования (его вклад): 1. Выявил основные черты Т государства. 2. Впервые в мусульманском П дал периодизацию государственности и стадии ее развития. 3. Обосновал тенденции преобразования халифата в монархию. 4. Дал характеристику форм правления в системе мусульманской государственности.

1. а) пытался выявить естественные Z возникновения, развития и падения мусульманского государства. б) «Исследовать нужно реально существующее мусульманское государство, а не идеальное» в)впервые стал рассматривать государство как фактор сдерживания и ограничения человеческой агрессии и допустимость взаимного уничтожения. г) появление мусульманского государства свидетельствует о критерии цивилизованности мусульманского общества. д) выделяет внутренние и внешние функции государства. Внутренние организация, порядок, армия, налоги и т.д., внешние - неподчинение никому.

2. Считает, что любое государство переживает 3 поколения и в своем развитии проходит 5 стадий: 1. Оформление новой принудительной силы взамен прежней. 2. Концентрация власти в руках одного человека, т.е. создание режима личной власти. 3. Расправа над ближайшими помощниками и сподвижниками. 4. Расцвет государства и появление насилия, как инструмента подавления оппозиции. 5. Гибель и упадок государства.

3. Направления преобразования: 1. Полный и чистый халифат праведных калифов. 2.постепенный перевод к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата. 3. Сущность монархии - вера заменяется силой. 4 Распад мусульманского государства, захват его чужими народами, исчезновение самого понятия «Халифат»

Выделяет 3 формы правления: 1. Естественная монархия - это деспотический режим личной власти на основе собственного интереса. 2. Полит. монархия, основывается на рациональной справедливости, вне религиозных представлений. 3. Халифат - это сочетание религиозных и земных ценностей

Для него халифат - это высшее состояние государственности, в котором сочетаются религиозные и земные ценности, но в то же время халифат ведет к монархии.

33. Политико-правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати"

1. Z должен определять внешние поступки человека на той стадии развития, когда он не достиг совершенства, главная мысль: «Есть Z и есть благодать», благодать это состояние истины, когда человек достиг совершенства, когда человек достигает благодати он не нуждается в Z.

2. Распространение христианской морали определял как путь к совершенствованию, движение от Z (ветхий завет) к благодати (новый завет)

3. Византия не обладает гегемонией в православном мире.

4. Каждый народ равноправен, равен по жизни и в мире не м/б богоизбранных народов. Идея богоизбранности народа всегда приводит к трагедии.

5. Тщательно рассматривал позицию статуса верховной власти и ее носителя, рассматривал моральный облик правителя - ответственность перед богом как канон, законность и отношение к закону как к социальному благу.

Политическая программа Владимира Мономаха

Внук Ярослава Мудрого.

Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок», в которых затронут большой круг вопросов, касающихся: объема полномочий великого князя, взаимоотношений церкви и государства, принципов отправления правосудия в стране.

Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в «Поучении...», где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения.

Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни. Призыв не «мстить» рассматривается в «Поучении...» не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.

Мономах разрабатывает поставленную еще Илларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопросов об управлениистраной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. С теми же, кто жаждет войны, достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике.

При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной власти Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он «чтил чернеческий и поповский чин», но тем не менее отдавал предпочтение мирским людям, которые «малым добрым делом» стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят «одиночество, чернечество и голод» в поисках личного спасения.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.