Предмет истории политических и правовых учений
Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, политике и законодательстве, представления о закономерности их развития, их месте и роли в жизни общества. Таким образом, эта дисциплина изучает воззрения о государстве и праве, существовавшие на протяжении человеческой истории. Государство - это ведущая форма, организации общества. П - различают на естественное (пытается решить проблему справедливости) и позитивное (система законодательства)
Признаки ИППУ:
1. Сочетание исторических и Т знаний. Т, это всегда системные знания. 2. Сочетание гос. и правового знаний (полит. исследуется в связи с политикой, в рамках политики, в условиях конкретного полит. порядка). 3. Это историография форм человеческого мышления.
Периодизация истории политических и правовых учений необходима для понимания логики развития воззрений на государство и право.
Подходы к периодизации:
1) формационный. Делит историю на формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, коммунизм).
Недостаток данного подхода заключается в том, что смена формаций не всегда влечет к смене государственного строя. Большинство теорий сложно отнести к конкретной формации;
2) исторический.
Периоды: Древний мир, Средние века (Возрождение и Реформация), Новое время и Новейшее время;
3) социетальный. При данном подходе политико-правовые доктрины рассматриваются с точки зрения их культурной, религиозной и социально-экономической обусловленности, принимается во внимание соотношения государства и общества, при котором обеспечивается определенная степень индивидуальной свободы личности и её гарантии и роль в процессе
Соотношение истории политических и правовых учений и политологии
ИППУ тесно связана с политологией. Предмет политологии - это движущие силы политического процесса, стратегия и тактика политической деятельности, политический партии и объединения, политический режим.
Соотношение государства и политики: до Цицерона государство воспринималось как полис, а он сформулировал государство как П общность людей, объединенных правовым сознанием, правовым образованием и конкретным полит. порядком.
ИППУ и философия. Философия это система познания мира. Базовым в познании является понимание. Метод познания это и инструмент и результат познания. ИППУ изучает философию развития человеческого знания о государстве и праве и их взаимодействие с иными элементами общественного взаимодействия (в этом взаимодействие ИППУ и философии).
ИППУ и другие отрасли политики. История государства и политики изучает источники прежде всего, ИППУ в этой части формулирует процесс развития теоретического знания о данных институтах с позиции теории политики и философии.
Конфуцианство
551-479 гг до н.э. Основное произведение «Лунь-юй» (беседы и высказывания) «Здоровье это не все, но без здоровья все ничто» «для того что бы быть впереди народа нужно следовать за народом» - Главная, основная идея конфуцианства. Строится на добродетели.
1. Принцип организации общества и управления по принципу семьи (патриархально- патанолистическая Т, отец знает как лучше жить своему сыну) Если человека берут на работу, то его берут надолго и навсегда, могут переводить, мало платить, но не оставят, требование повышения зарплаты - аморально. Сам принцип организации семьи закладывает экономические и внеэкономические стимулы поведения.
2. Ненасилие и подчинение. 3. Правление осуществляется аристократией ума, образования, а не родоплеменной. 4. Мир нужно завоевывать образованием, моралью, но не силой, отсюда выводы: -отказ от войн - значение образования и наук - значение морали. 5. Преодоление крайних полюсов (состояний) развития (богатство - бедность, сила - слабость), преодоление это важнейшая функция государств. 6. Противопоставление добродетели деспотизму. Наказание - страх, стремление избежать его. Ритуал - это стыд, стремление исполнить его (2 формулы силлогизма)
Во 2 в. До н.э. конфуцианство стало государственной религией Китая.
Легизм (Древний Китай )
Шан Ян. Легизм - деспотическое управление. Гос. власть должна опираться на действия суровых Z и жестких наказаний. Наказание могло применяться и к родственникам.
Основателям был Шан-Ян. Направление, обосновывающее гос-е правление, опирающееся на законы и суровые наказания. Для гос-ва необходимы жесткие законы, подчиняющие людей желаемому порядку. При этом закон равен приказу, а не как способ фиксации прав человека. Основной предмет реглирования по этому закону – это суровые наказания и подчиненность.
Далее появляется Ганс Кельзин – нормативный позитивизм: закон рассматривается как исключительный приказ гос-ва, который является обязательным. Сподвижники считали, что в системе наказаний должно существовать принцип коллективной ответственности.
Моизм
Мо - Цзы. «Небо придерживание всеобщей любви»
Основатель древнекитайский мыслитель Мо-Цзы. Противоположно легизму. Мо-цзы говорил, что закон должен указывать на естественное право людей, впервые начинает развиваться концепция договорного возникновения го-ва. Верховная власть принадлежит исключительно народу. В качестве принципа чел-кой жизни выделяется принцип «воли неба», то есть небо всегда любят и приносит всем оно лишь пользу, то есть человеческое общество должно основываться на правах человека и естественном равенстве. Основа для гос. правления лежит «принцип мудрости» - править должны мудрецы.
Даосизм
Основоположник Лао-цзы (учитель) 6 в.до н.э. основное произведение «да де дзин» Даосизм – естественный ход вещей, все люди равны.
Основополагающая идея:
1.Учение о Дао имеет 2 составляющие: -теологическое, где дао веление небес и - Дао как светская политико-пр. мысль. Все неравенство, беды результат несоответствия дао.
2. Дао определяет законы неба, природы, общества. 3. Дао бывает небесное (отнимает у богатых и отдает бедным) и земное (отнимает у бедных и отдает богатым). 4. Все лучшее позади, все худшее впереди. Призыв - отказ от нового, прогрессивного. 5. Идея подчинения (старшему, высшему)
Основатель Лао – цзы (книга «О дао и дэ»). Дао – естественный ход вещей, естественная жизнь человека. В отношении к Дао все люди равны, то есть человек на развитие Дао не влияет. Социально-политическое неравенство – это нарушение всеобщего закона. Само гос. управление, культура законодательство – это тоже отношение от Дао, это искусственное изобличение человечества от естественного хода вещей. Все, что сверх природы человеку не нужно, он отказывается от орудий труда, политики, закона. Сейчас даосизм – это учение о совершенствовании человеческой душилюди должны жить по законам бога.
Средневековые ереси
Господство церкви в средневековье вызвало отрицательные эмоции, из этого следует, что в 5-11 вв. появляются еретические движения как оппозиция религии, католической церкви в Европе. В 11-12 вв. еретические движения усиливаются, В Италии, Франции, Германии и др. странах появляются еретические школы. В 14-15 вв. еретические направления оформляются в 2 крупных направления:
1. плебейско-крестьянские 2. бюргерские ереси.
В 10-13 вв. на территории Болгарии появляется богомитство как протест против закрепощения, национальной угнетенности болгарских народов и Византии. Основные взгляды: критика церковных организаций за пышность, богатство, порочность священников, нарушение библии, отрицали государственность. Манихейство весь мир порождение дьявола, а церковь и государство не имеет божественного характера.
Бюргерские ереси: Джон Уйклиф - один из представителей. Английская церковь должна быть отделена от римской курьи, церковь вообще должна быть отделена от государства. Оспариваются принципы непогрешимости церковного сословия и частная собственность от бога, значит критикует взгляды крестьянско-плебейского еретического движения об уравнении в правах и наделении землей неимущих. Ян Гус (ученик) жил на территории Чехии, взгляды те же.
Крестьянско-плебейские ереси: 2 направления: 1. лолларды (нищенствующие священники в Англии) Основная идеология: против крепостничества, за свободу, необходимость аскетического образа жизни. 2. табориты (в Чехии) антифеодальное движение, основным принципом которого можно развивать государство - это республиканская форма правления, выступали за отмену
Внук Ярослава Мудрого.
Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок», в которых затронут большой круг вопросов, касающихся: объема полномочий великого князя, взаимоотношений церкви и государства, принципов отправления правосудия в стране.
Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в «Поучении...», где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения.
Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни. Призыв не «мстить» рассматривается в «Поучении...» не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.
Мономах разрабатывает поставленную еще Илларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопросов об управлениистраной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. С теми же, кто жаждет войны, достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике.
При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной власти Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он «чтил чернеческий и поповский чин», но тем не менее отдавал предпочтение мирским людям, которые «малым добрым делом» стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят «одиночество, чернечество и голод» в поисках личного спасения.
Идеи Джона Адамса(1735-1826)
Одним из первых выделил вопрос о государственном устройстве в разряд исключительно важных и злободневных. В своей обширной трехтомной монографии «В защиту конституций правительственной власти в Соединенных Штатах Америки» (Лондон, 1787–1788) он обосновывал необходимость обособления и независимости трех отраслей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Речь при этом шла о сильной исполнительной власти и так называемой системе сдерживания и взаимного уравновешивания властей («сдержек и противовесов»).
Все простые формы правления– монархия, аристократия, демократия – выглядели в его истолковании как воплощение деспотизма. Идеал Адамса – смешанная форма правления, в частности трехэлементный баланс: исполнительная власть, верхняя аристократическая и нижняя демократическая палаты парламента – все это вместе образует некую форму сбалансированной публичной власти.
Организацию взаимодействия трех отраслей государственной власти он обосновывал выдержками из трактата Цицерона «О республике» и специально уточнял при этом, что данная форма более всего подходит для осуществления законов государства и реализации принципа «правления законов, а не людей».
Одной из центральных идей, занимавших Адамса, стало обоснование неизбежности существования социальных различий и всевозможных социальных группировок и классов (класс джентльменов, класс простых людей и др.).
Идеи Джона Калхуна
Джон К. Калхун (1782—1850) — видный представитель плеяды философствующих политиков первой половины XIX в., т. е. людей, сочетающих общественные должности с интенсивной и небезуспешной интеллектуальной активностью в области права и политики. Он избирался сенатором от Южной Каролины, исполнял должность министра обороны в кабинете Монро, затем вице-президента при Джоне К. Адамсе и Э. Джексоне.Основные свои концептуальные положения Калхун изложил в двух трактатах — «Исследование о правительственной власти» и «Рассуждение о конституции и правительстве Соединенных Штатов».
Известен своей Конституцией суверенитета. Суверенитет как понятие и явление неделим, он либо есть, либо - нет. Нелепо говорить о половине суверенитета, также как о половине квадрата или треугольника. Выступает против делегирования значительных полномочий от штатов федеральному центру. Народ не обязан и не должен передавать федеральному центру свой суверенитет. Принятие Конституции осуществлялось от лица народа отдельными агентами, но это не исключает того, что народ и штаты сохраняют свой суверенитет. Федеральное правительство осуществляет волю штатов, поэтому, если суверенное право штатов существенно нарушается федеральным правительством, то штат всегда вправе заявить о своем выходе из союза. Полномочия федерации - это сумма полномочий, делегированных штатами. Считал, что равенство прав черных и белых не может быть в рамках США, т.к. белые - европейцы, а черные - африканцы. Уравнивание ведет к Гражданской войне.
Идеи Джеймса Мэдисона.
Джеймс Мэдисон, участник Филадельфийского конвента 1787г. Сборник статей федерализма - комментарий Конституции. Ж. Ж. Руссо: «Небольшие размеры республики позволяют ей самодостаточно развиваться». Джеймс считал наоборот, что маленькая республика приведет к Гражданской войне и краху республики. По его мнению, именно большая республика с сильным средним классом имеет место существования. Учение о факции - оппозиционные группы, группы давления. Изначально факцию считали фракцией, т.е. политической группой, но Медисон понимал по-иному. Факция более многоликое явление, чем фракция. Если фракция - это способ политического воздействия, то факция - способ организации общества, где есть естественное стремление людей к удовлетворению естественного интереса и подчинение лидеру, который наиболее соответствует их взглядам. В целом Мэдисон относится отрицательно к факции, т.к. их множество приводит к разобщенности общества, усиливает разницу м/у людьми. Возникновение факции между тем, как оппозиционных групп, неизбежно, но этот процесс можно регулировать со стороны государства.
Способы: 1. путем нормативной регламентации устранить причины и условия для появления факции, т.е. объединения людей;
2. регламентация осуществляется функциями своей деятельности.
У него тоже была концепция сдержек и противовесов. Считал созданную в США систему наиболее оптимальной, где есть конкуренция властей и взаимное сдерживание Чрезмерное влияние занимает фигура Президента
Идеи Джона Маршалла
Председатель верховного суда США. Участник дела Мербери против Мэдисона -1803г. Мербери должен быть назначен на должность федерального судьи, ему нужно выдать патент- Мэдисон.был госсекретарем США и отказал выдать патент. Мербери обратился в верховный суд США. Верховный суд в лице его Председателя Джона Маршала отказал в иске, сославшись на неконституционность закона, на который ссылался Мербери. Хотя в то время Верховный суд права по закону толковать является закон конституционным или нет. Маршал считал, что Конституция принималась всем народом, судьи Верховного суда дают присягу о защите Конституции, поэтому Верховный, суд имеет право толковать, конституционный Z или нет. Верховный суд США после этого дела становится органом конституционного контроля. Верховный суд приобретает право толковать Конституцию США.
Учение Холмса о праве
Идеи Вудро Вильсона.
В последней четверти XIX в. в общественной и политической жизни США складывалась тенденция, составленная из двух параллельно сосуществующих и развивающихся движений – демократического и плутократического. Первое из них было преисполнено решимости бороться за очищение государственного аппарата путем реформы государственной. В области учений о праве и государстве началась атака на естественноправовую и договорную теории. Заметным событием в ϶ᴛᴏм ряду стали монографии В. Вильсона «Правление конгресса» (1885) и О. Холмса «Общее право» (1881).
Вудро Вильсон (1856–1924) начинал ϲʙᴏю карьеру большого политика с должности профессора политики и президента Принстонского университета. В ϲʙᴏих методологических разработках он опирался на традицию комплексного освещения политики в трудах английского философа и общественного деятеля Э. Берка и его соотечественника-конституционалиста У Беджгота. Вильсон, как и многие современные ему исследователи позитивистской ориентации, был убежден, что политическая наука занимается, по существу, изучением реальной жизни и потому ее методы весьма сближаются с методами естественных наук. При этом стиль его исследований носил характер истолкования и оценки, а не скрупулезного анализа и последующих обобщений.
Теория Иогана Готлиба Фихте
Один из представителей философии субъективного идеализма. То, что существует в сознании, то существует и в реальности. Понятие П нужно рассматривать только в том смысле, когда существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу, т.е. понятие право вытекает из отношений м/у разными людьми. Юр. Z вытекает из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из какого-либо морального принципа. П не основывается на морали, регулирует внешние поступки и внешнее поведение людей независимо от морали. Свобода требует защиты со стороны государства, и защита осуществляется через принятие, установление государством. Государство возникает в результате общественного договора, но, создавая государство, устанавливается принудительность правил внешнего поведения. Это принятие м/б только коллективным, а не индивидуальным, т.е. не избранным, а всеобщим. Предлагает существующую систему разделения властей дополнить еще одной - эфорат, которая надзирала бы за исполнительной властью и обладала правом отмены отдельных актов этой власти, если они нарушаются. Позднее отказался от этой идеи. Развивает идею народного .суверенитета, т.к. выше народа только Бог, Он поддерживает идею революционных изменений, т.е. признает право на восстание, но считает, что лучше использовать систему эволюционного реформирования.
«Замкнутое торговое государство» (частично совпадает с Мором и Кампанеллой) Замкнутое торговое государство - это государство, которое в принципе самодостаточно. Вся частная собственность разделяется в зависимости то результатов индивидуального труда. В этом государстве четко должны быть регламентированы все сферы жизнедеятельности человека. В таком государстве отсутствует свобода выбора профессии. Правительство существует для себя, чтобы в дальнейшем исчезнуть. Интеллигенция - это истинные наставники нации
Историческая школа права
Конец XVIII - начало XIX вв. Резкая критика естественного ПИШП смотрит на понятие П не как на общее право справедливости, кем-то данное и неизменное. Густав Гуго «Учебник естественного права как философии позитивного права, в особенности частного права». К.Ф. Савивьи «П владения»
«Система современного римского права» Герог Пухт «Обычное П» «Курс институций»
Основные идеи ИШП: Т. к. язык не устанавливается договором, так и П создается не столько благодаря законодательствованию, сколько путем самостоятельного развития самостоятельно развитое право всегда возникает с развитием народного духа, т.е. не только Z выражает справедливость, а право всегда выражает те национальные интересы, которые существуют в стороне. Не Z - основной источник П, а народный дух. Позитивное П черпает свое основание из недр народного духа, которое воплощается в обычаях страны. Развитие П, его жизнь и становление - это объективный ход вещей, в который лучше не вмешиваться через законодательствование. П имеет свою историю, которая связана с историей народа и народного духа. Законодатель, принимая Z, должен максимально полно отразить убеждение нации. Только при этом условии правовые нормы могут приобрести самодовлеющее значение. ИШП имеет + и - моменты. Основным + моментом является то, что это было радикальный взгляд на понятий П, что Пне оторвано от жизни народа, развивается с ним. - момент: все представители считали, что не следует особо вмешиваться в развитие народного духа; т.о, снижают роль законодательства государства; отрицание договорной природы происхождения государства; отрицание необходимости разделения властей; отрицание П народа на революцию; выступают в защиту монархии, крепостничества, феодального строя.
Немецкий либерализм
Вильгельм фон Гунбольт (1767-1835). "Опыт установления границ деятельности». Основные идеи:
1. сторонник концепции идеалист. идеализма, цель кот. найти наиболее благоприятное положение человека в государстве.
2. соотношение гражданского общества и государства:
- гражданское общество для него это система нац. учреждений, союзов, объединений, создаваемых индивидами непосредствено снизу, государство это система гос. институтов, служб и администраций.
- правовую основу гражд.общества составляет естест. (общее) П, правовую основу государств - позитивное П, им же создаваемое.
- в гражд. обществе индивид это человек, в государствен - гражданин.
Вывод: гражданское общество, естественное П, человек, явление первичные по отношению к государству, позитивному праву и гражданину.
3. Гос. строй это не самоцель, это средство развития и здесь он представляет Т минимального государства, главная идея которого определяется по степени вмешательства государства в дела общества, которые должны быть минимальны, т.к. гражданское общество всегда стремится к многообразию форм развития человека, а противоположность к этому государство стремится к однообразию. Государство стремится всегда к опеке и патернализму, это губительно для граждан общества, т.к. порождает пассивность и иждивенчество людей "Самым эффективным средством достижения зрелости для свободы является сама свобода".
4. Он по разному воспринимает несоответствие Z и П. Z по своей природе м/б основным для освобождения и может быть основным для порабощения человека, т.е. закон имеет двуединую функцию
5. Государство это зло, но зло необходимое и оно лучшее, нежели анархия.
Лоренц Штейн (1815-1890) • История социального движения во Франции с 1789 г до наших дней 3-х томник • Настоящее и будущее гос-ва и П Герм.
Основные идеи: 1. Исходным пунктом устройства всякого государства служит разделение имущества.
2. Z общ. жизни служит установление постоянства и неизменности порядка, зависимости тех, кто не владеет от тек кто владеет имуществом. государство это высшая форма проявление общества; принципов существования государства является не свобода и лишь государство создает это явление и обеспечивает гарантию его развития. "Общество и государство это явление, противоположное друг другу, они воздействуют друг на друга, общество пытается сконструировать государство по своему образу и подобию, а государство пытается создать угодный для него общественный строй"
3. сторонник конституционной монархии.
4. разделение властей: правительственная власть должна верно служить законодательной, именно это свойство обеспечит гарантию превращения государства в правовое.
Французский либерализм
Время возникновения связано с падением Наполеона, возвращающим Бурбонов, борьба м/у аристократией и буржуазией. Беижанев Констант (1767-1830). «Курс конституц. политики». Основные идеи:
1. Выделение различных механизмов участия народа в управлении делами государства и общества, выделял 2 механизма:
а) в античной эпохе - свобода участия в коллект. отправлении власти. б) в новое время - это инд. свобода, базирующаяся на независимости, самост-ти, безопасности индивида и права его влияния на участие в управлении
2. естественный порядок полит. жизни, при кот. институты Г. образуют пирамиду, выросшую на фундаменте инд. свободы и неотъемлемых прав личности, сама госуд-сть начинает представлять себя как полит. целое, кот. венчает систему различных коллект. объединений, действ. в стране. Каково общество, таково и Г.
3. Он был сторонником конституционной монархии; оптимальная форма правления - представительное правление; выступал против сверх централизации; в своем творчестве пытался скорректировать принцип Ж. Ж. Руссо «всемогущество народного суверенитета: он считал, что народный суверенитет заканчивается там, где начинаются личные права человека и его частная жизнь; считал, что верховенство народа должно иметь свои границы, т.к. смысл (цель государства) это баланс прав личности и Г». Алексис де Токвипъ (1805-1859). Демократия в Америке», «Старый режим и революция»
Один из самых глубоких исследователей понятий свободы и равенства. Основные идеи:
1. всеобщее равенство, взятое само по себе, не создает основания для установления такого политического строя, который будет оберегать автономию индивида, исключит произвол и небрежение права властями. С его точки зрения свобода и равенства - это разно порядковые явления. Равенство всегда наиболее притягательное явление для веек слоев населения, чем свобода, которая требует самостоятельности, ответственности и дисциплины. Современные демократии невозможны без тесного союза равенства и свободы: необходимо с одной стороны избавиться от всего того лишнего, что мешает установлению баланса между равенством и свободой, приемлемого для совр. демократии, с другой - развивать политико-юр. инструменты, способные создавать и поддерживать этот рациональный баланс
2. он безразлично относился к политическому устройству общества, главное, чтобы действовали представительская форма правления.
Английский либерализм
I. половина XIX в: начинает развиваться либеральная концепция мира, в основе кот.: 1. священность и неприк-сть частной собственности 2. неотъем. права и свободы Ч и Г 3. стимулирование активной соц. позиции Г
Иеремия Бентом (П48-1832). «Принципы законодательства», «Фрагмент о правительстве», «Руководящие нормы констит. кодекса для всех государств» Являлся основоположником совр. идей утилитаризма:
1. получение удовольствия и получение страданий - смысл чел. жизни
2. полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи - высший критерий в оценке человеческой деятельности
3. нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья и добра наибольшим количеством людей
4. максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуального и общественного интереса - вот цель человеческой деятельности.
«Не притесняйте индивида, не позволяйте это делать другим, и вы уже достаточно сделаете для общества». Отношение к Т естественного Пи правам человека: «естественные права - чужие, а неотъемлемые права - чепуха. Французская декларация прав человека и гражданина - это метафизическое произведение, статьи которого можно разделить на 3 класса:
а) невразумительные б) ложные в) одновременно невразумительные и ложные».
Выступает за разделение властей. Если у Монтескье - это идея равновесия, у Канта - субординации, то у него это согласование деятельности властей, но не их зависимости. Он отрицает разделение м/у Z и П (хотя разделение рождает понятие справедливости). Выступает против Т общ. договора, т.к. личный интерес основополагающий. Выступал за однопалатный парламент, т.к. палата лордов устаревшее.
Джон Милль (1606-1873). (антипод в Т либерализма Бентому). «О свободе», «Основы пол. экономики» (о влиянии правительства). Осн. идеи:
1. нельзя всю нравственность базировать на постулате «личные выгоды индивида», на вере в то, что личный корыстный интерес каждого отдельного человека и его удовлетворение приведет к благополучию всех. 2. высшим проявлением нравственности и добродетели является подвижничество ради счастья других. 3. индивидуальная свобода личности - это свобода мысли и мнения, свобода действовать сообща с другими, свобода выбора и достижения жизненных целей, самостоятельное устройство личной судьбы. 4. Оптимальная форма правления является та, которая основывается на избираемости и сменности депутатов, непосредственном участии народа и его ответственности.
5. Разделение властей: выделяет 4 функции законодательной власти: а) законотворчество б) Контроль за исполнением законов и деятельностью правительства в) Представительство мнений г) Разрешение жалоб.
92. Политико-правовые воззрения идеологов социализма (Западная Европа первой половины 19 века)
Анри де Сен-Симон (1760-1825) герцог, аристократ. Основные идеи:
1. история человеческого развития есть цикл развития по восходящей, это цикл представляет соединение 3 стадий:
а) теологической (господствуют священники и феодалы) б) метафизический (метафизики и юристы) в) позитивный (ученые и промышленники). Наука превращается в непосредственную производительную силу.
2. историческое развитие нелинейно, оно прерывается критическими фазами. 3. Z, конституирующий власть и формы правления менее значим значимы, чем Z о собственности и ее распределении. 4. с его т.з цель социальных преобразований отстранение от власти непроизводительных классов. 5. с точки зрения его оптимальной формы правления - социократия, во главе которой совет промышленников.
6. политика из управления людьми должна превратиться в управление вещами и производительными процессами.
Шарль Фурье (1772-1837) Основные идеи:
1. хозяйственный порядок, существующий в обществе всегда предопределяет систему социального правления. 2. политика и полит. деятельность это бесполезное занятие в обществе. 3. страсти являются универсальным Z развития общества; если человек выстроит классификацию страстей, познает ее, то человек получит ключ к познанию общества. 4. "на смену тирании феодалов и аристократов пришла тирания союза крупных собственников - капиталистов" говорил относительно нового буржуазного общества. 5. первым признаком является монополия индивидуальной собственности над массами, допуская существование частной собственности, но с необходимыми элементами общественного перераспределения. "П людей на труд не осуществимо в условиях современной цивилизации, но без этого права все иные права ничто. "Учение о фаланге" (фаланга это определенная форма кооперации труда и социальной жизни. 6. свобода превыше равенства.
Роберт Оуэн. (1771-1858) Основные идеи:
1. предлагая "Учение о характере", считал что характер является следствием существующего общественного строя. 2. общественная и идеальная модели могут быть реализованы через закон. Принцип; коммуна переходит в федерации, которая переходи во всемирную федерацию. Он один из первых организаторов профсоюзного движения в Европе.
Учение Дж. Остина о праве
Учение Ленина(1870-1924)
Основоположник большевизма. Центральная работа в работе «Государство и революция» - классы и классовая борьба. Государство - продукт и явление непримиримости классовых противоречий. Оно является орудием насилия, аппаратом подавления одного класса другим.
Либералы. Б.Н. Чичерин
Либералы больше обращаются к праву чем радикалы. Либеральное отношении было представлено учением о праве, его положительной стороне. Цель – воспитание уважительного отношения к праву.
Б.Н. Чичерин. (работы: «История политических учений», «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Философия права»). Он воспринял идеи европейского права. Гос-во – это союз народа связанного законом в одно юридическое целое, которое управляется верховной властью для общего блага. Он разграничивает гос-во и гражданское общество. Право индивида (частное право), это прерогатива гражд. общества, а не цель гос-ва. Гос-во определяет гражданские права, а не естественные. Естественное право – это область требования правды и справедливости, это мера для положительного законодательства. Суть либерализма – это представление о человеке, как о свободном существе которое в этом качестве вступает в общество. Человек сохраняет свою свободу даже объединяясь с другими людьми принимая на себя взаимные права и обязанности, а также обязанность повиновения верховной власти. Право выступает как развитие идеи и свободы (как у Гегеля). Свобода воплощается во внешней свободе (праве), внутренней свободе (нравственность), общественной свободе (в обществе). Свобода в её субъективном моменте (нравственность, мораль) объективируется в реальности в форме права, семьи, гражд. общества и гос-ва. И право и гос-во – есть форма свободы.
3 вида либерализма: 1) Уличный либерализм – когда нет уважения к чужому мнению к человеческой личности, каждый подвержен своеволью. Каждый из противников либерализма считается подлецом; 2) Аппозиционный – здесь смесь типов человеческих личностей, их характеров. Каждый подвержен своей воле. Эта форма либерализма тоже не совершенна – не несет общей пользы; 3) Охранительный либерализм – примирение начала свободы с началом власти и законов. В этой форме происходит установление баланса прав и обязанностей на основе закона.
С.А. Муромцев. (Его работы: «Суть и закон в гражд. праве», «Определение и основное разделение права»). Представитель соц. Он отождествляет право и правопорядок. Право – это не совокупность юрид. норм, а совокупность общественных отношений, а это правовой порядок. Нормы права – это атрибут правопорядка. Право отождествляет с процессом его применения. Обусловливает необходимость наличие суда для России. «Закон – творит, суд – осуществляет волю законодателя». Муромцев председатель I гос. думы.
Н.М. Коркунов. (работы: «Лекции по общей теории права»). Он опирается на учение о гос-ве и праве Рудольфа Иеринга. Право - это разграничение интересов. Право охраняет не всякий интерес, а только отдельно взятый интерес его отношений к другому интересу. Право начинает работать там где начинается борьба за право. Общество – это объективный общественный порядок. Общество – психическое объединение людей. Человек не может жить отдельно.
М.М. Ковалевский. (его работы: «историко-сравнительный метод в юриспруденции», «Современный обычай и древний закон»). Разрабатывает метод сравнительного правоведенья. Он критически относится к европейской юридической мысли, которая замкнулась в рамках границы Европы и не рассматривает Восток. Он считает что это неправильно. Нужно выявить то, как правовая норма рассматривается в гос. учреждениях. Необходимо сравнивать право различных народов и взять это за основу гос-ого строительства и правового регулирования России..
110. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины 20 века (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин)
С.Н. Булгаков (1871 – 1944гг.). (работы: «От марксизма к идеализму», «Философия хозяйства», «2 града»). Писал диссертацию на тему «Применения выводов марксизма к сфере хозяйственного земледелия». Он отходит от марксизма к крестьянскому учению. Это учение может обеспечить подлинное значение о гос-ве и праве. Данный переход – это переход от царства необходимости к царству свободы. В дальнейшим начинает воспринимать марксизм как ущербную идеологию. Юрид. отделение церкви от гос-ва не может быть полным и постоянным. Идеал крестьянского гос-ва заключен во взаимосвязи гос-ва и церкви. Это отделение лишь внешнее, но не внутреннее. Теория анархизма тоже не имеет достаточных оснований, т.к. полностью отказываться от гос-ва нельзя. Гос-ву необходимо преобразоваться с теми требованиями которые выдвигает нравственное сознание. Защита прав личности может осуществляется путем правопорядка. Поэтому надо отграничить точно, где начинается общество и гос-во, и где начинается область неприкосновенности прав личности.
Н.А. Бердяев (1894 – 1948гг.) Отдельно рассматривает марксистское учение. Считает, что марксизм имеет определенные религиозные корни, т.к. пролетарий у Маркса выступает как бог, это новая власть над миром. Т.о. коммунизм у Маркса – это отрицание не только бога, но и человека вообще. И причем оба эти отрицания между собой взаимосвязаны. Считает, что и в коммунизме есть своя правда и своя лож. Правда в том что коммунизм раскрывает людям возможность братства людей и народов, возможность преодоления классов. Лож в том что, духовная основа коммунизма отрицает ценности всякого человека. Коммунизм – русская судьба. Изжит он должен будет силами русского народа, т.е. коммунизм д.б. преодолен русским народом, а не уничтожен.
И.А. Ильин. (работы: «Понятие права и силы: опыт методологического анализа», «Учение о правосознании», «Основная задача правоведенья в России»). Он известен своими идеалами признаков власти: 1) Гос-ая власть д.б. единой; 2) Власть обеспечивает общий интерес; 3) Пол. программы д.б. реально выполнимы. Правосознание человека пробуждает и воспитывает частная собственность, призывает различать «твое» и «моё», приучая его к правовой взаимности и чувству правомочий. Продвигал идею правового гос-ва. Правовое гос-во основывается на признании чел. личности: духовной свободной, т.е. правовое гос-во основывается на правосознании. Отдельно рассматривает проблему тот. режимов. Тотал. режим покоится на террорист. внушении, а не правосознании. Он проявляется в управлении, и становится всеохватывающим.
Правоведы русского зарубежья: П.Б. Струве, П.А. Сорокин. П.Б. Струве рассматривает особую соц. группу в культурной жизни. Развивает идею об особенной культ. роли в России. Именно рус. интел-ция – та движущая сила, кот. д. заставить Россию принять правильное решение. Достижение революции 1905 - принят манифест – основа русской конституции. Но недостаток в том, что эта конституция существует только в законе и нет в правосознании.
П.А. Сорокин. (его работы: «Современные соц. теории»). Представлял русскую школу уголовного права и криминологии. Предлагал все правила поведения разделить на 3 группы: дозволение, запрет, рекомендование.
111. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева
В. С. Соловьев (1853–1900 гг.), основным трудом является диссертация «Кризис в западной философии. Против позитивизма».
В обсуждении проблем организованной теократии («богочеловеческого теократического государства») Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры:
1) священники (часть божия);
2) князья и начальники (часть активно-человеческая);
3) народ земли (часть пассивно-человеческая).
Политические организации в представлении Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ – «и не выдергивает из-под наших ног той лестницы, по которым мы идем».
Здесь особое значение имеет христианское государство и христианская политика.
Соловьев делит право на:
- естественное право – чистое тодолженствование (т.е. тот порядок, к/ый д/б);
- позитивное право – всегда стремится соответствовать тому порядку, /к/ый формируется естественным правом.
Естественное право – рациональная сущность права. Положительное право – характеризует право как историческое явления. Рациональное право хар-ся несколькими
Учение Ленина(1870-1924)
Основоположник большевизма. Центральная работа в работе «Государство и революция» - классы и классовая борьба. Государство - продукт и явление непримиримости классовых противоречий. Оно является орудием насилия, аппаратом подавления одного класса другим.
(Основные работы: «Империализм – как высшая стадия капитализма» «Гос-во и право. Учение марксизма о гос-ве и задачах пролетариата в революции»). Гос-во продукт классовых противоречий, оно появляется с момента раскола общества на классы в связи с появлением частной соб-ти. В классовом гос-ве – формирование гос. аппарата всегда осуществляется из среды господствующего класса. Классовое гос-во – всегда характеризуется тем, что гос. аппарат осуществляет политику угодную господ-ему классу. Диктатура класса – это закон существования любого гос-ва, в т.ч. и демократического. Признаки диктатуры класса: а) Господство над остальными соц. группами; б) Опора гос. власти на население; в) Не связанна с диктатурой никакими законами. Диктатура – есть власть, опирающееся на насилие, не связанная никакими законами. С приходом власти пролетариата – обязательным будет слом гос. машины. в) Новое гос-во необходимо гос-ву для подавления своих классовых противников. Основным законом существования гос-ва – является диктатура класса. Отличие ленинской диктатуры – в том, что она не связанна никакими законами. Когда необходимость класса отпадает, то можно говорить о полной свободе. Гос-во – д.б. в виде Республики Советов, на принципе жесткого централизма. Террор свойствен на первых ступенях развития диктатуры. Советы находятся под контролем ком. партии. Особая роль партии в пролетарском гос-ве. Ленин говорил, что в России развивается режим пролетарской демократии.
Аналитическая юриспруденция
Общие черты: 1. П воспроизводится как совокупность норм, как упорядоченная система Z и отраслей П. 2. восприятие Z это словестное восприятие мысли законодателя. 3. Харт - любая совокупность Z имеет свою внутреннюю связь, свою более или менее совершенную систему соподчинения и распределения, такая система Z не м/б логической и рациональной, а следовательно юр. практика нуждается в понимании и толковании" (аналитический процесс - толкование и понимание является связующей нитью м/у отраслями П). Харт: П это формально определенная система первичных и вторичных правил, восходящих к так называемой высшей норме признания. Первичные правила - это законодательные установления, изготовленные суверенным врганом - парламентом, т.е. Z.
Вторичное правило состоит из 3 элементов; а) правило признания - Z есть Z, если он исходит из признанного источника права, б) правила изменения закона, порядок изменения законопроекта должен предшествовать его принятию. в) правило вынесения судебного решения основывается на понимании и толковании норм (главный смысл). Отсутствие вторичных правил точки зрения Харта это показатель примитивности сообщества.
Харт наряду с правом уделял особое внимание традициям, религиозным правилам, обычаям, т.е. общественной морали. Для его учения важной чертой является взаимопроникновение права и морали. Он выделяет специфическую черту этого взаимодействия: не всегда Z отражает мораль.
Р. Дворкин: "если о праве говорить серьезней" "еще не один законодатель игнорировать общественные взгляды или чувства неправды, т.к. общественное мнение каким бы текущим и переменчивым оно не было создает границу вокруг той соц. проблемы, которую законодатель и правительство может проигнорировать только теоретически.
117. Социологическая юриспруденция. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма
Социологическая юриспруденция. 2общие позиции: 1. Юриспруденция это прежде всего юриспруденция соц. контроля и соц. регулирования.
2. Главный акцент состоит в том, что П прежде всего делает акцент на то, как воздействует П. Соц. юриспруденция это комплексная Т система которая состоит из следующий направлений:
1. солидаризм (Леон Дюги) 2. Т свободного судейского усмотрения (Евгений Эрмех) 3. Т соц. инженерии (Роско Паунд). 4. Юр. институционализм
5. психологическая теория Петражицкого.
Т свободного судейского усмотрения. Евгений Эрмех "Основы социологии П". 3важных позиции: а) Т свободного права есть спец. судебное решение с присущей ему свободой судейского усмотрения. Судья находясь м/у системой законодательства и системой общественной морали делает преломление и в рамках этого соединения принимают свободное судейское решение, б) центр тяжести развития современного П находится не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе; в обществе П живет не урегулировано и в центре этого общества судья должен прислушиваться и понимать, т.к. он также живет в этом обществе. в) чтобы понять П нужно изучить порядок действия общ. объединений, а следовательно в предшествующих исследованиях изучали прежде всего правовые предписания, а не этот порядок. Именно в общ. объединении наиболее четко складываются понятия справедливости, порядка.
Теория солидаризма. Леон. Дюги (1859-1928). "Трактат о конституции П"
Дюги как основоположник Т во многом развил идеи Канта, с точки зрения права не принимает права суверенная личность, субъективное П, но поддерживал и ввел понятие соц. П, соц. организация как отражение приоритета коллективного имтереса. П это результат действия соц. факторов. Главная идея в Т солитаризма: государство в прежних формах коллективности исчезает, на смену приходит новый гос. строй, который базируются на 2 элементах, а) концепция соц. нормы; б) идея децентрализации (федеральные синдекализм). Концепция соц. нормы. С его т.з.современный мир основан на принципе соц. взаимозависимости. Этот принцип является следствием кооперированного труда, когда каждый отдельный участок работы, деятельность гражданина и весь процесс труда направлены на удовлетворение общих потребностей. Солидаризм это следствие кооперативного труда и необходимости удов-ния общих потребностей. Децентрализация (федеральный синдикализм). Совр. общество движется к федерализму классов, кот. соорганизуется в синдикаты и только после этого федерализм комбинирует с центральной властью, создавая систему контроля и учета. Для Дюги соц. норма это П норма. Наряду с социализмом другие факторы контроля являются правилами человеческого поведения. Соц. акт нарушающий соц. норму всегда ведет к соц. реакции.
Теория институционализма. Морис Ориу (1859-1929). "Принципы публ. права"
Т институции отрицает догов. происхождение государства и Т социализма (административно-командная организация). Концептуальной основой Т явл. Т равновесия Монтескье. Основополагающие идеи:
1. любая функция соц. организации сочетающая в себе личный и общ. интерес есть учреждение интегративное, т.к. обеспечивает сплочение общества в нацию и государство, т.е. с его т.з. основы современного общества составляют институты, учреждения.
2. попытка уподобить правовой порядок как систему равновесия физ. сил, а всю жизнь совр. государства представить как бесчисленное соц. равновесие, соединенное в сложную и запутанную систему. Одной из важнейших систем социального равновесия являются П отношения. Для него право это идея порядка. Предметом публичного П выступает гос. режим правления как многоаспектное явление (происходит синтез различных систем режимов). Для него гос. режим правления - олицетворение государства. Разделение полит. власти и собственности ведет к усилению производственной централизации права и централизации полит. власти. Централизация национальных П сводится к тому, что П установления и санкции становятся делом центр. правительства, обособленного от частной собственности. Сам порядок возникновения, изменения и прекращения являются фактором соц.стабильности и соц. равновесия.
Прагматический позитивизм
Разновидностью современного юридического позитивизма следует считать прагматический позитивизм в праве (американская и скандинавская школы «реального права»). Если аналитическая юриспруденция с ее формализмом и догматизмом получила прозвище «юриспруденция понятий» (Р. Иеринг), то реальную школу в правоведении можно по аналогии назвать «юриспруденцией выработки и принятия решений».
Наиболее известной в этом плане стала книга Джерома Фрэнка «Право и современный разум» (1930), которая, по отзыву члена Верховного суда США Ф. Франкфуртера, не столько дала прибавку к существующему фонду научных знаний, сколько призвала к радикальному пересмотру того, что в наше время предстает пред нами как знание или как истина.
Говоря об особенностях нового правопонимания, Фрэнк акцентировал внимание на том, что право предстоит в своей реальности в виде специального судебного решения (в виде реального делания, а не говорения только).
Фрэнк - основоположник юр. Т реализма. 3 позиции:
1. П рассматривается как специальное судебное решение, как делание П в суде;
2. П это живой организм, а следовательно, его почти нельзя унифицировать и предсказать;
3. судебная процедура является процессуальной гарантией обеспечения для граждан соц. справедливости. На основании Z проводится судебное разбирательство, далее выносится судебное решение и создается право, т.е. имеет место взаимное влияние.
В работе Фрэнка нет специальных упоминаний о естественном праве, но есть общее высказывание о его актуальности. «Я не понимаю, как любой добропорядочной человек сегодня может отказаться принять за основу современной цивилизации те фундаментальные принципы естественного права, которые относятся к человеческому поведению и которые были провозглашены Фомой Аквинским. Среди них– первичность стремления к общему благу, непричинение вреда другим, воздаяние каждому своего и вторичность таких принципов, как „не убий“, „не укради“, „возвращай врученное тебе по доверию“.
Предмет истории политических и правовых учений
Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, политике и законодательстве, представления о закономерности их развития, их месте и роли в жизни общества. Таким образом, эта дисциплина изучает воззрения о государстве и праве, существовавшие на протяжении человеческой истории. Государство - это ведущая форма, организации общества. П - различают на естественное (пытается решить проблему справедливости) и позитивное (система законодательства)
Признаки ИППУ:
1. Сочетание исторических и Т знаний. Т, это всегда системные знания. 2. Сочетание гос. и правового знаний (полит. исследуется в связи с политикой, в рамках политики, в условиях конкретного полит. порядка). 3. Это историография форм человеческого мышления.
Периодизация истории политических и правовых учений необходима для понимания логики развития воззрений на государство и право.
Подходы к периодизации:
1) формационный. Делит историю на формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, коммунизм).
Недостаток данного подхода заключается в том, что смена формаций не всегда влечет к смене государственного строя. Большинство теорий сложно отнести к конкретной формации;
2) исторический.
Периоды: Древний мир, Средние века (Возрождение и Реформация), Новое время и Новейшее время;
3) социетальный. При данном подходе политико-правовые доктрины рассматриваются с точки зрения их культурной, религиозной и социально-экономической обусловленности, принимается во внимание соотношения государства и общества, при котором обеспечивается определенная степень индивидуальной свободы личности и её гарантии и роль в процессе
Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.