Фома Аквинский (1225-1274 г) Работы: «О правлении властителей» «Сумма теологии» Рассматривая государство, считает, что деятельность монарха схожа с активностью бога «Как бог вносит сначала в мир организованность и стройность, так и монарх сначала создает государство, а затем им управляет». Он оправдывает и считает необходимым вмешательство клира в дела правления. 3 элемента гос. власти:
1. Сущность власти 2. форма происх-ния власти 3. исп-ние власти
1. Заключается в отношениях господства и подчинения, данный порядок заведен богом, значит власть это божественное установление. 2 Конк. формы конституирования власти м/б дурными и несправедливыми. 3. Пользование гос. власти м. выражаться в злоупотреблении ею. Из этого следуют выводы: 2 и 3 элементы гос. власти могут быть лишены печати божественности. Развивая идею господства церкви считает, что насколько действия правителя отклоняются от воли церкви, настолько они противоречат интересам церкви, что позволяет подданным оказывать этим действиям сопротивление. Но это право может быть реализовано ими только с согласия церкви и папства. Идеальная форма правления - монархия, т.к. она наиболее сходна с мирозданием и человеческим организмом, где голова руководит всем телом. На протяжении всей истории именно монархические государство были наиболее устойчивыми и преуспевающими. 2 разновидности монархии: 1. Абсолютная (вся власть в руках) 2. Полит (власть основывается на Z и правитель принимает решение с учетом общего решения крупных феодалов). Т Z: Все Z связаны нитями субординации, а не существуют отдельно. На верху пирамиды: 1. Вечный Z (универсальные Z, общие принципы божественного разума, заключенные в боге, а остальные Z производны от него). 2. Естественный Z как отражение вечного Z в человеческом разуме. 3. Человеческие (позитивные Z, которые конкретизируют естественный Z). Считает, что третий может менять свое содержание, при этом общее в человеческих законах различных стран образует право народов, а специфические - право граждан того или иного государства. Источником первого является библия. Он необходим по 2 причинам: - третий не способен полностью истребить зло. - Задача первого помочь человеку достичь представлений о правде и справедливости. Второй он определяет через понятие справедливости, под кот. подразумевает воздаяние каждому по заслугам. Равенство - это то, что рождает третий. Правовым третий будет только тогда, когда он не противоречит второму.
Средневековые ереси
Господство церкви в средневековье вызвало отрицательные эмоции, из этого следует, что в 5-11 вв. появляются еретические движения как оппозиция религии, католической церкви в Европе. В 11-12 вв. еретические движения усиливаются, В Италии, Франции, Германии и др. странах появляются еретические школы. В 14-15 вв. еретические направления оформляются в 2 крупных направления:
1. плебейско-крестьянские 2. бюргерские ереси.
В 10-13 вв. на территории Болгарии появляется богомитство как протест против закрепощения, национальной угнетенности болгарских народов и Византии. Основные взгляды: критика церковных организаций за пышность, богатство, порочность священников, нарушение библии, отрицали государственность. Манихейство весь мир порождение дьявола, а церковь и государство не имеет божественного характера.
Бюргерские ереси: Джон Уйклиф - один из представителей. Английская церковь должна быть отделена от римской курьи, церковь вообще должна быть отделена от государства. Оспариваются принципы непогрешимости церковного сословия и частная собственность от бога, значит критикует взгляды крестьянско-плебейского еретического движения об уравнении в правах и наделении землей неимущих. Ян Гус (ученик) жил на территории Чехии, взгляды те же.
Крестьянско-плебейские ереси: 2 направления: 1. лолларды (нищенствующие священники в Англии) Основная идеология: против крепостничества, за свободу, необходимость аскетического образа жизни. 2. табориты (в Чехии) антифеодальное движение, основным принципом которого можно развивать государство - это республиканская форма правления, выступали за отмену
Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.