Деятельность принцессы в сфере образования не ограничивалась заботами о гимназии, она также была попечительницей школы Императорского женского патриотического общества и школы императора Александра II, готовившей мальчиков к поступлению в кадетские корпуса. По инициативе Е.М.Ольденбургской было построено новое здание приюта для дочерей женщин, находящихся в заключении. В имении Рамонь под Воронежем принцесса открыла трехклассную школу для детей жителей поселка и рабочих сахарного завода. Школа была оснащена современными учебными пособиями и в дальнейшем получила статус народного училища[89].
В 1900-е гг. Евгения Максимилиановна тяжело болела, перенесла инсульт и накануне революционных событий 1917 г. была прикована к инвалидному креслу. После Февральской революции в 1917 году семья Ольденбургских навсегда покинула Петроград. Они переехали в Финляндию, в усадьбу Ранталинна, а затем, потеряв надежду на возвращение в Россию, поселились на юге Франции в Биаррице. Ольденбургские жили, постепенно распродавая драгоценности, которые смогли вывезти из России[90]. Единственный сын четы Ольденбургских Петр тяжело болел и умер раньше родителей от туберкулеза. Сама Евгения Максимилиановна скончалась в 1925 г. в возрасте 80-ти лет.
٭٭٭
После Октябрьской революции 1917 года гимназия была преобразована в советскую единую трудовую школу № 14, а затем № 5. С 1931 до 1935 г. школа называлась 5-й образцовой фабрично-заводской девятилеткой (Ф.З.Д.) имени Степана Халтурина. С 1935 по 1940 год она становится 5-й полной средней школой. А в 1940 году школе был присвоен номер 157.
Две трети преподавателей продолжили свою педагогическую деятельность в бывшей гимназии. С 1917 до 1930 год директором школы был бывший учитель истории гимназии Николай Степанович Бондырев, учебной частью заведовала Мария Ивановна Рубан, также бывший преподаватель гимназии. В школе изменился состав учащихся: здесь стали обучаться девочки и мальчики из рабочих семей. Есть сведения, что именно в этот период на перилах лестниц установили специальные металлические шарики, чтобы мальчики не пытались лихо ездить по ним. Нравы в 20-е гг. стали значительно проще: дети не вставали, когда учитель входил в класс, не поднимались, говоря со старшими. Новые учителя, не имевшие опыта преподавания в гимназии, по воспоминаниям выпускницы 1927 г., профессора химии Г.М.Саранчиной, не оставили доброй памяти: «Их первые уроки с такими фразами, как «положьте тетради», «снимите с парт польты», как-то сразу уничтожали их авторитет»[91]. В то же время много внимания уделялось трудовому воспитанию. В школе существовали многочисленные кружки: переплетные, столярные, слесарные, швейные, бухгалтерские. В 1920-30-е годы большое значение придавалось физическому воспитанию. В школе работали различные секции: гимнастики, футбола, волейбола. В актовом зале проводились спортивные праздники, воспитанники секций показывали упражнения, составляли популярные тогда «пирамиды».
Большой популярностью у школьников пользовались литературный и драматический кружки. Организовывались встречи с известными людьми. Неоднократно в школе бывал выдающийся российский юрист, к тому времени уже пожилой человек, А.Ф.Кони. Он рассказывал о прошлом, о встречах с выдающимися деятелями науки и культуры дореволюционной России. Школьники навещали его квартире на Воскресенской улице (ныне ул. Восстания). Эти встречи организовывала Елизавета Александровна Садова, выпускница гимназии принцессы Ольденбургской, учитель русского языка литературы. Г.М.Саранчина вспоминала о Е.А.Садовой, как о человеке «редкой душевной красоты, доброты, высокой интеллигентности и профессионализма»[92].
В 1928-29 годах в школе издавался литературно-художественный журнал «Эхо». Мысль о создании журнала возникла под впечатлением тайно читаемых книг Л.Чарской и была поддержана М.И.Рубан. Журнал выходил несколько раз в месяц. Редколлегия была девичьей, ученицы писали повести, рассказы, стихи, придумывали шарады и ребусы. Встречались и публицистические заметки, например, одна из девушек сетовала, что культура населения остается очень низкой. Автор пишет: «У нас считается обычным войти в комнату, не постучавшись, и потом, прямо в грязной шинели, с грязными сапогами, броситься на чужую постель. Словом «мещанство» у нас неоднократно злоупотребляют. Иногда даже носовой платок иметь у нас считается мещанством, тогда как это правило гигиены. Наша молодежь еще не осознала слово «культура»[93]. По своему духу и по стилистике оформления журнал был близок к девичьим альбомам гимназической поры. Девушки, объединенные когда-то работой над журналом, дружили всю жизнь.
В 1930 году директор школы Н.С.Бондырев и некоторые преподаватели были уволены с работы. Говорили, что причина в том, что они из «бывших». Возможно, это было отражением целенаправленной политики замены старых кадров новой советской интеллигенцией.
При этом в работе школ в 1930-е гг. прослеживается возвращение к строгому расписанию занятий, классно-урочной системе, дифференцированной оценке знаний, ежегодным экзаменам, постоянным учебникам и т.д. Опираясь на иную идеологию, советская школа, тем не менее, станет воспроизводить многие черты дореволюционной гимназии.
В 1930-е гг. наряду с изучением общеобразовательных дисциплин ученики получали основы рабочих профессий. Были созданы мастерские для работы по дереву и металлу. Вырос уровень преподавания точных и естественных предметов, таких как математика, физика, химия. Об этом свидетельствуют воспоминания выпускников тех лет.
В частности, выпускники вспоминают прекрасного учителя физики Василия Павловича Трифонова. Его судьба трагически оборвалась: он скончался от голода в годы блокады.
В довоенные годы активно работали пионерская и комсомольская организации (сборы, походы, игры, костры дружбы, молодежные лагеря, военно-спортивные игры). Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию.
В числе многих достойных выпускников школы предвоенной поры назовем Георгия Иринеевича Фатале, участника легендарного Парада Победы 1945 года на Красной площади. С 17-ти лет он, вчерашний школьник, принимал участие в боях на Ленинградском фронте. В годы войны он командовал взводом разведки, был трижды ранен. После войны Георгий Иринеевич стал известным спортсменом, мастером спорта СССР по фехтованию. Также он запомнился многим и в качестве спортивного комментатора.
В 1941 г. директором 157 школы был Петр Семенович Лесков. С начала войны он вместе со старшеклассниками принимал участие в оборонительных работах под Ленинградом.
Летом 1941 года в здании 157 школы разместилась 8-я специальная артиллерийская школа, так как ее здание на Обводном канале было передано госпиталю. Интересно, что помимо общеобразовательных и военных дисциплин, в спецшколе, как некогда в гимназиях, преподавали танцы. Спецшкольники находились в бывшем здании гимназии в самый тяжелый период блокады и были эвакуированы 8 февраля 1942 г. Ученики 8-й САШ были в составе Ленинградского ополчения, участвовали в обороне города. Многим было суждено умереть в первый год войны. Те, кто выжил и завершил образование, стали офицерами-артиллеристами и принимали участие в сражениях Великой Отечественной войны.
Во второй блокадный год возобновились занятия в 157 средней школе. Учителя и ученики принимали посильное участие в подготовке школы к учебному году, находили в себе силы работать и учиться в суровое военное время. За свой самоотверженный труд в годы блокады 39 учителей и сотрудников школы и 49 учащихся были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Есть в истории школы и трагическая страница: 15 учителей и сотрудников школы умерли от голода в блокадный период.
В числе учителей школы послевоенной поры были фронтовики. В частности, учитель физкультуры Александр Дмитриевич Люлеев участвовал в боях под Москвой и Сталинградом, где был тяжело ранен в сентябре 1942 г., в войне с Японией, награжден орденом Красной Звезды и другими наградами.
٭٭٭
С января 1944 по 1965 год работой коллектива учителей и сотрудников руководил директор школы Анатолий Павлович Исаев, заслуженный учитель школ РСФСР. Вся его жизнь была посвящена школе. Квартира директора, как и во времена гимназии, находилась в школьном здании.
После снятия блокады Ленинграда жизнь в школе стала быстро входить в нормальное русло. 157 мужская школа отличалась четким режимом работы, строгой дисциплиной, единством учебной и внеклассной деятельности, высокой требовательностью к ученикам и сотрудникам. Особое внимание уделялось преподаванию математики и физики.
С 1947 года проводилась работа по созданию учебных кабинетов. Гордостью школы стали кабинеты физики, химии, биологии, географии с современным учебным оборудованием. В каждом кабинете был киноаппарат, а в школе был создан радиоузел.
С 1957 года школа стала базовой площадкой Академии Педагогических наук РСФСР. Учителя апробировали новые программы, учебники, методики. Это создавало творческую атмосферу в педагогическом коллективе.
С 1954 года было введено совместное обучение мальчиков и девочек. Девочки носили школьную форму, практически полностью воспроизводившую гимназическую: коричневые строгие платья, фартуки, воротнички и манжеты.
С 1963 года особое внимание стало уделяться преподаванию английского языка. Его стали изучать со 2-го класса.
В 1958 году в школе прошло мероприятие, неофициально посвященное 90-летию учебного заведения. На праздник были приглашены, в том числе, и выпускницы дореволюционной гимназии, что подтверждает хранящаяся в фондах музея пригласительная открытка[94].
Иллюстрация 14. Пригласительная открытка на праздник по случаю 90-летия образовательного учреждения
По многим показателям «Исаевская» школа была образцовой, и ее авторитет в городе был очень велик.
После А.П.Исаева с 1965 по 1992 г. школой последовательно руководили Л.И.Рожко и Р.П.Алексеева.
С 1968 по 1973 г. школа № 157 находилась в ведении АПН СССР. Экспериментальная работа способствовала методическому росту учителей. Вводились новые типы уроков: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-диспуты, обобщающие и зачетные уроки. Педагогический коллектив активно делился опытом работы: проводились Центральные педагогические чтения и семинары. В школе проходили практику студенты 4-х и 5-х курсов Педагогического института имени А.И.Герцена.
Ярким событием в истории школы было рождение в 1962 году Литературного клуба под руководством Т.Н.Бобровой. Важными направлениями деятельности клуба были просмотр и рецензирование театральных и кинопремьер, встречи с литераторами, журналистами, учеными-филологами, проведение литературных вечеров. Заметим, что эти сходные формы работы существовали еще в старой гимназии.
Интересной была работа клуба «Кругозор» (руководители Р.Г.Дегтяренко, Г.А.Колесова). Историю страны и города изучали во время походов и путешествий. Брест, Минск, Москва, Крым, Волгоград, Прибалтика, – такова была география поездок.
Популярностью у школьников пользовался «КИД» - Клуб интернациональной дружбы, созданный в школе в 1957 году. Руководителями его были учителя английского языка Р.Я.Экслер и С.В.Севрюгина. В КИДе занимались изучением истории США и Великобритании, вели переписку с английскими, американскими и шведскими школьниками. Проводились экскурсии по городу на английском языке для иностранных делегаций.
Близость к Смольному оказывала влияние на социальный состав учащихся. Партийные и советские работники предпочитали жить неподалеку и отдавали в школу своих детей. Поэтому 157 школа должна была соответствовать своему статусу. По словам выпускника тех лет Б.А.Подопригора, школа на рубеже 60-х – 70-х годов, «возможно, и утратила некоторые черты «вальяжной академичности», но приобрела предпочтительную в те годы «официальность».
С 1992 по 2006 г школу возглавлял Анатолий Николаевич Карпов. Новая эпоха, наступившая после распада СССР, пробудила интерес к истории, стремление к поиску идентичности. По инициативе директора в 1993 г. на педагогическом совете было принято решение о создании музея истории школы. Организатором и руководителем музея стала Роза Герцевна Дегтяренко, учитель истории, работавший в школе с 1948 г., отличник народного образования, участница обороны города в дни блокады, награжденная медалью «За оборону Ленинграда». Благодаря ее энергии и энтузиазму был создан значительный фонд музея, насчитывающий на то время более 600 единиц хранения.
В 1995 г. состоялось торжественное открытие музея, а в 1996 г. ему был присвоен статус «школьного музея Санкт-Петербурга». Среди экспонатов - подлинные аттестаты, фотографии, книги, личные альбомы гимназисток с посвящениями и пожеланиями подруг, письменные принадлежности и многое другое.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 283.