От гимназий требовалось представлять ежегодные отчеты о деятельности образовательных учреждений. Большой любви к составлению отчетов администрация гимназий не питала, что вызывало закономерное недовольство начальства. Например, в циркуляре от 28 января 1893 г. главноуправляющий Ведомством учреждений императрицы Марии отмечает, что «некоторыми учреждениями отчеты совсем не представлены не только за 1891, но и за предшествовавшие годы, а из представленных отчетов многие оказываются неясными, неполными, с опущением важных сведений»[35]. Также в этом документе содержалось требование не ограничиваться в отчетах голыми цифрами и повторяющимися ежегодно общими сведениями, а сделать их более содержательными, приводить «соображения о тех или иных особенностях учреждений, замеченных недостатках, о средствах к их устранению, о необходимых изменениях и улучшениях»[36]. Из канцелярии по учреждениям императрицы Марии поступали изысканно - бюрократические требования предоставления отчетов: «Ввиду необходимости заполнения всеподданнейшего отчета по Ведомству учреждений императрицы Марии за 1898 год данными о деятельности Рождественской женской гимназии за сей год, имею честь вновь повторить свою просьбу о немедленном доставлении обозрительного отчета по гимназии за названный год…»[37].
В 1889 году Рождественская гимназия привлекла негативное внимание начальства «наибольшим числом преподавательских манкировок» среди женских гимназий города. Было отмечено, что преподаватели-мужчины пропускают больше занятий, чем женщины. Причинами пропусков называются исполнение обязанностей присяжных заседателей, болезни преподавателей и «заразные болезни в их семействах». Однако отмечаются и случаи пропусков занятий без какой либо уважительной причины. «Такие случаи, - отмечается в документе, - весьма вредят воспитательному делу гимназии, приучают и учениц, по примеру наставников, не строго относиться к своим обязанностям и возбуждают недовольство и ропот родителей» [38]. Приятно отметить, что чиновник в этом же документе счел необходимым поименно перечислить тех преподавателей, которые показали «примерное исполнение своих обязанностей в неупустительном посещении классов» [39].
И.В.Скворцов, будучи помощником начальника женских гимназий, отмечает недостаточный уровень «материальных условий учебной службы», что «часто заставляло многих волей-неволей покидать любимое дело и искать применения своему труду и способностям на другом поприще[40]». Также он называет преподавателей «скромными тружениками», обозначая, казалось бы, \не слишком высокий статус учителей. Однако необходимо отметить относительность такой оценки и наличие большой дифференциации в оплате и положении как в среде учительства в целом, так и среди учителей гимназии. Учителя гимназий зарабатывали значительно больше учителей начальной школы. Жалованье внутри гимназической системы варьировалось по регионам, зависело от нагрузки, от типа и ведомственной принадлежности гимназии, от стажа службы, от преподаваемого предмета, от занимаемой должности. Женщины-педагоги, как правило, зарабатывали заметно меньше учителей-мужчин. Кроме того, начиная с середины XIX в., система оплаты труда несколько раз менялась в направлении улучшения материальной обеспеченности учителей.
Нормативной нагрузкой являлись на рубеже веков 12 уроков в неделю (по 60 минут). Начисления производились за «годовой час» и зависели от преподаваемого предмета. Более всего ценились «научные предметы» - основные учебные дисциплины (русский язык, естествознание, история, математика и др.). В 1915 г. в гимназии принцессы Е.М.Ольденбургской такой «годовой час» оценивался в 95 рублей и, соответственно, ведущий эти предметы учитель получал базовый оклад 950 рублей в год за 12 часов недельной нагрузки. Ниже оценивались уроки «новых языков» (французского и немецкого), «годовой час» этих предметов «стоил» 80 рублей. Уроки учителей пения оценивались в 60 рублей. Меньше всего зарабатывали преподаватели танцев, гимнастики и рукоделия, их годовой оклад составлял 450 рублей[41].
В гимназии принцессы Е.М.Ольденбургской нагрузка преподавателей, как видно из годовых отчетов, была небольшой. Больше 12 уроков в неделю вели редко. Вероятно, учителя, имевшие совсем маленькую нагрузку (3-6 часов), были совместителями. Как, например, учитель танцев П.Л.Леонов, работавший одновременно в Александровском институте и Литейной гимназии.
Помимо окладов существовали различные надбавки. Оплачивались уроки сверх нормы, исполнение должности классного наставника (160 рублей в год), проверка тетрадей учителями словесности (100 рублей в год), прием экзаменов у лиц, желавших подвергнуться экзамену на аттестат зрелости и т.д. Администрация гимназии (инспектор и главная надзирательница) жили в казенных квартирах в здании гимназии и получали дополнительно «столовые» деньги на питание.[42]
С принятием в 1912 г. закона «Об улучшении материального положения служащих в средних общеобразовательных учебных заведениях и окружных инспекторов» материальные условия службы существенно улучшились. Например, была увеличена доплата за выслугу лет: теперь за каждые 5 лет службы учителю с высшим образованием начислялось дополнительно 400 рублей в год. Соответственно учитель, проработавший в гимназии 15 лет, получал дополнительно к окладу 1200 рублей (!).
Преподаватели – мужчины являлись чиновниками и продвигались по службе согласно «Табели о рангах». При наличии высшего образования они получали, как минимум, чин 10-го класса и могли дослужиться до статского советника (чин 5-го класса)[43].
Помимо этого, важной гарантией стабильности была возможность заслужить пенсию. При выходе на пенсию после 20 лет службы она составляла половину оклада, а после 25 лет службы - полный оклад[44]. Доплата к пенсии полагалась, если служащий был награжден орденом. Обычно учителей награждали орденами Св.Станислава, Св.Анны, Св.Владимира. Например, И.В.Скворцов, награжденный орденом Св.Станислава I степени, должен был получать 143 рубля как доплату к пенсии[45].
Согласно подсчетам Е.А.Цзян, работая с большой нагрузкой, учитель мог обеспечить семью из жены и трех детей, наем квартиры, оплату прислуги, уроков французского для дочери и т.п[46]. Заметим, что стандарты жилья для среднего класса в то время были достаточно высокими. В рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности» холостой преподаватель провинциальной гимназии Никитин жил «в квартире из восьми комнат, которую он нанимал за триста рублей в год, вместе со своим товарищем, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем».
Таким образом, материальное положение учителей гимназии зависело от многих условий, но при полной нагрузке обеспечивало финансовую стабильность и ставило их в один ряд с другими государственными военными и гражданскими служащими.
Евгения Максимилиановна Ольденбургская ответственно относилась к своим обязанностям попечительницы гимназии. Годовые отчеты содержат записи о ее частых посещениях гимназии: «Августейшая попечительница гимназии Ея Императорское Высочество Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская в 1898 году неоднократно изволили посещать гимназию, присутствовали на уроках у многих преподавателей, выслушивали ответы учениц»[47]. Евгения Максимилиановна беседовала с ученицами и учителями, находила ободряющие слова, приезжала в гимназию в дни выпускных экзаменов. Появление попечительницы вызывало неизменное оживление среди воспитанниц. Выпускница 1880 г. Н.А.Лабутина, обращаясь к принцессе в день 25-летия гимназии, вспоминала: «Самые слабые и робкие воодушевлялись в Вашем присутствии, ответы звучали увереннее, речь слагалась удачнее»[48]. В семье потомков Н.А.Лабутиной хранят рассказ о том, как маленькую гимназистку обучали делать книксен во время приветствия принцессы. Е.М.Ольденбургская оказывала помощь семьям ушедших из жизни преподавателей, становилась крестной матерью детей выпускниц гимназии.
Чертой эпохи было особое внимание к представителям царствующего дома. Первым пунктом в содержательной части годового отчета значилось «Посещение Высочайших Особ». В речах считалось необходимым в цветистых фразах подчеркнуть роль представителей царствующей фамилии в процветании учебного заведения: «Не откажите, Ваше Императорское Высочество, в настоящий радостный для гимназии день, принять от нас хотя бы слабое выражение проникающей душу нашу глубокой, искренней, горячей любви, преданности и благодарности за все Ваши заботы, внимание и попечение»[49].
С Евгенией Максимилиановной в гимназии бывал ее муж, принц А.П.Ольденбургский. Также гимназию неоднократно посещал принц П.Г.Ольденбургский, он присутствовал на экзаменах, а также на уроках фортепианной игры, которые были введены по его желанию. Кроме того, ученицы выпускного класса приглашались на различные торжества, проводившиеся во дворце Ольденбургских у Летнего сада. Дважды (в 1878 и 1879 гг.) гимназию посетил император Александр II[50]. Он присутствовал на занятиях, беседовал с ученицами. В честь первого посещения в актовом зале гимназии была установлена памятная доска, которая, увы, не сохранилась до наших дней.
Роль попечительницы не ограничивалась представительскими функциями. Е.М.Ольденбургская внесла важные изменения в программу Рождественской гимназии, придав женскому гимназическому образованию более практическую направленность. Евгения Максимилиановна так представляла себе цели и задачи воспитания девочек: «Помимо формально образовательных целей, преследуемых курсом средних учебных заведений вообще, женские гимназии могут и должны иметь в виду развитие духовных сил девиц, сообщением именно того запаса знаний, который по практическому его применению в жизни необходим им как будущим матерям. Было бы, кажется, большой ошибкой и в образовании, и в воспитании женщины упускать из виду ее прямое назначение быть матерью в широком значении этого понятия»[51]. Претворяя в жизнь свои воспитательные идеи, попечительница добилась введения в гимназии преподавания таких предметов как гигиена, «учение о подании первой помощи», домоведение. Е.М.Ольденбургская отмечала, что «отсутствие сведений по гигиене у взрослых девушек часто гибельно отзывается как на их собственном здоровье, так равно на здоровье и благосостоянии тех, кто в семье или школе поступает под их надзор»[52]. Попечительница гимназии обосновывала необходимость преподавания этого предмета женщиной-врачом. Как мы знаем, им в гимназии стала А.Н.Шабанова. Правда, следует заметить, что программа по гигиене включала сведения по общей гигиене и гигиене детей, но обходила вниманием вопросы, касавшиеся гигиены женщин[53]. Видимо, сказывалась мораль конца XIX в., табуировавшая «неудобные» темы, что снижало значение введенного курса. Гигиена (с 1890 г.) и оказание первой помощи (с 1894 г.) стали впервые преподаваться именно в Рождественской женской гимназии. В дальнейшем эти курсы были введены и в других гимназиях, а занятия по детской гигиене и домоведению составляли особенность гимназии принцессы Е.М. Ольденбургской[54].
Ежедневно гимназистки собирались в актовом зале на утреннюю молитву. Затем начинались занятия. Ученицы гимназии обучались закону Божьему, русскому языку и словесности, французскому и немецкому языкам, истории, географии, математике, педагогике, естествоведению, рукоделию, рисованию, пению, танцам. Рисование считалось одним из важных предметов, развивающих вкус и воображение девочек. В здании гимназии, построенном в 1901 г., было целых пять рисовальных классов. Хранящиеся в музее гимназии рисунки учениц свидетельствуют о любви девушек к рисованию. Уроки географии проходили не только в классе, у карты: гимназистки выезжали в пригороды Петербурга и даже в некоторые города России.
Иллюстрация 5. Рисунок гимназистки М.Пацкевич в альбоме Е.Ивановой
Иллюстрация 6. Рисунок гимназистки А.Лучинцовой
В гимназии с 1897 г. для желающих преподавалась латынь, что сближало женскую гимназию с классической мужской гимназией. Как отмечают в своей книге Э.Д.Днепров и Р.Ф.Усачева, женское образование, «вышедшее из горнила реформ 1860-х годов», было «полноценным средним образованием, не уступающим мужскому образованию, за исключением некоторых частностей»[55].
Обучение длилось 7 лет, причем 1-й класс был выпускным, а 7-й, - первым. Каждый день у гимназисток было от 4 до 5 уроков, все они длились по 60 минут. Между вторым и третьим уроком делался тридцатиминутный перерыв для отдыха и завтрака. На переменах ученицы чинно прогуливались парами по коридорам или во дворе. Суббота была учебным днем[56]. В воскресные дни и церковные праздники гимназию не посещали. Это касалось и дней, когда отмечали именины императора и членов его семьи. В 1915-16 учебном году в гимназии принцессы Е.М.Ольденбургской занятия начались 24 августа, а 22 мая состоялся выпуск после экзаменов. Также с 20 декабря по 7 января были рождественские каникулы[57]. Хотя осенних и весенних каникул не было, выходных дней было больше, чем сейчас.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.