ГИМНАЗИЯ ПРИНЦЕССЫ Е.М. ОЛЬДЕНБУРГСКОЙ
(к 150-летию со дня основания)
В 2018 г. гимназии № 157 им. принцессы Е.М.Ольденбургской исполняется 150 лет. В представленной работе ставится задача, по возможности подробно, описать самый ранний период ее существования - с 1868 по 1917 г. После революции гимназическое здание по-прежнему служило целям образования. Педагогические эксперименты 1920-х гг.; формирование советской школьной системы в 1930-е гг.; трудное военное время; яркие послевоенные десятилетия, когда школу возглавлял А.П.Исаев; работа школы в качестве экспериментальной площадки АПН СССР; непростой период трансформации на рубеже XX – XXI вв. - все это важные страницы истории, безусловно, достойные внимания. Но в данной статье мы ограничились кратким описанием послереволюционной истории школы, стараясь показать то, что связывало новое и новейшее время с дореволюционным прошлым. Наряду с частностями, главное, в чем можно увидеть преемственность, это неизменная миссия школы-гимназии: воспитание и обучение достойных людей, достойных граждан своей страны, вне зависимости от ее названия.
История образовательного учреждения началась в 1868 г., когда по ходатайству Ведомства учреждений императрицы Марии при Свято-Троицкой общине сестер милосердия была открыта Рождественская женская прогимназия[1]. Рождественской ее назвали, поскольку первоначально она размещалась на 3-й Рождественской (ныне Советской) улице в доме № 13, а затем в другом здании, по адресу 6-я Рождественская, 21.
Первые годы она существовала как четырехклассное учебное заведение. В полном собрании законов Российской империи за 1868 год именным Указом от 20 апреля, объявленным министром юстиции Сенату, записано: «Открыть в Песках Рождественскую прогимназию на 100 учениц»[2].
Женское гимназическое образование было в ту пору делом новым. Первая в России гимназия была открыта 19 апреля 1858 г. и получила название Мариинской. Инициатива создания «училища для приходящих девиц» принадлежала выдающемуся педагогу Н.А.Вышнеградскому. Его горячо поддержал управлявший Ведомством учреждений императрицы Марии принц П.Г.Ольденбургский. Идея создания открытой женской школы была одобрена Александром II в знаменательный для его правления день - 19 февраля 1858 г. (19 февраля 1861 г. будет отменено крепостное право). Начальником первой в России женской гимназии стал Н.А.Вышнеградский, а попечителем – принц П.Г.Ольденбургский. Женское образование в эпоху «великих реформ» развивалось быстро: Рождественская прогимназия стала уже 7-й по счету «казенной» школой нового типа. В 1906 г. в России будет уже 573 женских гимназии и прогимназии, их количество даже превзойдет число мужских гимназий[3]. Следует отметить, что женское образование в России развивалось быстрее и успешнее, чем в Европе. Во Франции доступ к среднему образованию для девочек был открыт в 1867 г., в Англии средние женские школы появились лишь в 1874 г. В Германии в начале XX в. насчитывалось всего лишь восемь женских гимназий[4].
Высочайшим рескриптом от 5 февраля 1869 года попечительницей Рождественской женской прогимназии была назначена принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1925). Решение было продиктовано, главным образом, тем, что принцесса была председателем комитета Свято-Троицкой общины сестер милосердия, в стенах которой прогимназия возникла. 9 марта 1868 г. на юбилейном празднике общины принц П.Г.Ольденбургский представил Евгении Максимилиановне служащих прогимназии[5].
Иллюстрация 5. Рисунок гимназистки М.Пацкевич в альбоме Е.Ивановой
Иллюстрация 6. Рисунок гимназистки А.Лучинцовой
В гимназии с 1897 г. для желающих преподавалась латынь, что сближало женскую гимназию с классической мужской гимназией. Как отмечают в своей книге Э.Д.Днепров и Р.Ф.Усачева, женское образование, «вышедшее из горнила реформ 1860-х годов», было «полноценным средним образованием, не уступающим мужскому образованию, за исключением некоторых частностей»[55].
Обучение длилось 7 лет, причем 1-й класс был выпускным, а 7-й, - первым. Каждый день у гимназисток было от 4 до 5 уроков, все они длились по 60 минут. Между вторым и третьим уроком делался тридцатиминутный перерыв для отдыха и завтрака. На переменах ученицы чинно прогуливались парами по коридорам или во дворе. Суббота была учебным днем[56]. В воскресные дни и церковные праздники гимназию не посещали. Это касалось и дней, когда отмечали именины императора и членов его семьи. В 1915-16 учебном году в гимназии принцессы Е.М.Ольденбургской занятия начались 24 августа, а 22 мая состоялся выпуск после экзаменов. Также с 20 декабря по 7 января были рождественские каникулы[57]. Хотя осенних и весенних каникул не было, выходных дней было больше, чем сейчас.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия. СПб. 1894. С.21.
[2] ПС3, 1868, т.142. С.434.
[3] См.: Скворцов И.В. Прошлое и настоящее санкт-петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии 1858 – 1908. – СПб: Типография Андерсона.1908. С. 5-12.
[4] См.: Там же. С. 13-14.
[5] Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. С.35.
[6] Там же. С.1.
[7] Шереметев С.Д. Мемуары. СПб., 2001. С. 176.
[8] Требельский П.Х. и Мирвис А.Б. Дом Романовых СПб: 1992. С.139.
[9] Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Русские Ольденбургские и их дворцы. СПб.: Алмаз. 1997. С.77.
[10] Tantzen R. Das Schicksal des Hauses Oldenburg in Russland. // Oldenburger Forschungen. Neue Folge. Oldenburg. 2000. Band 11. S. 117.
[11] Шереметев С.Д. Там же. С. 177.
[12] См.: Анненкова Э.А. Принцессы Ольденбургские. – М.: Издательский дом ТОНЧУ. 2014. С.537 – 684.
[13] См.: Белякова З.И. Герцоги Лейхтенбергские де Богарне. У трона императоров. – СПб.: ООО «Метропресс». 2015. С.139.
[14] См.: Там же. С.138.
[15] Толстой Л.Н. Собр. соч. 22 т. М. 1984.Т.9. С. 35.
[16] Свято-Троицкая община сестер милосердия - НИИ гематологии и трансфузиологии [Электронный ресурс]: CITY WALLS. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. URL: http://www.citywalls.ru/house3421 (дата обращения: 25.06.2016).
[17] См.: Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. С.26.
[18] См.: Там же. С.30.
[19] Юбилей женских гимназий (1858 – 1908). – СПб.: Типография Андерсона. 1908. С. 5.
[20]Там же. С. 13.
[21] Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. С.31.
[22] См.: Там же. С.29.
[23] Обозрительный отчет за 1898 г. по Рождественской гимназии. Фонд музея гимназии. М-157-45/Д-31.ос.
[24] Логинова О. А., Логинов О. Н. Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России (на примере гимназий Пензенской губернии). – Пенза: Издательство ПГУ. 2009. С. 217.
[25] См.: Пядышев Д. Цены и жалования в России в начале XX века [Электронный ресурс]: TALERS.RU. URL: http://www.talers.ru/index.php?id=81&Itemid=108&option=com_content&showall=1&view=article (дата обращения: 25.06.2016).
[26] Скворцов И.В. Прошлое и настоящее санкт-петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии 1858 – 1908. С. 27.
[27] См.: Там же. С.29.
[28] См.: Отчет Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Рождественской женской гимназии за 1895 и 1896 годы. СПб. 1896. С.2.
[29] Скворцов Иван Васильевич [Электронный ресурс]: Русский Биографический Словарь. URL: http://www.rulex.ru/01181069.htm (дата обращения: 29.06.2016).
[30] См.: подпись И.В.Скворцова (начальника женских гимназий) на аттестате Ивановой Е., выпускницы 1913 г. Фонд музея гимназии. М-157-27/Д-16.ос.
[31] См.: Редковский Андрей Алексеевич [Электронный ресурс]: Антиквариат «Русские сезоны». URL: http://ruseasons.ru/authors/redcovskiy (дата обращения: 12.07.2016).
[32] См.: Шабанова А.Н. [Электронный ресурс]: История женского движения в России. http://2.qq.z8.ru/encyclopedia/anna-nikolaevna-shabanova (дата обращения: 29.06.2016).
[33] См.: Обозрительный отчет за 1898 г. по Рождественской гимназии. Фонд музея гимназии. М-157-45/Д-31.ос.
[34] Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. С.25 -26.
[35] Циркулярное письмо Главноуправляющего Ведомством учреждений императрицы Марии от 28 января 1893 г. Фонд музея гимназии. М-157-46/Д-32.
[36] Там же.
[37] Обозрительный отчет за 1898 г. по Гимназии Принцессы Е.М.Ольденбургской. Фонд музея гимназии. М-157-45/Д-31.
[38] Циркулярное письмо Ведомства учреждений императрицы Марии от 15 декабря 1889 г. Фонд музея гимназии. М-157-45/Д-31.
[39] Там же.
[40] Скворцов И.В. Прошлое и настоящее санкт-петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии 1858 – 1908. С. 19.
[41]См.: Обозрительный отчет за 1915 г. по Гимназии Принцессы Е.М.Ольденбургской. Фонд музея гимназии. М-157-47/Д-33.ос.
[42] См.: Логинова О. А., Логинов О. Н. Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России (на примере гимназий Пензенской губернии). С.216.
[43] См.: Цзян Е.А. Педагогическая деятельность учителя русской гимназии второй половины XIX века: аксиологический аспект: монография. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. С.58, 61.
[44] См.: Логинова О. А., Логинов О. Н. Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России (на примере гимназий Пензенской губернии). С.218.
[45] См.: Цзян Е.А. Педагогическая деятельность учителя русской гимназии второй половины XIX века: аксиологический аспект: монография. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. С.58, 63.
[46] См.: Там же. С.75-76.
[47] Обозрительный отчет за 1898 г. по Рождественской гимназии. Фонд музея гимназии. М-157-45/Д-31.ос.
[48] Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. С.19.
[49] Там же. С.15.
[50] Там же. С.34.
[51] Там же. С.3.
[52] Ольденбургская Е.М. Записка по вопросу о предстоящем преобразовании учебного курса женских гимназий.– СПб.: Типография П.О. Яблонского. 1893. С.2.
[53] См.: Ольденбургская Е.М. Записка по вопросу о предстоящем преобразовании учебного курса женских гимназий. С. 13-14.
[54] См.: Скворцов И.В. Прошлое и настоящее санкт-петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии 1858 – 1908. С.14.
[55] Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России. – М.: "ДРОФА". 2010. С. 219.
[56] См.: Расписание уроков за 1915 – 16 учебный год в документе: Обозрительный отчет за 1916 г. по Гимназии Принцессы Е.М.Ольденбургской. Фонд музея гимназии. М-157-46/Д-32.ос.
[57] Обозрительный отчет за 1916 г. по Гимназии Принцессы Е.М.Ольденбургской. Фонд музея гимназии. М-157-46/Д-32.ос.
[58] Часовня Христа Спасителя в Домике Петра Великого [Электронный ресурс]: Go Piter. URL: http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/churches/chasovnyapetr (дата обращения: 6.07.2016).
[59] Обозрительный отчет за 1897 г. по Рождественской гимназии. Фонд музея гимназии. М-157-44/Д-30.ос.
[60] Там же.
[61] См.: Логинова О. А., Логинов О. Н. Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России (на примере гимназий Пензенской губернии). С. 168 – 169.
[62] Обозрительный отчет за 1898 г. по Рождественской гимназии. Фонд музея гимназии. М-157-45/Д-31.ос
[63] См.: Цзян Е.А. Педагогическая деятельность учителя русской гимназии второй половины XIX века: аксиологический аспект. С.19.
[64] Обозрительный отчет за 1898 г. по Рождественской гимназии. Фонд музея гимназии. М-157-45/Д-31.ос
[65] Обозрительный отчет за 1897 г. по Рождественской гимназии. Фонд музея гимназии. М-157-44/Д-30.ос.
[66] Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. С.16.
[67] См.: Там же.
[68] Юбилей женских гимназий (1858 – 1908). С. 4.
[69] Скворцов И.В. Прошлое и настоящее санкт-петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии 1858 – 1908. С.23.
[70] Там же.
[71] Обозрительный отчет за 1897 г. по Рождественской гимназии. Фонд музея гимназии. М-157-44/Д-30.ос.
[72] Скворцов И.В. Прошлое и настоящее санкт-петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии 1858 – 1908. С.31.
[73] См.: Документы Е.Н.Шарыповой. Фонд музея гимназии. М-157-356/Д-221/1.2.3.4.ос.
[74] Флит Н.В. Школа в России в конце 19 - начале 20 веков. – Л.: Ленинградского предприятие «Экстерн».1991. С.27.
[75] См.: Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России. С. 145 -146.
[76] См.: Скворцов И.В. Двадцатипятилетние Рожественской женской гимназии 1868-1893. С.63.
[77] Обозрительный отчет за 1897 г. по Рождественской гимназии. Фонд музея гимназии. М-157-44/Д-30.ос.
[78] См.: Анненкова Э.А. Принцессы Ольденбургские. С.595.
[79] Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века: справочник / Сост. А. М. Гинзбург, Б. М. Кириков при участии С. Г. Федорова, Е. В. Филиппова; под. общ. ред. Б. М. Кирикова. — СПб.: Пилигрим, 1996. С. 206.
[80] Журнал «Строитель» 1899. № 17-18. С.696.
[81] Журнал «Строитель» 1901. № 36. С.26.
[82] См.: Скворцов И.В. Прошлое и настоящее санкт-петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии 1858 – 1908. С.25.
[83] Обозрительный отчет за 1898 г. по Рождественской гимназии. Фонд музея гимназии. М-157-45/Д-31.ос.; Обозрительный отчет за 1916 г. по Гимназии Принцессы Е.М.Ольденбургской. Фонд музея гимназии. М-157-46/Д-32.ос.
[84] Историческая справка Управления Гос. инспекции по охране памятников истории и культуры по зданию гимназии принцессы Е.М.Ольденбургской от 12.02.1993. Фонд музея гимназии. М-157-51/Д-17.в.
[85] Обозрительный отчет за 1915 г. по Гимназии Принцессы Е.М.Ольденбургской. Фонд музея гимназии. М-157-47/Д-33.ос.
[86] См.: Скворцов И.В. Прошлое и настоящее санкт-петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии 1858 – 1908. С.27.
[87] Управление государственной инспекции по охране памятников истории и культуры. Решение Президиума гор. Совета народных депутатов № 445 от 29.12.1991.
[88] Анненкова Э.А. Принцессы Ольденбургские. С.596.
[89] См.: Там же. С.604, 625-627, 634-635.
[90] См.: Белякова З.И. Герцоги Лейхтенбергские де Богарне. У трона императоров. С. 140.
[91] Воспоминания Г.С.Саранчиной. Фонд музея гимназии. М-157-370/Д-235.
[92] Там же.
[93] Журнал «Эхо». Фонд музея гимназии. М-157-128/Д-73.ос.
[94] Пригласительная открытка. Фонд музея гимназии. М-157-131/Г-76.
ГИМНАЗИЯ ПРИНЦЕССЫ Е.М. ОЛЬДЕНБУРГСКОЙ
(к 150-летию со дня основания)
В 2018 г. гимназии № 157 им. принцессы Е.М.Ольденбургской исполняется 150 лет. В представленной работе ставится задача, по возможности подробно, описать самый ранний период ее существования - с 1868 по 1917 г. После революции гимназическое здание по-прежнему служило целям образования. Педагогические эксперименты 1920-х гг.; формирование советской школьной системы в 1930-е гг.; трудное военное время; яркие послевоенные десятилетия, когда школу возглавлял А.П.Исаев; работа школы в качестве экспериментальной площадки АПН СССР; непростой период трансформации на рубеже XX – XXI вв. - все это важные страницы истории, безусловно, достойные внимания. Но в данной статье мы ограничились кратким описанием послереволюционной истории школы, стараясь показать то, что связывало новое и новейшее время с дореволюционным прошлым. Наряду с частностями, главное, в чем можно увидеть преемственность, это неизменная миссия школы-гимназии: воспитание и обучение достойных людей, достойных граждан своей страны, вне зависимости от ее названия.
История образовательного учреждения началась в 1868 г., когда по ходатайству Ведомства учреждений императрицы Марии при Свято-Троицкой общине сестер милосердия была открыта Рождественская женская прогимназия[1]. Рождественской ее назвали, поскольку первоначально она размещалась на 3-й Рождественской (ныне Советской) улице в доме № 13, а затем в другом здании, по адресу 6-я Рождественская, 21.
Первые годы она существовала как четырехклассное учебное заведение. В полном собрании законов Российской империи за 1868 год именным Указом от 20 апреля, объявленным министром юстиции Сенату, записано: «Открыть в Песках Рождественскую прогимназию на 100 учениц»[2].
Женское гимназическое образование было в ту пору делом новым. Первая в России гимназия была открыта 19 апреля 1858 г. и получила название Мариинской. Инициатива создания «училища для приходящих девиц» принадлежала выдающемуся педагогу Н.А.Вышнеградскому. Его горячо поддержал управлявший Ведомством учреждений императрицы Марии принц П.Г.Ольденбургский. Идея создания открытой женской школы была одобрена Александром II в знаменательный для его правления день - 19 февраля 1858 г. (19 февраля 1861 г. будет отменено крепостное право). Начальником первой в России женской гимназии стал Н.А.Вышнеградский, а попечителем – принц П.Г.Ольденбургский. Женское образование в эпоху «великих реформ» развивалось быстро: Рождественская прогимназия стала уже 7-й по счету «казенной» школой нового типа. В 1906 г. в России будет уже 573 женских гимназии и прогимназии, их количество даже превзойдет число мужских гимназий[3]. Следует отметить, что женское образование в России развивалось быстрее и успешнее, чем в Европе. Во Франции доступ к среднему образованию для девочек был открыт в 1867 г., в Англии средние женские школы появились лишь в 1874 г. В Германии в начале XX в. насчитывалось всего лишь восемь женских гимназий[4].
Высочайшим рескриптом от 5 февраля 1869 года попечительницей Рождественской женской прогимназии была назначена принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1925). Решение было продиктовано, главным образом, тем, что принцесса была председателем комитета Свято-Троицкой общины сестер милосердия, в стенах которой прогимназия возникла. 9 марта 1868 г. на юбилейном празднике общины принц П.Г.Ольденбургский представил Евгении Максимилиановне служащих прогимназии[5].
Дата: 2018-12-28, просмотров: 309.