Иллюстрация 9. Преподаватель математики Н.П.Соколов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значимая роль отводилась религиозному воспитанию: помимо утренней молитвы и молитвы по окончании занятий считались необходимыми «внушения относительно посещения храма накануне праздничных дней, а затем проверка Законоучителями степени внимательности учениц к богослужению и, наконец, требования непременного исполнения долга исповеди и Св.Причастия»[64].

Большое воспитательное значение придавалось торжественным актам по случаю каких-либо памятных дат. Например, в отчете за 1897 г. отмечено следующее: «5 февраля в присутствии Ея Высочества, а также главноуправляющего Ведомством гр. Протасова-Бахметева совершено было молебствие по случаю 28-й годовщины гимназии…».[65] Сценарий проведения торжества по случаю 25-летия гимназии (1894 г.) включал чтение Высочайшего Рескрипта, напутствие духовного наставника, молебен, исполнение гимна и стихов в честь попечительницы. Далее следовали многочисленные поздравления и приветствия. Обращаясь к сотрудникам гимназии, Е.М.Ольденбургская сказала следующее: «Вы сплотились в дружную семью и работали, не жалея своих трудов и почерпая силы в преданности и любви к делу. Будем же продолжать дело воспитания детей в духе христианской нравственности, на радость семьи, для служения Царю и для пользы отечества»[66]. Инспектор гимназии И.В.Скворцов выступил с пространным обзором истории гимназии (в печатном виде он занял 18 страниц). Затем чествовали педагогов, которые работали в гимназии с момента ее основания. Торжественный акт завершился гимном «Боже, Царя храни», исполненным хором учениц. Отметим также, что почетные гости и бывшие служащие гимназии были приглашены к завтраку, а ученицам и выпускницам «От Двора их Высочеств» был предложен «шеколад и гостинцы»[67].

Особенно важные торжества проходили в Смольном Воскресенском соборе всех учебных заведений. В 1908 г. там состоялось молебствие по случаю 50-летия со дня основания первой женской гимназии. Из собора участники церемонии, включая главноуправляющего Ведомством Учреждений Императрицы Марии С.В.Олива и петербургского городского голову Н.А.Резцова, переместились в «обширный и красивый в два света зал» гимназии принцессы Е.М.Ольденбургской[68].

В 1880-х гг. в женских гимназиях проводились литературные беседы, их участниками становились И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, А.Н.Островский. В гимназии принцессы Е.М.Ольденбургской на рубеже веков издавался школьный журнал «вне всякого воздействия на его содержание начальства гимназии»[69]. Существовала традиция проведения в старших классах «прений» на различные темы, приглашались лекторы, освещавшие вопросы, имевшие отношение к международным политическим событиям (например, о бурах, о Дальнем Востоке и Японии). Эти лекции сопровождались наглядной демонстрацией: «туманными картинами» (прообразом диапозитивов) и «живыми картинами» (фильмами)[70].

Ученицы любили вечера, балы и старательно готовились к ним. Интересно отметить, что творческие мероприятия, проходившие в первую половину дня, именовали «утро», а во вторую половину дня - «вечер». В «Обозрительном отчете» за 1897 г. читаем: «5 февраля «…» состоялось литературно-музыкальное утро, причем бывшими и настоящими ученицами исполнены были сцены из трилогии гр. А.Толстого…»[71]. Слово «утро» в прежнем значении праздника в образовательном учреждении сегодня не употребляется, а вот «литературно-музыкальные вечера» проводятся и поныне. На балу гимназистки могли показать свое умение танцевать и хорошие манеры. Девушки приходили на бал со своими братьями или кузенами, так как считалось неприличным танцевать с незнакомым молодым человеком. Если же юноша хотел познакомиться, он писал девушке записку, которую передавал специальный секретарь.

Мир гимназистки начала XX века был чистым и возвышенным. Отражением этого ушедшего мира являются личные дневники и альбомы учениц. В альбомах подруги и учителя оставляли их владелицам свои советы, напутствия, пожелания, стихи популярных и любимых авторов. Альбомы гимназисток младших классов часто украшены переводными картинками, а учениц постарше – очень искусными рисунками. Эти рисунки зачастую выполнены на уровне лучших учеников современных детских художественных школ, что служит, в свою очередь, доказательством большого внимания к рисованию в программе гимназий. В альбомах мы встречаем стихи и записи не только на русском, но и на французском, немецком и английском языках. Оформление альбомов говорит о том, что гимназистки ими очень дорожили. Их могли изготавливать на заказ, как, например, альбом выпускницы 1913 г. Евгении Ивановой: на кожаной обложке золотыми буквами написано имя владелицы. В альбомах гимназисток младших классов мы встречаем немного наивные строки собственного сочинения:

Так и быть, скажу не ложно,

Если требуешь того.

Без любви жить невозможно.

Я люблю, узнай кого?

В альбомах нет места грубости, нет и того, что мы сегодня называем молодежным сленгом, встречаются назидательные высказывания:

«Не слушай никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о тебе».

Девушек волновали и политические события, происходившие в стране. Вот, например, запись в альбоме Евгении Ивановой, сделанная в апреле сурового 1917-го года: «Да здравствует свободная женщина свободной России!». И вот запись октября того же года: «Я теперь ненавижу это слово - свобода…». Между этими записями всего несколько месяцев и… революция.

Мир гимназистки наполняли ушедшие ныне в прошлое предметы: перьевые ручки, чернильницы и пресс-папье, счеты, гербарии, фотографии с дарственными надписями, граммофонные пластинки, кружевные воротнички и манжеты, лайковые перчатки. Личные вещи передавались из поколения в поколение, от старших сестёр к младшим, от матерей к дочерям. Правнучки некогда учившихся в гимназии девушек помогли создать коллекцию музея гимназии, отдав на хранение семейные реликвии. Все эти вещи пережили революцию, гражданскую войну, ленинградскую блокаду и сохранили для новых поколений атмосферу далекой эпохи.

С 1894 г. в гимназии установилась традиция в день основания первой в России женской гимназии (19 апреля) проводить силами учениц музыкально-вокальные вечера для выпускниц и бывших учителей гимназии. Эта традиция вносила свою лепту в укрепление «духа семейственности, дружелюбия и доброжелательства», который воспринимался как завет принца П.Г.Ольденбургского[72].

В первые десятилетия существования гимназии сформировались семейные традиции обучения в ней: иногда гимназистками последовательно становились несколько сестер. Также известен пример преемственности, когда гимназию блестяще окончили мать и дочери. Н.А.Лабутина окончила гимназию в 1880 г. с золотой медалью, в составе первого гимназического выпуска. Ей было доверено произнести речь от имени выпускниц на торжественном акте, посвященном 25-летию гимназии. Н.А.Лабутина вышла замуж за офицера Новочеркасского полка Н.Н.Шарыпова. У них родились дочери Евгения и Наталья. Обе они учились в гимназии принцессы Е.М.Ольденбургской и окончили ее с серебряными медалями. Сестры продолжили образование в Женском педагогическом институте и в дальнейшем долгие годы работали учителями[73].

Дата: 2018-12-28, просмотров: 192.