На каждом предприятии имеет место процесс выбытия персонала. При этом может быть реактивное и опережающее высвобождение персонала.
Реактивное высвобождение персонала применяется лишь в том случае, когда необходимо в течение короткого промежутка времени избавиться от излишков рабочей силы. Обычно это порождает большую социальную напряженность на предприятии и свидетельствует о плохой кадровой работе.
Опережающее высвобождение персонала основано на прогнозах потребности в персонале и использует такие средства как альтернативное применение сотрудников, естественная убыль рабочей силы, что позволяет своевременно сократить штат и избежать увольнений. Опережающее высвобождение является своеобразным социальным буфером, позволяющим избежать напряженности, и на практике является более приемлемым.
Разрыв трудовых отношений работника с организацией может быть или по профессиональным причинам, или по личным. Для предприятия в связи с этим возникают отрицательные моменты и, в частности, дополнительные расходы на подготовку новых работников. Поэтому при своевременном получении информации об уходе работника, предприятие должно предпринять поиски условий для его неувольнения.
Организация может быть и инициатором увольнения работника, причем по двум причинам: из-за личных качеств работника или из-за ситуации на предприятии. При этом работник может занять другую должность или быть уволенным.
Причинами увольнения из-за личности работника:
- деятельность, не соответствующая занимаемой должности;
- недостаточная готовность устранить недостатки (например, учиться);
- напряженность в отношениях с другими работниками.
Причины увольнения по условиям предприятия:
- изменение квалификационных требований;
- изменение структуры предприятия и упразднение должностей;
- изменение формы хозяйствования.
Причины увольнений работников с предприятия можно анализировать также в двух аспектах. Первый будет основываться на формальных критериях. Кадровая статистика предприятий по вопросам увольнений в основном складывается из следующих оснований:
- по собственному желанию, по соглашению сторон;
- в связи с переводом;
- временные работники;
- прогул без уважительных причин;
- появление на работе в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- по сокращению численности;
- в связи со смертью;
- выход на пенсию.
Этот анализ может быть сопоставлен с аналогичными данными других предприятий, отрасли в целом.
Второй аспект связан с определением мотивационной структуры выбытия кадров. Она основывается на реальных причинах, побуждающих работника принять решение об уходе с предприятия. В этом случае статистика службы кадров в лучшем случае лишь частично может дать ответ на вопрос почему уволился работник. Так, основание «по собственному желанию» может быть представлено как:
- неудовлетворенность уровнем оплаты труда и задержки выплаты зарплаты;
- причины личного характера;
- тяжелые и опасные условия труда;
- неприемлемый режим работы.
Для освобождения работников от работы на предприятии имеются следующие возможности:
- отстранение от информации и принятия решений (бойкот). Работник оказывается отрезан от информации и не участвует в принятии решений;
- перемещение на другие должности (высылка). Работник переводится на другую должность, часто на менее ответственную и престижную;
- побуждение к согласованному увольнению (золотое рукопожатие). В доверительной беседе работник побуждается к расторжению договора. Для него создаются преимущества: он может начинать поиск нового рабочего места без увольнения, может иметь поддержку со стороны предприятия, лучшие условия для заключения нового договора, рекомендации;
- побуждение к расторжению договора работником (выживание). Работник осознанно приводится «в уныние»;
- инициатива увольнения работника со стороны предприятия (выставление за дверь). Здесь следует учитывать правовые и договорные нормы досрочного отстранения работника от должности.
Вообще говоря, увольняемым работникам должна оказываться помощь (психологическая, информационная, консультационная). Так, увольняемого работника можно обеспечить пакетом информации, документов, консультаций. Работнику могут быть предоставлены:
- рекомендательные письма;
- психологическая консультация;
- обучение методам поиска работы;
- консультация по порядку обращения в службу занятости,
- грамотно составленное резюме;
- список предприятий, где набирается персонал.
Это позволит:
- снизить количество претензий от уволенных, в том числе количество судебных исков и выплат по ним;
- уменьшить число компенсационных выплат увольняемым сотрудникам;
- сохранить положительный имидж предприятия;
- остаться в хороших отношениях с увольняемым сотрудником.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.