Методы государственного распределения и перераспределения доходов и богатства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для измерения степени неравенства в индивидуальных доходах в используются

1) кривая Лоренца

2) коэффициент Джини (индекс концентрации доходов),

3) коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

 По методике кривой Лоренца все семьи (F - family) разбиваются на пять равных (по 20 % семей) доходных групп -  квинтили F1,F2,F3,F4,F5 от самых низких доходов к самым высоким. Далее определяются доля каждой группы в совокупном доходе и доля в совокупном доходе нарастающим итогом. По оси абсцисс графика располагаются группы семей (F1,F2,F3,F4,F5), а на оси ординат - их доли в совокупном доходе. Точка ²a² на графике показывает долю в совокупном доходе первых 20 % семей с самыми низкими доходами (F1), точка ²b²- 40 % (F1+F2),точка c – 60 % (F1+F2+F3) и т.д. Соединив точки oabcde, получаем кривую Лоренца (рис. 6).  Биссектриса на этом графике будет показывать абсолютно равное распределение дохода. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем меньше степень неравенства в доходах, чем дальше кривая Лоренца от биссектрисы, тем больше степень неравенства. 

Рис. 6 Кривая Лоренца

Коэффициент Джини рассчитывается как отношение области А к площади треугольника OeF5 (А+В). Его значение находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем больше степень неравенства.

 

Таблица 4 - Распределение общего объема

денежных доходов населения в 2015 г.

Группы населения

(по 20% от общего

числа)

Доля в общем объеме

доходов населения, %

РФ Тульская область г. Москва
Низшая 5,3 6,3 4,9
Вторая 10,0 11,1 9,5
Третья 15,1 15,9 14,6
Четвертая 22,6 22,9 22,4
Высшая 47,0 43,8 48,6

 

 

  График, построенный на основе данных таблицы 4, показывает, что степень неравенства в доходах в Тульской области ниже, чем в целом по России и в г. Москве.

 

Рис. 7. Кривые Лоренца для РФ, Тульской области, г. Москва, 2015г.

a
Государство в целях поддержания социальной стабильности и стимулирования экономического роста проводит политику регулирования доходов и потребления. Отношение к этому направлению социальной политики неоднозначно, сторонники смягчения неравенства считают, что всем членам общества необходимо обеспечить определенный уровень жизни. Противники, наоборот, полагают, что политика выравниваниядоходов и потребления ослабляет стимулы к предпринимательскому риску, к увеличению доходов и сбережений.

К основным направлениям и методам государственного регулирования доходов и потребления относятся:

минимальные государственные социальные стандарты,

индексация доходов,

налогообложение,

социальные трансферты,

социальные программы, политика социального партнерства.

https://www.youtube.com/watch?v=5SwZfN33mUI&list=PLpmpdicfeBju0Jj5SPdBr3GMe_Kq2nn3-&index=76

 

Государственные стандарты можно определить как государственные услуги, предоставление которых гражданам гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне.

 

К минимальным государственным социальным стандартам относятся: минимальная потребительская корзина, прожиточный минимум (черта бедности), минимальная часовая ставка заработной платы или минимальный размер оплаты труда.

Минимальная потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих сохранение здоровья человека и его жизнедеятельность;

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум – это (черта бедности) стоимость минимальной потребительской корзины. В РФ к бедным относятся лица с доходами ниже прожиточного минимума.

Его величина зависит от уровня экономического развития страны, сложившегося уровня потребления товаров и услуг, традиций.

Установление минимальной часовой ставки оплаты труда или минимального размера оплаты труда (МРОТ) призваны обеспечить минимальные гарантии восстановления рабочей силы. В развитых странах минимум заработной платы превышает минимальный прожиточный минимум не менее чем на 10 - 15% и составляет 40 - 50% от средней заработной платы.

В ЕС по размеру минимальной зарплаты можно выделить три группы стран:

1) страны с самой низкой минимальной зарплатой (меньше 300 евро в месяц): Болгария (92 евро), Румыния (114 евро), Латвия (172 евро), Литва (174 евро), Словакия (217 евро), Эстония (230 евро), Польша (246 евро), Венгрия (258 евро) и Чехия (288 евро).

2) страны со средней минимальной зарплатой (от 400 до 700 евро в месяц):Португалия (470 евро), Словения (522 евро), Мальта (585 евро), Испания (666 евро) и Греция (668 евро);

3) страны с самой высокой минимальной зарплатой (более 1200 евро в месяц) относятся Франция (1254 евро), Бельгия (1259 евро), Нидерланды (1301 евро), Великобритания (1361 евро), Ирландия (1403 евро) и Люксембург (1570 евро).

Индексация доходов это увеличение номинальных доходовв зависимости от темпов инфляции для сохранения их покупательной способности. Номинальные доходы – доходы за определенный период,  выраженные в деньгах. Реальные доходы – показывают, как изменится количество товаров и услуг, которое можно купить на номинальные доходы.

В статистике реальные доходы – это относительный показатель, который получают путем деления индекса номинальных доходов населения на индекс потребительских цен в соответствующем периоде.

 

Используя прогрессивное и льготное налогообложение государство осуществляет перераспределение доходов

с целью смягчения неравенства доходов. Различают налоги:

а) прогрессивные – это налоги, ставка которых увеличивается при увеличении налогооблагаемой базы.

б) регрессивные - это налоги, ставка которых уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы.

в) пропорциональные - это налоги, ставка которых не изменяется при изменении налогооблагаемой базы.

Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов.

Так, например, ставка прогрессивного подоходного налога в Швеции колеблется в пределах 16 – 65 %, в Канаде – 14,4 – 51,3 %, в США – 15 – 50 %.

Социальные трансферты социальные выплаты и льготы, не связанные с результатами экономической деятельности в текущем периоде (например, пенсии, стипендии, бесплатное или льготное образование и т.д.).

Социальное партнерство – взаимодействие государства, работодателей и профсоюзов, представляющих интересы наемных работников в сфере трудовых отношений. Например, государство регулирует межотраслевую дифференциацию оплату труда, рекомендуя работодателям устанавливать устойчивое соотношение межу различными секторами экономики (1,5 – 2 раза), или участвует в этом направлении регулирования совместно с профсоюзами и объединениями работодателей.

Социальные программы нацелены на решение определенных проблем (например, программа ИСОП – на установление социального партнерства в сфере трудовых отношений с целью роста эффективности производства). В большинстве высокоразвитых стран действуют программы социального страхования и программы государственной помощи. Первые финансируются за счет специальных налогов на заработки наемных рабочих и доходы работодателей, а вторые – за счет части общих налоговых поступлений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 268.