Для измерения степени неравенства в индивидуальных доходах в используются
1) кривая Лоренца
2) коэффициент Джини (индекс концентрации доходов),
3) коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
По методике кривой Лоренца все семьи (F - family) разбиваются на пять равных (по 20 % семей) доходных групп - квинтили F1,F2,F3,F4,F5 от самых низких доходов к самым высоким. Далее определяются доля каждой группы в совокупном доходе и доля в совокупном доходе нарастающим итогом. По оси абсцисс графика располагаются группы семей (F1,F2,F3,F4,F5), а на оси ординат - их доли в совокупном доходе. Точка ²a² на графике показывает долю в совокупном доходе первых 20 % семей с самыми низкими доходами (F1), точка ²b²- 40 % (F1+F2),точка c – 60 % (F1+F2+F3) и т.д. Соединив точки oabcde, получаем кривую Лоренца (рис. 6). Биссектриса на этом графике будет показывать абсолютно равное распределение дохода. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем меньше степень неравенства в доходах, чем дальше кривая Лоренца от биссектрисы, тем больше степень неравенства.
Рис. 6 Кривая Лоренца
Коэффициент Джини рассчитывается как отношение области А к площади треугольника OeF5 (А+В). Его значение находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем больше степень неравенства.
Таблица 4 - Распределение общего объема
денежных доходов населения в 2015 г.
Группы населения (по 20% от общего числа) | Доля в общем объеме доходов населения, % | ||
РФ | Тульская область | г. Москва | |
Низшая | 5,3 | 6,3 | 4,9 |
Вторая | 10,0 | 11,1 | 9,5 |
Третья | 15,1 | 15,9 | 14,6 |
Четвертая | 22,6 | 22,9 | 22,4 |
Высшая | 47,0 | 43,8 | 48,6 |
График, построенный на основе данных таблицы 4, показывает, что степень неравенства в доходах в Тульской области ниже, чем в целом по России и в г. Москве.
Рис. 7. Кривые Лоренца для РФ, Тульской области, г. Москва, 2015г.
|
К основным направлениям и методам государственного регулирования доходов и потребления относятся:
минимальные государственные социальные стандарты,
индексация доходов,
налогообложение,
социальные трансферты,
социальные программы, политика социального партнерства.
https://www.youtube.com/watch?v=5SwZfN33mUI&list=PLpmpdicfeBju0Jj5SPdBr3GMe_Kq2nn3-&index=76
Государственные стандарты можно определить как государственные услуги, предоставление которых гражданам гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне.
К минимальным государственным социальным стандартам относятся: минимальная потребительская корзина, прожиточный минимум (черта бедности), минимальная часовая ставка заработной платы или минимальный размер оплаты труда.
Минимальная потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих сохранение здоровья человека и его жизнедеятельность;
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум – это (черта бедности) стоимость минимальной потребительской корзины. В РФ к бедным относятся лица с доходами ниже прожиточного минимума.
Его величина зависит от уровня экономического развития страны, сложившегося уровня потребления товаров и услуг, традиций.
Установление минимальной часовой ставки оплаты труда или минимального размера оплаты труда (МРОТ) призваны обеспечить минимальные гарантии восстановления рабочей силы. В развитых странах минимум заработной платы превышает минимальный прожиточный минимум не менее чем на 10 - 15% и составляет 40 - 50% от средней заработной платы.
В ЕС по размеру минимальной зарплаты можно выделить три группы стран:
1) страны с самой низкой минимальной зарплатой (меньше 300 евро в месяц): Болгария (92 евро), Румыния (114 евро), Латвия (172 евро), Литва (174 евро), Словакия (217 евро), Эстония (230 евро), Польша (246 евро), Венгрия (258 евро) и Чехия (288 евро).
2) страны со средней минимальной зарплатой (от 400 до 700 евро в месяц):Португалия (470 евро), Словения (522 евро), Мальта (585 евро), Испания (666 евро) и Греция (668 евро);
3) страны с самой высокой минимальной зарплатой (более 1200 евро в месяц) относятся Франция (1254 евро), Бельгия (1259 евро), Нидерланды (1301 евро), Великобритания (1361 евро), Ирландия (1403 евро) и Люксембург (1570 евро).
Индексация доходов – это увеличение номинальных доходовв зависимости от темпов инфляции для сохранения их покупательной способности. Номинальные доходы – доходы за определенный период, выраженные в деньгах. Реальные доходы – показывают, как изменится количество товаров и услуг, которое можно купить на номинальные доходы.
В статистике реальные доходы – это относительный показатель, который получают путем деления индекса номинальных доходов населения на индекс потребительских цен в соответствующем периоде.
Используя прогрессивное и льготное налогообложение государство осуществляет перераспределение доходов
с целью смягчения неравенства доходов. Различают налоги:
а) прогрессивные – это налоги, ставка которых увеличивается при увеличении налогооблагаемой базы.
б) регрессивные - это налоги, ставка которых уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы.
в) пропорциональные - это налоги, ставка которых не изменяется при изменении налогооблагаемой базы.
Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов.
Так, например, ставка прогрессивного подоходного налога в Швеции колеблется в пределах 16 – 65 %, в Канаде – 14,4 – 51,3 %, в США – 15 – 50 %.
Социальные трансферты – социальные выплаты и льготы, не связанные с результатами экономической деятельности в текущем периоде (например, пенсии, стипендии, бесплатное или льготное образование и т.д.).
Социальное партнерство – взаимодействие государства, работодателей и профсоюзов, представляющих интересы наемных работников в сфере трудовых отношений. Например, государство регулирует межотраслевую дифференциацию оплату труда, рекомендуя работодателям устанавливать устойчивое соотношение межу различными секторами экономики (1,5 – 2 раза), или участвует в этом направлении регулирования совместно с профсоюзами и объединениями работодателей.
Социальные программы нацелены на решение определенных проблем (например, программа ИСОП – на установление социального партнерства в сфере трудовых отношений с целью роста эффективности производства). В большинстве высокоразвитых стран действуют программы социального страхования и программы государственной помощи. Первые финансируются за счет специальных налогов на заработки наемных рабочих и доходы работодателей, а вторые – за счет части общих налоговых поступлений.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 268.