Эволюция теоретических взглядов на вмешательство государства в рыночное хозяйство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В XX в. сложились две основные научные школы, по-разному решающие вопросы о приоритетах экономической политики и о важнейших формах государственного регулирования (табл. 1).

Таблица 1 - Кейнсианская и неоклассическая концепции экономической политики

Системагосударственногорегулированияэкономики Кейнсианство Неоклассические теории (монетаризм и др.)
 Роль государства  в современной экономике Значительная  Ограниченная
 Приоритеты и цели  государственного вмешательства Стимулирование экономического роста и развития, гашение циклических колебаний и безработицы, социальная стабильность  Обеспечение свободы функционирования рынка, сдерживание инфляции
Главные инструменты государственного вмешательства Бюджетные расходы, налоги, банковский процент и норма обязательных резервов, социальные расходы  Правовые нормы, банковский процент и норма обязательных резервов
Кредитно-финансовая политика Гибкая  Стабильная
Государственные расходы  Высокие  Минимальные
 Налоги Высокие, меняющиеся по фазам цикла Низкие и устойчивые
Бюджетный дефицит  Необходимый инструмент регулирования в условиях кризиса Вреден

Кейнсианство возникло в 1930-е годы и преобладало в экономической политике развитых стран до конца 70-х годов XX в. Его основоположник Дж. М. Кейнс считал, что рыночная саморегуляция не может эффективно распределять и использовать ресурсы, а потому для увеличения занятости и экономического роста следует максимально стимулировать совокупный спрос.(Дж.М. Кейнс и кейнсианская экономика https://www.youtube.com/watch?v=Wth9JSeBhFA )

С этой целью необходимо:

а) активизировать перераспределение национального дохода через госбюджет (осуществлять активную бюджетно-финансовую и социальную политику);

б) широко использовать кредитно-финансовые регуляторы (льготное кредитование, государственные заказы бизнесу) для сглаживания циклических колебаний, поддерживания высоких темпов роста и уровня занятости - осуществлять активную и гибкую кредитно-денежную политику.

в) создать обширную зону государственного предпринимательства, включающую государственные и смешанные предприятия.

Кейнсианская модель государственного регулирования органически связана с инфляционным финансированием госбюджета.

Когда в 1970-е годы условия воспроизводства резко ухудшились, то спираль инфляции начала угрожать подрывом экономики. Кроме того, активизация государственного регулирования вела к росту бюрократизма, снижала гибкость управления, столь важную в условиях НТР. Экономический кризис 1979-1981 гг. стал кризисом кейнсианской модели государственного регулирования и предопределил переход к новой, неоклассической модели.(Ф. Хайек и ценность его философии свободного рынка.https://www.youtube.com/watch?v=78U6zNUjVpc)

Преобладающей формой неоклассической модели стал монетаризм, а его идеологом - М. Фридмен. Изменение модели государственного регулирования заключалось в отказе от стимулирования совокупного спроса, в переходе к воздействию на совокупное предложение.

В соответствии с этими принципами неоклассики рекомендуют:

а) снижать налоговое бремя, предоставлять предпринимателям налоговые льготы;

б) отказаться от широкомасштабных финансовых ассигнований (в том числе на социальные программы) и манипулирования предложением денег в пользу политики бездефицитного бюджета и устойчивого роста денежной массы;

в) приватизировать значительную часть государственной собственности для расширения сферы эффективного действия рынка.

г) повысить эффективность осуществления государством своих функций, сосредоточив деятельность правительства не на "латании дыр" в экономике, а на выработке эффективных "правил игры" (правовых норм) для бизнеса и на контроле за их соблюдением.

Неоклассики уверены, что рыночное хозяйство есть "лучший из миров", и часто доходят до проповеди полного невмешательства государства в рыночное хозяйство. Как с юмором заметил один из коллег М. Фридмена: "Мы считаем, что государство должно заниматься лишь обороной и строительством дорог, но некоторые из нас не уверены насчет дорог". Впрочем, подобный "рыночный экстремизм" отнюдь не вызывает всеобщего одобрения, критики этих идей называют их "либерально-анархистскими".

 

Различия между кейнсианством и неоклассикой - это отнюдь не противоречие между концепцией огосударствления рынка и теорией рынка, свободного от государства. По существу, речь идет о двух школах, которые одинаково признают необходимость дополнения рыночной саморегуляции сознательным централизованным регулированием, хотя и в разной степени и различными методами. В реальной экономической политике часто используют инструменты из обоих арсеналов (например, сочетают снижение налогов с гибким предложением денег).

В России "звездным часом" для экономистов-монетаристов стал 1992 г. Именно неоклассическая программа государственного регулирования являлась главным стержнем "гайдароэкономики".

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.