Различные экономисты и экономические школы дают разные ответы на вопрос, зачем вообще нужно государственное регулирование. Артур Пигу в 1930-е годы предложил следующее объяснение: необходимость государственного вмешательства в экономику объясняется ограниченностью рыночного механизма регулирования. Система постоянного и активного государственного вмешательства в экономику возникла в период "Великой депрессии" 1929-1933 гг. Идеологом концепции государственного вмешательства в экономику считается выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс.
Ха Джун Чанг в книге «Как устроена экономика» период, когда государственное вмешательство увеличивалось во всех развитых странах, называет «золотым веком» капитализма (1945-1973 гг.) Он, в частности, пишет: «Золотой век показал, что капитализм максимально раскрывает свой потенциал, если должным образом регулируется и стимулируется соответствующими действиями правительства».
Джордж Стиглер в 1970-е годы отмечал, что «регулирование нужно тем, кто уже вышел на рынок, - чтобы препятствовать выходу на него конкурентов. Очевидно, чем монополия может потратить больше денег на проведение нужного законодательства, чем значительное число конкурирующих компаний». Андрей Шлейфер и Роберт Вишни в 1990-е годы пришли к выводу, что регулирование нужно чиновникам, потому что это позволяет им брать взятки за обход регулирования.
Критики государственного вмешательства считают, что его увеличение в период кризиса связано с давлением крупных компаний, которые лоббируя ограничение конкуренции, пытаются сохранить прибыли и минимизировать убытки, а также с потребностью общества в стабильности.
Цели государственного регулирования состоят в стимулировании экономического роста, поддержании экономической и социальной стабильности.
В современном хозяйстве государство выполняет следующие основные экономические функции, необходимые для сохранения и развития рыночной системы (рис. 1):
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рынка (обеспечение "мягкой" инфраструктуры рынка).
2. Поддержание конкуренции, борьба с монополизмом.
3. Перераспределение ресурсов для сбалансированного и стабильного развития различных секторов экономики (структурная политика).
4. Перераспределение доходов и богатства для смягчения социального неравенства. Иными словами, государство стремится “очеловечить” рыночный механизм, сделать его приемлемым для большей части общества.
Рисунок 1 - Ограниченность рыночного саморегулирования и экономические функции государства
Основные формы государственного регулирования современной экономики:
1. Обеспечение правовой инфраструктуры. Государство обеспечивает правовую базу, ²правила игры² экономических субъектов хозяйственной жизни.
2. Государственное предпринимательство - это организация деятельности предприятий, находящихся в государственной собственности.
В государственный сектор рыночного хозяйства входят прежде всего предприятия тех отраслей (инфраструктура, особенно транспорт и связь, военная промышленность), которые производят общественные блага. Кроме того, государство часто прямо и непосредственно берет под свой контроль естественные монополии - отрасли, в которых конкуренция нецелесообразна в силу того, что минимизации средних издержек можно добиться при работе на рынке только одной фирмы (газоснабжение, передача электроэнергии и т.д.).
Хотя в целом в рыночном хозяйстве государственное предпринимательство не может стать главной формой, в названных отраслях оно играет большую, часто преобладающую роль. В отличие от частного бизнеса для государственных предприятий максимизация прибыли не является основной целью их деятельности.
3. Социальная политика направлена на обеспечение определенного стандарта благосостояния с целью поддержания экономической и социальной стабильности в обществе, стимулирования экономического роста. Составной частью социальной политики является материальная поддержка наиболее ²слабых ² групп населения. В высокоразвитых странах бедные составляют 20-30 % семей. В связи с этим социальная политика легко становится разменной монетой в политических баталиях: политические лидеры в борьбе за голоса избирателей часто выступают с инициативами, выполнение которых мало реально.
4.Бюджетно-финансовая (фискальная) политика– это регулирование налогов и расходов госбюджета с целью поддержания экономической и социальной стабильности, стимулирования экономического роста. Результатом этой деятельности должно стать эффективное распределение финансовых ресурсов по различным программам, отраслям и регионам.
5. Денежно-кредитная (монетарная) политика заключается в регулировании денежной массы в обращении, процентных ставок и валютного курса с целью стимулирования экономического роста, поддержания экономической и социальной стабильности. Бюджетно-финансовая и денежно-кредитная политика настолько тесно взаимосвязаны, переплетены, что в последнее время всё чаще используется понятие ²фискально-монетарная политика² (или "бюджетно-монетарная смесь").
При осуществлении государственного регулирования экономики необходимо добиваться планомерности - сознательного регулирования важнейших экономических пропорций в соответствии с избранными приоритетами. Поэтому все формы государственного регулирования осуществляются, как правило, путем планирования - деятельности по составлению планов и их исполнению.
Различают следующие виды планов:
- планы развития экономики в целом (годовые, пятилетние и т.д.);
- программно-целевые планы, рассчитанные на осуществление каких-либо преобразований в отдельных сферах экономики (Программа приватизации, Программа конверсии) или в отдельных регионах.
Все виды плановой деятельности можно осуществлять двумя методами:
1) директивное планирование - планы-приказы для обязательного выполнения, которые предназначены прежде всего для государственных предприятий (например, госбюджет - финансовый план страны);
2) индикативное планирование - планы-рекомендации, участие в которых не обязательно, но стимулируется и поощряется государством (например, программа ИСОП).
Осознание необходимости планирования привело к тому, что в июне 2014 г. был принят федеральный закон N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" ( http://base.garant.ru/70684666/ )
Существует ряд показателей (индикаторов), по которым можно оценить масштабы государственного участия в экономической жизни. В их число входят: 1) удельный вес государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП); 2) удельный вес государственного сектора в ВВП, в национальном богатстве; 3) удельный вес работающих на предприятиях госсектора в общей численности занятых.
Сравнение показателей доли государственных расходов в ВВП как главного из них указывает на серьезные различия между разными национальными моделями смешанной экономики (табл. 2).
Таблица 2 - Доля государственных расходов и трансфертов в ВВП, %
Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.