Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-хозяйственное состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Финансовое состояние – важнейший критерий деловой активности и надежности предприятия, определяющий его конкурентоспособность и потенциал в эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности. Оно характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (пассивов).
Цель анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия – выявление наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и его финансовыми ресурсами в частности.
Задачами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:
- идентификация реального состояния анализируемого объекта;
- выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения;
- выявление изменений в состоянии объекта в пространственно- временном разрезе;
- установление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии объекта, и учет их влияния;
- прогноз основных тенденций.
Правильный выбор цели и постановка задач анализа финансовой деятельности предприятия имеют большое значение. На основе поставленных целей и с учетом имеющихся возможностей определяется истинное состояние предприятия, вырабатываются способы достижения оптимальных решений, подбираются методы управления.
Предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является анализ производственных и экономических результатов, финансового состояния, результатов социального развития и использования трудовых ресурсов, состояния и использования основных фондов, оценка эффективности.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает ряд основных направлений:
- изложение методик анализа результатов производственно-хозяйственной, коммерческой, социальной и других видов деятельности предприятия;
- выявление основных приемов анализа состояния и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- установление путей повышения эффективности хозяйствующего субъекта на основе комплексного технико-экономического анализа;
- оценка финансового состояния и диагностика банкротства, оценка финансового риска;
- оценка экономических результатов работы предприятия с позиций конкурентоспособности продукции (работ, услуг), уровня рейтинга предприятия, деловой активности и деловой репутации;
- оценка использования материальных ресурсов и состояния их запасов, состояния и использования основных фондов;
- оценка экологических последствий деятельности предприятия;
- оценка эффективности работы предприятия.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия объединяет ретроспекцию (анализ прошлого, история развития объекта), диагноз (систематизированное описание настоящего) и проспекцию (определение возможного состояния в будущем).
Функциями анализа являются: контрольная, учетная, стимулирующая, организационная и индикативная.
К принципам (основным чертам) анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия относятся:
· достоверное отражение реального состояния;
· научная обоснованность;
· отражение определенной цели;
· взаимосвязь с другими видами анализа;
· системность;
· комплексность;
· вариантность;
· согласованность отдельных элементов;
· отражение отраслевой и территориальной специфики.
Методика проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает совокупность конкретных методов (приемов), способов выполнения технико-экономического анализа.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия может быть проанализирована в целом, а также по отдельным ее направлениям и функциям. Основой анализа выступает мониторинг, то есть постоянный, систематический контроль изменения состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализ причинно-следственных связей ее результатов с определенными группами факторов, диагностика тенденций и закономерностей.
Финансовая деятельность, как часть хозяйственной деятельности, включает в себя все денежные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных фондов, образованием и использованием доходов.
Организации ежедневно получают и расходуют денежные средства. Денежный оборот является отражением отношений между участниками процесса производства.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др.
Исходя из этого, финансовая работа на строительной организации, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов, необходимых для ее развития.
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов строительных организаций используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Финансовый анализ предполагает изучение финансовой отчетности, которая выполняет ряд важных функций. Во-первых, она дает представление о средствах и обязательствах фирмы на конкретный момент, обычно на конец года или квартала. Такая форма представления известна как баланс. Во-вторых, отчет о прибылях и убытках содержит сведения о выручке, затратах, налогах, прибылях фирмы за определенное время, опять-таки обычно за год или квартал. Но если баланс представляет собой моментальную фотографию финансового состояния фирмы, то отчет о прибылях и убытках рисует картину рентабельности фирмы на протяжении определенного периода.
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.
Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывают необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснования выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности.
Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами – пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый учет готовит информацию для внутренних и внешних пользователей, используя при этом общие для всех предприятий правила ведения.
Финансово-хозяйственный анализ занимает важное место в разработке общей стратегии бизнеса, ибо с его помощью вырабатывается долгосрочный курс поведения компании.
Финансовый анализ начинается с всестороннего изучения намерений собственника или руководства фирмы, способных повлиять на движение наличности. В качестве таковых можно рассматривать планы расширения производства, перемещения оборудования, изменения организационно-правового статуса фирмы или ее структуры.
Объектами финансового анализа являются финансовые результаты и финансовое состояние предприятия.
Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, так и опосредствованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первым относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и прочие), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал и руководство предприятия. Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам – целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам, кредиторам и поставщикам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности – это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей отчетности.
В отдельных случаях для реализации целей анализа финансовой отчетности недостаточно, однако в большинстве случаев годовая отчетность является единственным источником информации для внешнего анализа.
Финансовый анализ должен быть оперативным, конкретным, систематическим и объективным.
Оперативность выражается в незамедлительном использовании полученных аналитических данных и выводов для улучшения финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
Конкретность заключается во всестороннем изучении отчетных данных финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
Систематичность предполагает, что он должен производиться не от случая к случаю, а постоянно, по определенному плану и формам.
Объективность обеспечивается подбором необходимого аналитического материала, его сопоставимостью, критическим и беспристрастным его изучением.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 321.