Влияние структуры выручки на прибыль организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выручка от продаж может быть представлена в виде суммы прибыли от продажи продукции (ПР) и затрат на производство и сбыт продукции:

(ЗАТ) / В = ПР + ЗАТ.

Уменьшение доли затрат в выручке приводит к значительному увеличению доли прибыли.

Выручка ООО «Мобильный портал» в 2012 году составляет 684 347 388 руб., доля затрат 98%, тогда доля прибыли – 2% (100 – 98). Затраты составляют 670 660 440,2 руб., прибыль 13 686 947,76 руб.

1) Снизим размер затрат на 5%, тогда:

затраты составят: З1 = 670 660 440,2 × 0,95 = 637 127 418,2 руб.;

прибыль: ПР1 = 684 347 388 – 637 127 418,2 = 47 219 969,77 руб.;

прибыль увеличится на 33 533 022,01 руб., или на 245% (33 533 022,01 / 13 686 947,76 × 100% = 245 %)

2) Снизим затраты на 10%, тогда они составят 603 594 396,2 руб. (670 660 440,2 × 0,9), прибыль будет равна 80 752 991,78 руб. (684 347 388 – 603 594 396,2), она увеличится на 590%.

3) Снизим затраты еще раз на 5%, тогда величина затрат составит:

З2 = 637 127 418,2 × 0,95 = 605 271 047,3 руб.;

Соответственно прибыль: ПР2 = 684 347 388 – 605 271 047,3 = 79 076 340,68 руб.

По отношению к первому варианту прибыль увеличилась на 45 543 318,67 руб. (79 076 340,68 – 33 533 022,01), или на 235%.

Планирование прибыли ООО «Мобильный портал» на основе
базовой рентабельности

Результаты деятельности ООО «Мобильный портал» за 9 месяцев 2013 года: сравнимая товарная продукция в действующих ценах составила 650 250 890 руб., по полной себестоимости 590 145 850 руб. В четвертом квартале организация планирует выпуск товарной продукции на 89 560 220 руб., полная себестоимость должна составить 58 740 000 руб. Рассчитаем размер прибыли на следующий период, если с 1 октября цена на товары ООО «Мобильный портал» будут увеличены на 15%, а объем товаров на следующий год возрастет на 18%.

1) Определим размер базовой рентабельности закупки товаров.

Исходные данные для расчета базовой рентабельности представлены в табл. 5.

Таблица 5

Расчет базовой рентабельности производства продукции

Показатель Отчет за 9 месяцев План на IV квартал Ожидаемое исполнение
1. Сравнимая товарная продукция отчетного года:      
1.1. По действующим ценам 650 250 890 89 560 220 739 811 110
1.2. По полной себестоимости 590 145 850 58 740 000 648 885 850
2. Прибыль на объем товарной продукции (стр. 1.1 - стр. 1.2) 60 105 040 30 820 220 90 925 260
3. Поправка к сумме прибыли в связи с увеличением цен с 1 октября на 15% 69 120 796 - 69 120 796
4. Прибыль, принимаемая за базу (стр. 2 + стр. 3) 129 225 836 30 820 220 160 046 056
5. Базовая рентабельность производства продукции (стр. 4 /стр. 1.2) 0,218973 0,524689 0,246647

 

2) Определим выпуск продукции по плану на следующий период по себестоимости отчетного периода с учетом увеличения объема товарной продукции на 18% путем умножения товарной продукции по себестоимости отчетного периода (ТПРСот) на темп роста объема производства (Тр):

ТПСпр = ТПРСот × Тр = 648 885 850 × 1,18 = 765 685 303 руб.;

3) Определяем прогнозируемую прибыль по сравнимой товарной продукции как произведение прогнозируемого выпуска товарной продукции по себестоимости (ТПРСпр) и базового уровня рентабельности (Рб):

ПР пр = ТПС пр × Рб = 765 685 303 × 0,246647 = 188 854 346,08 руб.


Планирование себестоимости продукции

По данным ООО «Мобильный портал» в течение 2013 года планируется выпустить два вида продукции – «А» и «В». Объем производства соответственно 59 046 и 23 058 ед. Затраты на производство единицы продукции каждого вида: материальные – 1 и 1,5 усл. ед. сырья «С» по цене 450 руб.; трудовые – время на производство соответственно 5 и 3 часа, средняя тарифная ставка рабочих на данные виды продукции соответственно – 120 и 90 руб. Планируемые общепроизводственные затраты составят 650 780 900 руб.

1) Рассчитаем производственную себестоимость каждого вида продукции.

2) Как изменится производственная себестоимость единицы продукции, если выпуск продукции «А», с учетом спроса на нее, может быть увеличен на 9 000 ед.

1) Определим материальные затраты на производство каждого вида продукции по формуле:

См = Нм × Цм, ПРМ = К × См,

где К – объем производства;

Нм – норма расхода сырья;

Цм – цена сырья;

См – прямые материальные затраты на единицу продукции.

См (А) = 1 × 450 = 450 руб.;

ПРМ (А) = 59 046 × 45 000 = 26 570 700 руб.

См (В) = 1,5 × 450 = 675 руб.;

ПРМ (В) = 23 058 × 675 = 15 564 150 руб.

2) Определим прямые трудовые затраты на производство каждого вида продукции по формулам:

ТРм = Нт × Сч, ПРТ = К × ТРм,

где Нт – норма часов на изготовление единицы продукции;

С – средняя часовая ставка за 1 час работы;

ПРТ – прямые трудовые затраты на продукцию.

ТРм (А) = 5 × 120 = 600 руб.;

ПРТ (А) = 59 046 × 600 = 35 427 600 руб.;

ТРм (В) = 3 × 90 = 270 руб.;

ПРТ (В) = 23 058 × 270 = 6 225 660 руб.

3) Определим переменные затраты на единицу продукции и на объем:

Р (А) = См (А) + ТРм (А) = 450 + 600 = 1050 руб.;

ПЕРЗ (А) = ПРМ (А) + ПРТ (А) = 26 570 700 + 35 427 600 = 61 998 300 руб.

Р (В) = См (В) + ТРм (В) = 675 + 270 = 945 руб.;

ПЕРЗ (В) = ПРМ (В) + ПРТ (В) = 15 564 150 + 6 225 600 = 21 789 810 руб.

4) Определим коэффициент распределения общепроизводственных затрат, используя в качестве базы распределения общие переменные затраты на производство продукции:

ПЕРЗ = ПЕРЗ (А) + ПЕРЗ (В) = 61 998 300 + 21 789 810 = 83 788 110 руб.

Коб = ОБЩЗ / ПЕРЗ = 650 780 900 / 83 788 110 = 7,77

На каждый рубль переменных затрат приходится 7,77 руб. общепроизводственных затрат.

5) Определим общепроизводственные затраты на единицу продукции путем умножения коэффициента распределения на переменные затраты на единицу продукции по формуле:

ОБЩЗ1 = Коб × Р;

ОБЩЗ (А) = Коб × Р (А) = 7,77 × 1050 = 8158,5 руб.

ОБЩЗ (В) = Коб × Р (В) = 7,77 × 945 = 7342,65 руб.

6) Определим производственную себестоимость единицы продукции:

ПРСk = ПРМk + ПРТk + ОБЩЗk = P + ОБЩЗk;

ПРС (А) = 1050 + 8158,5 = 9208,5 руб.;

ПРС (В) = 945 + 7342,65 = 8287,65 руб.;

Таким образом, производственная себестоимость единицы продукции вида «А» составит 9208,5 руб., а продукции вида «В» 8287,65 руб.

Далее оценим производственную себестоимость продукции при условии увеличения объема производства продукции «А» на 9 000 ед.

1) Объем производства продукции «А»:

К = 59 046 + 9 000 = 68 046 руб.

2) Определим общие переменные затраты организации.

Общие прямые затраты на продукцию «А» составят:

68 046 × 450 = 30 620 700 руб.

Общие прямые затраты на продукцию «В» останутся без изменения - 15 564 150 руб.

Общие переменные затраты на продукцию составят:

30 620 700 + 15 564 150 = 46 184 850 руб.

Определим значение коэффициента распределения общепроизводственных расходов:

Коб = 650 780 900 / 46 184 850 = 14,10 руб.

Иными словами, на каждый рубль переменных затрат в среднем приходится 14,10 руб. общепроизводственных затрат, в сравнении с первым вариантов произошло увеличение на 6,32 руб.

Определим производственную себестоимость каждого вида продукции:

ПРС (А) = (1 + Коб) × Р (А) = (1 + 14,10) × 1050 = 15 855 руб.

Производственная себестоимость продукции «А» по сравнению с первым вариантом увеличилась на 6 646,5 руб.

ПРС (В) = (1 + Коб) × Р (В) = (1 + 14,10) × 945 = 14 269,5 руб.

Производственная себестоимость продукции «В» увеличилась на 6926,85 руб.

Таким образом, увеличение объема производства приводит к увеличению доли общепроизводственных затрат на единицу продукции, к увеличению производственной себестоимости единицы продукции.

Планирование прибыли ООО «Мобильный портал» с учетом
повышения спроса на продукцию

1. Увеличение объема продаж в натуральных единицах.

Если производственные мощности организации позволяют увеличивать объем производства продукции при заданном уровне постоянных затрат, то прибыль организации будет увеличиваться.

За 2012 г. выручка от реализации продукции ООО «Мобильный портал» составила 684 347 388 руб., затраты на производство и реализацию - 586 562 257 руб., в том числе постоянные затраты – 385 900 125 руб. Оценить изменение прибыли от продаж, если организация планирует увеличить объем производства на 15% при том же уровне постоянных затрат. Определить изменение рентабельности продаж.

1) Определим прибыль от продаж в отчетный период:

ПР = В – З = 684 347 388 – 586 562 257 = 97 785 131 руб.

2) Определим переменные затраты в отчетный период:

ПЕРЗ = З – ПОСТЗ = 586 562 257 – 385 900 125 = 200 662 132 руб.

3) Определим прогнозируемую выручку от продажи продукции на 15% больше:

Впр = В × 1,15 = 684 347 388 × 1,15 = 786 999 496 руб.

4) Определим переменные затраты по прогнозу, учитывая, что они изменяются пропорционально объему производства:

ПЕРЗпр = 200 662 132 × 1,15 = 230 761 452 руб.

5) Определим общие прогнозируемые затраты организации:

Зпр = ПЕРЗпр + ПОСТЗпр = 230 761 452 + 385 900 125 = 616 661 577 руб.

6) определим прогнозируемую прибыль:

ПР пр = Впр – Зпр;

Пр пр = 786 999 496 – 616 661 577 = 170 337 919 руб.

7) Определим изменение прибыли от продаж:

абсолютное:

∆ ПР = 170 337 919 – 97 785 131 = 72 552 788 руб.

относительное изменение:

Тпр (ПР) = ∆ ПР / ПР × 100% = 72 552 788 / 97 785 131 × 100% = 74,20%

Таким образом, увеличение объема производства и продаж на 15% при том же уровне постоянных затрат приведет к увеличению прибыли на 30,94%.

8) Определим прибыль от продаж в отчетный период и по прогнозу:

Р = ПР / В = 97 785 131 / 684 347 388 = 0,14289, или 14,29%

Рпр = ПРпр / Впр = 170 337 919 / 786 999 496 = 0,2164, или 21,64%

Рентабельность продаж увеличилась на 0,2164 пункта. Прирост рентабельности продаж составил 7,4%.

3.2 Обоснование цены реализации продукции (услуг) ООО «Мобильный портал»

При установлении цены на продукцию необходимо учитывать внутренние и внешние факторы, влияющие на ценообразование. К внутренним факторам относятся: себестоимость продукции, в которой отражается качество материалов и труда, трудоемкость продукции, уровень механизации и автоматизации и т. п. В условиях рынка необходимо своевременно модернизировать, совершенствовать производственный потенциал, закупать новые технологии, оборудование. Это приводит к необходимости учета покрытия капитальных вложений.

Внешние факторы определяются рынком, на котором организация реализует свою продукцию. Основными из них являются: общий покупательский спрос на продукцию, сезонность спроса, предъявляемые требования к качеству продукции определенными группами потребителей, текущие цены на аналогичную продукцию у конкурентов и т. д.

Только на основе учета этих факторов можно принимать решения об установлении цены на конкретные виды продукции. Установление цены осуществляется с помощью специальных методов ценообразования, основные из них приведены ниже.

Для установления цены продукции используются методы:

1) на основе переменных затрат;

2) на основе валовой прибыли;

3) на основе рентабельности продаж;

4) на основе рентабельности активов.


Метод переменных затрат

Для каждого вида продукции рассчитываются:

· переменные производственные затраты на единицу продукции – p1, на объем производства – ПРЗ;

· постоянные общепроизводственные затраты – ОБЩЗ;

· коммерческие, общие, административные расходы – КМР;

· желаемая величина прибыли – ПРж.

1) Рассчитывается процентная наценка к переменным производственным затратам по формуле:

Спр = (ПРж + ОБЩЗ + КМР) / ПРЗ.

2) Рассчитывается цена по формуле:

Ц = p1 × (1 + Спр).

ООО «Мобильный портал» выпускает продукцию вида А. Прямые материальные и трудовые затраты на единицу продукции, соответственно, составляют 450 и 200 руб., переменные общепроизводственные затраты – 85 руб. Постоянные общепроизводственные расходы – 550 000 руб., коммерческие общие и административные расходы предприятия составляют 380 000 руб. Размер желаемой прибыли – 960 000 руб.

Определим цену, если планируемый объем производства должен составить 120 000 единиц продукции.

1) Определим переменные затраты на единицу продукции:

р1 = 450 + 200 + 85 = 735 руб.

2) Определим переменные затраты на объем продукции:

ПРЗ = 735 × 120 000 = 88 200 000 руб.

3) Определим процентную наценку:

Спр = (960 000 + 550 000 + 380 000) / 88 200 000 = 0,02143.

4) Определим цену Ц = 735 × (1 + 0,02143) = 751 руб.

Таким образом, чтобы покрыть все затраты и получить прибыль в размере 960 000 руб., ООО «Мобильный портал» необходимо установить цену на продукцию «А» в размере 751 руб.

Метод переменных затрат целесообразно использовать, если соблюдены условия:

а) стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции на предприятии, одинакова;

б) отношение переменных затрат к остальным производственным расходам одинаково для каждого вида продукции.

Метод валовой прибыли

Валовая прибыль – разность между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции. При расчете величина валовой прибыли определяется как сумма желаемой прибыли, коммерческих, общих административных расходов.

Суть метода:

1) Определяются для каждого вида продукции:

· количество продукции К;

· коммерческие, общие, административные расходы КМР;

· суммарные производственные затраты СПРЗ (если известны переменные производственные затраты ПРЗ и постоянные общепроизводственные затраты ОБЩЗ, то СПРЗ = ПРЗ + + ОБЩЗ);

2) Определяются суммарные производственные затраты на единицу продукции cpl = ПРЗ / К;

3) Задается желаемая величина прибыли для продукции – ПРж;

4) Рассчитывается ставка процентной наценки - отношение суммы желаемой величины прибыли (ПРж) коммерческих, общих административных расходов (КМР) к суммарным производственным затратам:

Спр = (ПРж + КМР) / СПРЗ;

5) Рассчитывается цена как сумма суммарных производственных затрат на единицу продукции (cpl) и произведение процентной ставки (Спр) на суммарные производственные затраты (СПРЗ):

Ц = cpl × (1 + Спр).

Используя те же данные, определим цену продукции «А»:

1) Определим общие суммарные производственные затраты:

СПРЗ = ПРЗ + ОБЩЗ = 88 200 000 + 550 000 = 88 750 000 руб.;

2) Определим валовую прибыль, суммируя коммерческие, общие, административные расходы и желаемую величину прибыли:

ВПР = 960 000 + 380 000 = 1 340 000 руб.;

3) Определим ставку процента наценки:

Прн = (ПРпр + КМР) / СПРЗ = 1 340 000 / 88 750 000 = 0,0151;

4) Определим производственные затраты на единицу продукции:

ПРЗ1 = ПРЗ / К = 88 750 000 / 120 000 = 740 руб.

5) Определим цену:

Ц = ПРЗ1 × (1 + Прн) = 740 × (1 + 0,0151) = 751 руб.

Таким образом, чтобы покрыть все затраты и получить желаемую прибыль в размере 960 000 руб., необходимо установить цену на уровне 751 руб.

Метод рентабельности продаж

Суть метода:

1) Указать суммарные затраты на производство продукции ЗАТ;

2) Рассчитываются суммарные затраты на единицу продукции:

31 = ЗАТ / К;

3) Указать желаемую прибыль ПРж;

4) Рассчитывается ставка процентной наценки как отношение желаемой прибыли к суммарной величине затрат по формуле:

Прн = ПРж / ЗАТ;

5) Рассчитывается цена по формуле:

Ц = 31 х (1 + Прн).

Данный метод используют для определения исходной цены в процессе ценообразования, если все затраты можно распределить по единицам продукции.

Для ООО «Мобильный портал» формирование цены продукции «А» будет осуществляться следующим способом:

1) Общие затраты предприятия: ЗАТ = 550 000 + 380 000 + 88 200 000 = 89 130 000 руб.;

2) Затраты на единицу продукции: ЗАТ1 = 89 130 000 / 120 000 = 743 руб.;

3) Рассчитаем ставку процентной наценки по формуле:

Прн = ПРпр / ЗАТ = 960 000 / 89 130 000 = 0,01077

4) Определяем цену:

Ц = ЗАТ1 × (1 + Прн) = 743 × (1 + 0,01077) = 751 руб.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.