Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для проведения анализа финансовых результатов организа­ции используют данные формы 2 и методы анализа балансовой отчетности: горизонтальный, вертикальный и факторный. Исход­ные данные формы 2 заносят в аналитическую таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Отчет о прибылях и убытках организации (тыс. руб.)

Показатель Базис Отчет
1 2 3

Доходы и расходы по обычным видам деятельности, тыс. руб.

1. Выручка от продаж (стр. 010)    
2. Себестоимость продукции, товаров, услуг (стр. 020)    
3. Валовая прибыль (стр. 029)    
4. Коммерческие и управленческие расходы (стр. 030 +стр. 040)    
5. Прибыль от продаж (стр. 050)    

Прочие расходы и доходы, тыс. руб.

6. Операционные расходы (стр. 070 + стр. 100)    
7. Операционные доходы (стр. 060+ стр. 080 + 090)    
8. Внереализационные доходы (стр. 120)    
9. Внереализационные расходы (стр. 130)    
1 2 3
10. Прибыль до налогообложения (стр. 140)    
11. Текущий налог на прибыль (стр. 150)    
12. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 190)    

 

Для получения объективных результатов деятельности организации необходимо провести анализ в следующей последовательности:

1. Анализ динамики абсолютных показателей по обычным видам деятельности;

2. Анализ эффективности по обычным видам деятельности;

3. Анализ динамики показателей финансово-хозяйственной деятельности;

4. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

5. Планирование финансовых результатов на основе учета результатов анализа и планов деятельности.

Анализ динамики и структуры доходов и расходов организации по обычным видам деятельности включает:

1) Анализ динамики доходов по обычным видам деятельности;

2) Анализ динамики себестоимости реализованной продукции;

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Основными составляющими ее являются затраты, связанные с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является качественным показателем, он отражает результаты хозяйственной деятельности организации. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации.

3) Анализ динамики валовой прибыли организации;

Валовая прибыль организации характеризует эффективность деятельности производственных подразделений организации, информация о размерах валовой прибыли представлена в ф. 2, стр. 029.

4) Анализ динамики расходов организации по обычным видам деятельности;

В состав этих расходов входят: себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы (ф- 2, (стр. 020 + стр. 030 + стр. 040)).

5) Анализ динамики прибыли от продаж.

Прибыль от продаж организации должна способствовать повышению уровня производственного и социального развития коллектива. При проведении анализа необходимо учитывать влияние основных факторов повышения прибыли от продаж: конкурентоспособность, цена, объем реализованной продукции с учетом ее социальной значимости для населения и т. д. Организация зачастую получает прибыль за счет производства продукции не в интересах потребителей, например, снижая выпуск низко рентабельной продукции, но имеющей большой спрос. В ряде случаев прибыль увеличивается за счет необоснованного повышения цен.

6) Анализ темпов прироста абсолютных финансовых результатов по обычным видам деятельности.

Деятельность организации по обычным видам деятельности является рациональной, если выполняется следующее условие:

Тпр (ПРП) > Тпр (В) > Тпр (РД), где

Тпр (ПРП) - темп прироста прибыли от продаж;

Тпр (В) - темп прироста выручки от продажи;

Тпр (РД) - темп прироста общих расходов по обычным видам деятельности.

Для оценки уровня качества основной деятельности необходимо проанализировать динамику относительных показателей, характеризующих соотношение между выручкой и основными видами финансовых результатов по обычной деятельности: доля себестоимости реализованной продукции в выручке, доля валовой прибыли в выручке, доля общих расходов по основной деятельности в выручке, доля прибыли от продаж в выручке.

Уровень общей рентабельности организации существенно зависит от уровня рентабельности производственной деятельности, реализованной продукции. Рентабельность реализованной продукции характеризует эффективность использования текущих затрат живого и прошлого труда. Изменение уровня рентабельности продукции происходит под влиянием таких факторов, как: изменение оптовых цен на рынке сырья и материалов, труда, продукта; изменение структуры (ассортимента) продукции.

Анализ рентабельности реализованной продукции должен предусматривать определение динамики рентабельности основных видов продукции предприятия. Это позволяет определить роль производства и реализации продукции отдельных изделий в формировании прибыли в целом, определить выгодность или убыточность для предприятия производства того или иного вида продукции.

При анализе рентабельности продукции следует учитывать основную особенность данного показателя: он не учитывает вероятный эффект долгосрочных инвестиций. При переходе на новые технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, рентабельность продукции может временно снижаться, поэтому снижение рентабельности в отчетный период не всегда является отрицательным фактором.

Показателями рентабельности реализованной продукции являются: рентабельность продаж, доля прибыли от продаж в полной себестоимости, затраты на один рубль реализованной продукции [29].

Рентабельность продаж по прибыли от продаж (Рп) - это отношение прибыли от продаж (ПРП) к выручке от продаж (В):

Рп = ПРП / В.

Рост показателя в динамике свидетельствует о повышении спроса на продукцию, повышении уровня производственной и сбытовой деятельности.

Рентабельность продаж по чистой прибыли (Рпч) - отношение чистой прибыли (ПРЧ) к выручке от продаж (В):

Рпч = ПРЧ / В.

Рентабельность производства продукции определяется как отношение прибыли от продаж (ПРП) к себестоимости реализованной продукции (С):

Рпрс = ПРП / С.

Значение Рпрс показывает, сколько рублей прибыли от продаж приходится на 1 руб. затрат на производство продукции. Увеличение показателя в динамике свидетельствует о повышении уровня управления производственными затратами.

Рентабельность доходов по чистой прибыли - отношение чистой прибыли организации (ПРЧ) к общей величине доходов (ОВД):

Р = ПРЧ / ОВД.

Величина чистой прибыли определяется как разность между величиной общих доходов организации (ОВД) и величиной общих расходов организации (ОБР):

ПРЧ = ОВД - ОБР.

Значение показателя рентабельности «Р» показывает, сколько Рублей чистой прибыли приходится на один рубль общих доходов.

Рентабельность организации по основным видам деятельности существенно зависит от таких факторов, как:

ПРП - прибыль от продаж;

С - себестоимость реализованной продукции;

КР - коммерческие расходы за период;

УР - управленческие расходы за период.

Для оценки влияния изменения этих факторов на изменение рентабельности организации по основным видам деятельности используется четырехфакторная модель:

Рпр = ПРП / (С + КР + УР).

Углубленный анализ уровня рентабельности по обычным видам деятельности необходимо проводить с помощью факторного анализа относительных показателей, влияющих на рентабельность по основным видам деятельности.

Четырехфакторная модель преобразуется к виду:

Рпр = ПРП / (С + КР + УР) = [ПРП / В] / [(С:В) + (КР / В) + (УР / В)]
= У1 / (У2 + УЗ + У4), где

У1 – рентабельность продаж по прибыли от продаж; У2 – доля себестоимости в выручке; УЗ – доля коммерческих расходов в выручке; У4 – доля управленческих расходов в выручке.

Совместное влияние факторов соответствует приросту рентабельности по обычным видам деятельности.

Использование факторного анализа позволяет не только выявить влияние изменения качественных показателей на эффективность деятельности организации, но и оценить эффективность планируемых мероприятий по повышению уровня рентабельности.

Результативность деятельности организаций измеряется не только абсолютными и относительными показателями по обычным видам деятельности, но и совокупностью показателей по другим видам деятельности. Используя показатели отчета о прибылях и убытках (ф. 2), можно определить уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Для этого проводят анализ в следующей последовательности:

1) анализ динамики основных видов доходов;

2) анализ динамики основных видов расходов;

3) анализ динамики основных видов прибыли;

4) анализ динамики качественных показателей.

Для качественной оценки используют относительные показатели, которые представляют собой соотношения между видами прибыли и затратами организации. Показатели можно условно разбить на следующие группы:

· рентабельность деятельности - характеризует окупаемость издержек, связанных с деятельностью организации;

· рентабельность производственной деятельности - характеризует окупаемость издержек, связанных с производством и реализацией продукции, эффективность предпринимательской деятельности.

Увеличение показателей рентабельности в динамике свидетельствует о повышении эффективности деятельности, степени доходности, прибыльности организации.

Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от таких экономических явлений и процессов, как:

1) совершенствование системы управления производством;

2) повышение эффективности использования ресурсов предприятия на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

3) индексация оборотных средств;

4) обоснованное определение источников формирования деятельности предприятия;

В странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление расчетных показателей рентабельности с их допустимыми значениями позволяет сделать вывод о степени доходности предприятия, о финансовом состоянии. В России пока эта практика отсутствует, поэтому в качестве базы сравнения может служить информация о величине аналогичных показателей в конкретной отрасли, основных конкурентов.

Для оценки динамики финансовых результатов организации по финансово-хозяйственной деятельности используем форму 2 балансовой отчетности и методы анализа финансовой отчетности.

Для выявления динамики изменения финансовых результатов используют горизонтальный метод анализа, с его помощью определяют абсолютное и относительное изменение финансового результата:

Для оценки структуры используется вертикальный метод анализа, который позволяет оценить долю каждого вида финансового результата в совокупном результате по формуле:

, где

t – доля финансового результата t-гo вида;

Зt – значение результата t-гo вида;

ОЗ – величина общего финансового результата организации.

Для оценки динамики структуры используется горизонтальный метод, который позволяет оценить динамику изменения структуры.

С помощью методов анализа необходимо оценить изменение размера каждой составляющей модели чистой прибыли и ее доли в динамике и как это изменение повлияло на:

1) динамику изменения каждой составляющей распределения чистой прибыли;

2) динамику изменения структуры распределения;

3) определение и оценку влияния факторов, воздействующих на изменение чистой прибыли.


 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО «МОБИЛЬНЫЙ ПОРТАЛ»  

Дата: 2018-12-28, просмотров: 238.