День марийской письменности»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(викторина)

Что такое письмо?
(Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь).

Что такое письменность?
(Письменность - совокупность письменных средств в каком-нибудь деле).

В каком государстве возникла письменность?
 (Письменность возникла в Шумерском государстве 5-6 тысяч лет назад.
Писали на глиняных досках. Образцы письма - пиктография. Следы пиктографии сохранились и в настоящее время – дорожные знаки. Один знак обозначал несколько предложений или рассказ. Ученые предполагают, что знак оставлен еще финно-уграми).

Когда появилось фонетическое письмо?
(Фонетическое письмо появилось у финикийцев, а затем перешло к грекам. Греческий алфавит появился в 8 веке).

Назовите самый первый материал, который служил для письма?
 (Глина, листья папируса, пергамент, бумага).

Где появилась бумага?
(В Китае. Изобрел её Цай Лунь в 1 веке н.э. К арабам бумага перешла в XII веке.

 В России бумага появилась в XVI веке).

Где изобрели первый печатный станок?
(В Китае. Изобрёл китайский ремесленник Би Шен в 1050 году).

 

3. Театрализованное представление,

 посвященное Дню марийской письменности

 

Сцена красиво украшена. Выставка различных поделок, портфолио студентов.

Действующие лица: дедушка, бабушка, мальчик, девочка

Девочка: Здравствуйте, дедушка, бабушка!

Мальчик: Как дела, как здоровье?

Дедушка-бабушка: Здравствуйте-здравствуйте, внучата мои. Куда вы так торопитесь?

Девочка: Вот по пути в колледж к вам заглянули, спросить как дела. У нас есть один волнующий вопрос, никак не поймем, почему отмечают День письменности и что он обозначает?

Дедушка: О, это действительно праздник культуры. Не было бы письменности у народа, он не достиг бы того уровня развития, какой мы наблюдаем сейчас у каждой народности.

Мальчик: Спасибо, деда, сегодня в колледже как раз проводится мероприятие, посвященное этому дню.

Бабушка: Что ж торопитесь, а то опоздаете. Вернётесь, расскажете, как прошло ваше мероприятие.

 

(Ребята заходят в зал, где наблюдают праздничное мероприятие)

 

На сцене звучит стихотворение на марийском языке «Шочмо йылме» В.М. Васильева.

1 ведущая: Добрый день! Сегодня мы собрались с вами отметить День марийской письменности. Наша письменность возникла в XVIII веке. Официально это праздник отмечают 10 декабря.

В ноябре 1998 года президент Республики Марий Эл издал указ о праздновании Дня письменности. Как вы думаете, почему именно 10 декабря?

2 ведущая. В этот день, 10 декабря 1775 года в городе Санкт-Петербург в книжных магазинах выставили на продажу книгу «СОЧИНЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ К ГРАМАТИКЕ ЧЕРЕМИССКОГО ЯЗЫКА». Это был исторический день в развитии культуры марийского народа.

1 ведущая. Что ж, сегодня мы с вами проведем викторину, посвященную этому дню. Разделимся на две команды. Выберем жюри. Пока команды готовятся, обратите внимание на нашу выставку (показывает на книжную выставку, посвящённую Дню марийской письменности, знакомит с литературой).

2 ведущая. Итак, начинаем нашу викторину, за каждый правильный ответ команда получит шариковую ручку для письма. У кого наберется больше ручек, тот и победитель. Итак, начинаем!









Конкурс «Вопрос-ответ».

· Что обозначает слово «черемис»? (человек, живущий в лесу).

· Когда была издана первая книга на марийском языке? (1804).

· Когда и кем было написано первое стихотворение на марийском литературном языке? (С. Г. Чавайн. «Роща»).

· В каких годах вышли в свет первые издания журнала «Марла календарь»? (1907-1913).

· Как называлась первая марийская грамматика?

(«Сочинения, принадлежащие к грамматике…»).

· Как называлась первая газета на марийском языке? («Марий ял» = «Марийская деревня»).

· Как назывался первый учебник по чтению и когда он был издан?  («Начальная книга на марийском», издан в 1907 г.).

 

(Между конкурсами исполняются концертные номера, подготовленные силами студентов).

 

Конкурс «Караоке».

Конкурс «Конкурс загадок».

Конкурс «Творческий».

Задание: Написать краткий рассказ о письменности.

Конкурс «Интеллектуальный».

Задание: От слова ПРОСВЕТИТЕЛЬ образовать другие возможные слова.

Жюри считает ручки, выявляет победителя. Студенты читают стихи, рассказы собственного сочинения.

Жюри подводит итоги. Награждение команд.

(Со сцены звучит «Клятва родному слову»)

«Клятва родному слову»

«Родной язык! Один из тысячи, самый близкий и родной сердцу.

Веками бурлящая река слова!

Родной язык, мы тебя не только в день праздника,

но и в будни клянемся любить, хранить как зеницу ока».

 

 

4. «10 декабря – День марийской письменности»

(краеведческий урок)

Цель урока: ознакомление с историей возникновения марийской письменности.

Задачи:

воспитание у детей интереса к истории своего народа, любви к родному языку, гордости за свою национальную культуру.

Оборудование: компьютер, экран, видеопроектор, «Азбука» на луговом и горном марийских языках, марийские журналы.

Цифровые ресурсы: презентация «День марийской письменности»

План урока:

1. Организация начала урока.

Создание положительного эмоционального настроя

2. Постановка учебной проблемы

3. Поиск решения

4. Проверка домашнего задания

5. Усвоение нового материала

6. Игровая минутка

7. Закрепление

8. Самостоятельная работа

9. Итог урока

10. Домашнее задание

Ход урока:

Организационный момент.

Добрый день!

Начат день.

Первым делом гоним лень

Вам сегодня не зевать,

А активно отвечать.

Руки? На месте. Ноги? На месте. Локти? У края. Спинка? Прямая.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2. Проверка домашнего задания.

Решение тестов.

Какие праздники считались главными у наших предков в их жизни?

«Главное блюдо» на столе в праздник Шорыкйол.

В жертву «Мланде Ава» приносили ...... и ..... тёмного цвета.

Когда празднуют Кузьминку?

Славяне считали, что именно она (Берегиня Леля) заботится о весенних всходах– будущем урожае.

Постановка проблемы.

Показ на слайде эмблемы марийской письменности.

- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока?

- Что вы хотели бы узнать о марийской письменности? (На слайде проблемные вопросы:)

- Что за день это?

- Когда появились первые книги марийского народа?

- А кто их создал?

- Как давно существует марийская письменность?

Ознакомление с новой темой.

10 декабря, и мы отмечаем государственный праздник Республики Марий Эл День марийской письменности. (Марий тиште кече). И тема урока у нас сегодня такая же – мы познакомимся с основными средствами передачи информации в древности и с возникновением марийской письменности.

А отмечается день марийской письменности в этот день потому, что 10 декабря 1775 года в книжные магазины Санкт-Петербурга поступила в продажу первая марийская грамматика. Она называлась «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка». Составили грамматику марийские учащиеся Казанской Новокрещенской школы, духовной семинарии под руководством архиепископа Вениамина Пуцек-Григоровича. В грамматике приводятся марийские слова, также она включает русско-марийский словарь, насчитывающий около тысячи слов.

- Запишите, пожалуйста, выделенные в тексте предложения в свою тетрадь, соблюдая грамматику.

Этот праздник имеет государственный статус и отмечается с 1998 года. Праздник способствует повышению интереса к истории возникновения и становления марийской письменности, уважительного отношения к языку, сохранению и дальнейшему его развитию.

Несколько крупных мероприятий, посвященных Дню марийской письменности, ежегодно проходят в Йошкар-Оле в первой половине декабря.

Традиционно в этот праздничный день учреждения культуры, библиотеки, школы и вузы организуют концерты, литературные конкурсы, выставки книг, встречи с марийскими писателями и языковедами.

Одним из самых запоминающихся событий становится церемония награждения лауреатов ежегодного открытого Республиканского конкурса «Книга года Марий Эл». Инициатор и главный организатор конкурса - Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна. День Марийской письменности - это прекрасный шанс познакомиться с современной марийской литературой.

Поиск решения.

Сегодня мне хотелось бы рассказать о том, как возникла наша марийская письменность. Почему она была необходима? Как вы думаете? А что такое письменность?

Пи́сьменность - знаковая система, предназначенная для фиксации и передачи тех или иных данных на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность - одна из форм существования человеческого языка. А теперь положите ручки и послушайте, пожалуйста, меня.

Усвоение нового материала.

День марийской письменности по-марийски звучит Марий тиште кече.

Что же обозначает слово «тиште»? Многие думают, что оно переводится как письменность. Но это не так.

Прочитайте самостоятельно и скажите, а как тогда переводится?

«Тиште» – древнее финно-угорское слово. В древности оно имело значение «звезда». В некоторых финно-угорских языках слово «тиште» существует и сейчас. По-фински оно звучит как «tahti», «taht», по-мордовски – «теште». И в этих языках оно и в настоящее время употребляется в значении звезда.

В марийском языке слово «тиште» (тисты) стало обозначать письменные знаки, т. е. тамги или родовые знаки, которые, действительно похожи на звезды.

По-другому слово «тиште» обозначает еще как врезанное письмо, так как знаки вырезались на деревянных дощечках, на бересте.

У каждого рода был свой родовой знак – «тамга». «Тамга» отражала те занятия, которые были характерны для представителей данного рода.

Также этими знаками представители родовой общины отмечали бортевые деревья в лесу. Если представитель другой родовой общины видел тамгу на бортевом дереве, то он знал, что эта борть занята и брать мед отсюда нельзя. (Показываю изображение бортевого дерева на слайде). Вот перед вами изображение бортевого дерева, правда, тамги на нем не видно.

Тамга вышивалась и на рубахе.

Как мы уже сказали, слово «тиште» обозначает еще врезанное письмо. Им марийцы пользовались даже в девятнадцатом веке, когда уже появилась письменность. Так как многие были неграмотными, особенно крестьяне, на деревянных бирках они записывали расчеты между собой: кто кому и сколько должен. Например, крестьянин Петров должен Иванову 2 пуда ржи. Эту информацию они вырезали на бирках, которые хранились у обоих.

Вывод: Таким образом, слово «ТИШТЕ» переводится как «ЗНАК», «ТАМГА».

Эти знаки обозначают целые слова или даже сочетания слов и похожи на иероглифы. Они служили для передачи информации.

Возможно, если бы марийский народ жил отдельно от других народов, не вступая ни с кем в контакт, у нас бы сохранилась письменность в виде иероглифов как, например, у японцев или китайцев. А у нас эти знаки сохранились только в архивах.

А теперь запишите, пожалуйста, вывод в свою тетрадь.

 

Письменный период развития марийского языка невелик. Начался он около двух с половиной столетий назад. Но и за это короткое время она достигла уровня развития письменностей, имеющих многовековые традиции. Это произошло потому, что марийская письменность в ходе своего развития имела возможность опереться на достижения мировой, и прежде всего русской, письменности. В настоящее время марийская письменность вполне удовлетворяет потребности современного общества. Важную роль в развитии письменности играли соседние народы, их культурно-экономическое влияние. Но основная заслуга в этом процессе принадлежала религии. Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I рассказывает о том, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка - воду, птица - небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов (пиктография).

Игровая минутка.

Давайте представим себе, что мы на машине времени перенеслись в древний мир, где нет никаких книг, букв, вообще, письменности. Как же мы запишем информацию, то, что мы хотим сказать друг другу? (Работа в группах)

Дата: 2018-12-28, просмотров: 651.