IV. Сценарии мероприятий к Дню марийской письменности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первые письменные памятники по марийскому языку»

(краеведческий час для учащихся старших классов)

 

Всегда с тобой,

Мой родной народ!

Любовь к тебе –

             единственная тема

И для стиха и 

             для большой поэмы, -

Так чувствует поэт и патриот

 

                                 М. Казаков

Ведущий 1

Важнейшей составной частью культуры любого народа является письменность и тесно связанный с ней литературный язык. До самого последнего времени утверждалось, что пись­менность и литературный язык у марийского народа появи­лись только в послереволюционное время. Это, конечно, не соответствует действительности. Письменность на марийском языке в ее современном виде появилась в XVIII веке. Она пришла к марийцам вместе с пра­вославной религией. Это один из практических результатов политики христианизации марийского края. Современную письменность действительно принесла христианская религия. Для передачи той или иной информации марийцы с неза­памятных времен пользовались особыми знаками, которые назывались «тиште» (врезывание особых знаков в деревянные палочки). Такой способ передачи информации су­ществовал какое-то время и после возникновения современ­ной письменности.

 

Ведущий 2

В XVIII—XIX веках основная масса ма­рийского населения была еще неграмотной, поэтому в этот период по традиции продолжали пользоваться и прежним спо­собом передачи информации. История сохранила примеры ис­пользования этого способа письма даже в XIX веке. Известно, что марийцы, оставшиеся на своей прежней родине, в марий­ском крае, не переставали поддерживать связь с сородичами, ушедшими в XVII—XVIII веках на восток, в башкирские сте­пи. Связь эта осуществлялась с помощью деревянных бирок, на которых были нанесены особые знаки – «тиште».

 Адресат, получив такую «нарисованную» бирку, мог в точности «прочи­тать», где, когда и какое, например, состоится всемарийское моление. Письменное приглашение он понимал и, естествен­но, таким же способом отвечал согласием или отказом участ­вовать в предлагаемом мероприятии.

Аналогичные бирки еще в XIX веке имели все крестьяне. На них «записывались» расчеты между соседями. Записи про­водились также при помоши «тиште», которые позволяли точно установить, кто, когда, что и сколько должен или получил. Информация давалась полная. Это уже своеобразная пись­менность, передача информации особыми знаками.

Ведущий 1

Современная же марийская письменность, как уже было сказано, зародилась в XVIII веке. Этот период можно считать началом второго этапа развития марийской письменности. Как известно, развитие письменности почти у всех народов связа­но с распространением религии. Не были исключением и марийцы. Письменность в ее современном виде, как мы уже го­ворили, пришла к нам в связи с началом массовой христиани­зации края.

Однако первые марийские слова попали на бумагу еще в XVII веке. Это сделал голландский ученый и путешественник Н. Витсен. В 1664-1667 годах в составе голландского посольства он посетил Московию. Во время поездки он занимался сбором материалов по языку и этнографии различных народов. В поле его зрения попали и марийцы. Он встречался с ними, когда путешествовал по реке Волге и заезжал в Козьмодемьянск.

В 1692 году по возвращении домой в Амстердам, Н. Витсен издал книгу под названием «Северная и восточная часть Татарии». Целый раздел в своей книге путешественник уделил жизни и культуре народа мари.

Во второе издание книги, которое вышло в 1705 году, Н. Витсен включил перевод молитвы «Отче наш» на марийский язык. Это издание стало первым письменным памятником марийского языка.

Ведущий 2

ХVIII столетие для марийской письменности было поис­тине «золотым веком». Об этом говорят следующие факты:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 766.