Первые письменные памятники по марийскому языку»
(краеведческий час для учащихся старших классов)
Всегда с тобой,
Мой родной народ!
Любовь к тебе –
единственная тема
И для стиха и
для большой поэмы, -
Так чувствует поэт и патриот
М. Казаков
Ведущий 1
Важнейшей составной частью культуры любого народа является письменность и тесно связанный с ней литературный язык. До самого последнего времени утверждалось, что письменность и литературный язык у марийского народа появились только в послереволюционное время. Это, конечно, не соответствует действительности. Письменность на марийском языке в ее современном виде появилась в XVIII веке. Она пришла к марийцам вместе с православной религией. Это один из практических результатов политики христианизации марийского края. Современную письменность действительно принесла христианская религия. Для передачи той или иной информации марийцы с незапамятных времен пользовались особыми знаками, которые назывались «тиште» (врезывание особых знаков в деревянные палочки). Такой способ передачи информации существовал какое-то время и после возникновения современной письменности.
Ведущий 2
В XVIII—XIX веках основная масса марийского населения была еще неграмотной, поэтому в этот период по традиции продолжали пользоваться и прежним способом передачи информации. История сохранила примеры использования этого способа письма даже в XIX веке. Известно, что марийцы, оставшиеся на своей прежней родине, в марийском крае, не переставали поддерживать связь с сородичами, ушедшими в XVII—XVIII веках на восток, в башкирские степи. Связь эта осуществлялась с помощью деревянных бирок, на которых были нанесены особые знаки – «тиште».
Адресат, получив такую «нарисованную» бирку, мог в точности «прочитать», где, когда и какое, например, состоится всемарийское моление. Письменное приглашение он понимал и, естественно, таким же способом отвечал согласием или отказом участвовать в предлагаемом мероприятии.
Аналогичные бирки еще в XIX веке имели все крестьяне. На них «записывались» расчеты между соседями. Записи проводились также при помоши «тиште», которые позволяли точно установить, кто, когда, что и сколько должен или получил. Информация давалась полная. Это уже своеобразная письменность, передача информации особыми знаками.
Ведущий 1
Современная же марийская письменность, как уже было сказано, зародилась в XVIII веке. Этот период можно считать началом второго этапа развития марийской письменности. Как известно, развитие письменности почти у всех народов связано с распространением религии. Не были исключением и марийцы. Письменность в ее современном виде, как мы уже говорили, пришла к нам в связи с началом массовой христианизации края.
Однако первые марийские слова попали на бумагу еще в XVII веке. Это сделал голландский ученый и путешественник Н. Витсен. В 1664-1667 годах в составе голландского посольства он посетил Московию. Во время поездки он занимался сбором материалов по языку и этнографии различных народов. В поле его зрения попали и марийцы. Он встречался с ними, когда путешествовал по реке Волге и заезжал в Козьмодемьянск.
В 1692 году по возвращении домой в Амстердам, Н. Витсен издал книгу под названием «Северная и восточная часть Татарии». Целый раздел в своей книге путешественник уделил жизни и культуре народа мари.
Во второе издание книги, которое вышло в 1705 году, Н. Витсен включил перевод молитвы «Отче наш» на марийский язык. Это издание стало первым письменным памятником марийского языка.
Ведущий 2
ХVIII столетие для марийской письменности было поистине «золотым веком». Об этом говорят следующие факты:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 766.