А что по этому поводу скажет наука?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С точки зрения электроэнцефалографии сон является гораздо более сложным явлением, чем состояние бодрствования. Во сне мы проходим через все фазы нашего мышления. Первая фаза сна - это засыпание. В это время наш мозг работает в частотах альфа, которые плавно замедляются. Интересно, что естественная частота колебаний геомагнитного поля Земли - приблизительно 7 Гц, то есть момент засыпания, есть моментом резонанса колебаний, которые генерирует наш мозг с колебаниями, которые генерирует планета. Вторая фаза - переходная. В этой фазе мозг человека начинает генерировать волны тета и мы видим первые сновидения. Третья фаза - глубокий, или медленный сон, когда мозг человека максимально замедляет свою работу. И четвертая фаза - быстрый, или парадоксальный сон. Его еще называют фазой REM (Rapіd Eyes Movements) - в это время, под закрытыми веками, глазные яблоки быстро двигаются так, словно мы что-то рассматриваем в пространстве. В это время мы видим сны.

Приблизительно 30 процентов времени сна занимают сновидения, 20 процентов - глубокий сон, остальное время - переходные состояния.

И.П.Павлов считал, что сон есть состоянием торможения бодрствующего мозга. Другая теория утверждает, что сон необходим нам для возобновления химических веществ, необходимых для дневной активности. Существует интоксикационная теория, согласно которой сон вызовется накоплением в организме какой-то неизвестной субстанции. Теория просветления утверждает, что во время сна мы избавляемся от ненужных нам идей или воспоминаний. Согласно аккумулятивной теории во время сна мы накопляем нервную энергию. Очевидно, каждая теория включает в себя какое - то рациональное зерно, но для нас важнейшим есть то, что сон - это мышление. Во время сна происходит обмен и синтез информации, полученной из разных источников.

В последнее время появляется все больше доказательств той точки зрения, что адекватный сон абсолютно необходим для восприятия новых знаний и освоения новых навыков. Новейшие исследования показали, что для оптимальной передачи нового опыта в долговременную память требуется не просто некоторое количество сна, а полноценный восьмичасовой ночной сон. Специалисты, занимающиеся изучением сна, также выяснили, какие именно фазы сна важны для того или иного вида обучения.

Одно из самых первых доказательств роли сна в обучении новым навыкам было получено в 70-х годах XX века в Парижском университете в лаборатории Винсента Блоха. Блох заметил, что у крыс, обучавшихся находить дорогу в лабиринте, увеличивалась относительная продолжительности быстрого сна. Быстрый сон, характеризующийся движениями глаз, является той фазой, во время которой к нам приходят сновидения. Другие исследователи продемонстрировали, что люди, лишенные быстрого сна — их будили в тот момент, когда электроэнцефалограмма показывала усиление тета-ритма, доминирующего на стадии быстрого сна, — с трудом вспоминали события предыдущего дня.

Приведенные выше результаты исследований говорят о том, что невозможно эффективно обучаться, лишив себя полноценного сна в ночь после начала обучения чему - то новому.

Наибольшее влияние недостаток сна оказывает на «высшие» мыслительные функции, такие, как разрешение проблем, осуществляемые в рабочей памяти. Именно эти возможности лобной доли головного мозга обычно снижаются с возрастом. Эффективность решения задач, требующих использования рабочей памяти, у молодых людей с недостатком сна оказалась такой же, как и у 60 - летних людей с нормальным сном.

Специалист по изучению сна из Чикагского университета Ив Ван Каутер выяснила, что у мужчин доля медленного сна достигает максимума в подростковом возрасте и постепенно снижается к 50 годам, причем у большинства мужчин эта доля очень невелика. Она также обнаружила, что именно во время медленного сна мозг вырабатывает гормон роста, который помогает сохранению клеток головного мозга. То есть в среднем возрасте мозг вырабатывает меньшее количество такого важного для защиты нейронов гормона. Одновременно с возрастом повышается уровень гормонов стресса. Высокий уровень гормонов стресса в сочетании с пониженным уровнем гормона роста может вести к повреждению мозга. У женщин доля медленного сна остается примерно постоянной до менопаузы.

На стадии медленного сна остается активным гиппокамп — структура мозга участвующая в формировании декларативной памяти, — который вновь «прокручивает» дневной опыт. Этот период медленного сна также сопровождается всплесками высокочастотных импульсов которые гиппокамп посылает в кору головного мозга. Вероятно, гиппокамп при этом передает информацию коре, чтобы там могли постоянно сохраняться, или «консолидироваться», воспоминания. Другими словами, именно на стадии медленного сна гиппокамп связывается с корой головного мозга, что приводит к формированию устойчивой долговременной памяти. Для фиксации переданной в кору информации требуется быстрый сон, но сначала необходима фаза медленного сна, чтобы передать эту информацию из гиппокампа.

Группа израильских ученых показала, что нарушение быстрого сна ведет к нарушению обучаемости человека различным навыкам. Обычно считается, что для прочного закрепления этих навыков в долговременной памяти достаточно одной лишь практики. Но выяснилось, что люди лучше справляются с новыми навыками на следующий день после тренировки, — но только если они получают необходимую дозу быстрого сна.

Еще одно из самых последних исследований показало, что освоение новых знаний и навыков после ночного сна не просто улучшается, но что этот эффект сохраняется в течение нескольких дней, если сон длится достаточное количество времени каждую ночь. Пропуск первой ночи наверстать уже невозможно: даже при достаточном сне последующие несколько ночей нельзя использовать этот «восстановительный» сон для консолидации памяти, которая должна была начаться в первую ночь.

Итак, для эффективного обучения необходим как медленный, так и быстрый сон. Во время фазы медленного сна, которая наступает практически сразу же после засыпания, гиппокамп воспроизводит определенные события предшествующего дня и в импульсном режиме передает информацию о них в кору головного мозга. Эта стадия, по всей видимости, наиболее важна для овладения декларативными знаниями, например для запоминания событий и фактов.

В течение фазы быстрого сна кора головного мозга повторно «проигрывает» эти события, укрепляя связи между нейронами в различных зонах мозга, кодирующих данную информацию. Поскольку наиболее критичные и интенсивные периоды быстрого сна имеют место после шести часов сна, то Ты пропустишь ускоряющий обучение период, если, скажем, позволишь себе спать только шесть часов.

По всей видимости, быстрый сон важен как для декларативного, так и для недекларативного обучения, такого, как овладение процедурными навыками «мускульной памяти». В реальной жизни многие виды обучения содержат декларативные, и недекларативные компоненты, поэтому для обучения большинству новых задач важен как медленный, так и быстрый сон. Быстрый сон критичен не только для формирования процедурных навыков и устойчивой сознательной памяти фактов и событий, но и для других видов недекларативной памяти. К ним относит большинство видов бессознательного обучения, которое оказывает постоянное воздействие на наше поведение — независимо от того, осознаем это или нет. Возможно, это одна из причин того, что сновидения — после того как мы проснулись — кажутся нам несколько странными. В своих снах мы повторяем не только сознательные воспоминания, знания или навыки, но и содержимое отделов мозга, которые обычно остаются относительно недоступными для сознания. Приблизительно 30% времени сна занимают сновидения, 20% - глубокий сон, остаток времени - переходные состояния.

Один недоспанный час, по сравнению с обычным для данного человека временем сна, снижает ІQ на 2 - 3 %, три недоспанные ночи - это отупение, по меньшей мере, на 15%. Американские исследователи В. Джонсон и Л. Маклеод считают, что критической продолжительностью сна является 5, 5 часов. Более короткий сон, вызывает угрозу здоровью, и в первую очередь, психическому. Хотя не только. Во время сна происходят, не до конца нам понятные, процессы восстановления иммунитета и хроническое недосыпание вызывает что-то похожее на СПИД, когда банальные инфекции могут представлять серьезную угрозу. Человек, начала ІІІ тысячелетие, стараясь успеть сделать все, не успевает сделать важнейшего - выспаться. За сто лет мы, статистически, утратили 1, 5 часа сна - в 1913 году среднестатистический европеец спал 9 часов, сейчас мы спим 7, 5 часа и тенденция к сокращению сна сохраняется.

Статистически приблизительно 35% людей жалуются на частую бессонницу, а у 17% людей бессонница становится хронической. Только в США свыше 15 миллионов людей постоянно принимают снотворные лекарства.

Человечеству хронически не хватает сна. Статистически доказано, что средний период сна за столетие сократился на полтора часа. Можем ли мы помочь себя сделать свой сон, если не более длительным, то хотя бы более качественным? И если в Твоей жизни появилась такая достаточно распространенная проблема, как бессонница - примени одну из техник Метода Сильвы

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 186.