Этот раздел посвящается маленьким зверушкам – Джерри, Мышику и Маньке, которые помогли когда-то автору осознать себя Человеком.
Ты всегда в ответе за тех, кого приручил.
Антуан де Сент-Экзюпери.
В начале 80-х было подсчитано, что в сорока миллионах семей в США живут собаки, а в двадцати трех миллионах – кошки. Доктор Стенли Корен, профессор психологии из университета Британской Колумбии, полагает, что в Северной Америке на каждые четыре семьи приходится по одной собаке.
Согласно приблизительным оценкам, в 1998 году в США жило около 70 миллионов кошек и 57 миллионов собак.
Сколько домашних любимцев живут в семьях граждан нашей страны не считал никто – пока мы и людей толком сосчитать не можем. Но наверняка не меньше. И это не только традиционные кошки, собаки, хомячки и попугайчики – есть и любители гораздо более экзотических животных. А если к этому число добавить еще и коров, лошадей, свиней, кур и прочую домашнюю живность, то колличество их получится просто неимоверным.
Зачем это нам, людям?
С коровами и свиньям все понятно – кушать-то хочется. Собака, друг человека, сторож и помощник на охоте (хотя охота для подавляющего большинства охотников стала уже не более чем спортом), кошки ловя мышей (хотя мышки тоже часто относятся к домашним баловням). А вот зачем нам остальные? Все эти хомячки, голуби, попугайчики, морские свинки, рыбки и удавчики? Ведь никакой практической пользы от них нет – кормить только их надо, да убирать за ними.
И все-таки очень многие люди, считают жизнь без домашних животных неполноценной. Откуда такая привязанность?
Да потому, что мы тоже животные! В генах наших заложена память о естественной среде обитания, в которой мы жили когда-то. В нашем урбанизованом и не очень уютном мире эти воспоминания согревают душу, а иногда дают возможность о ком-то заботиться – не можем мы прожить не помогая кому-то. Даже если этот кто-то оброс шерстью и бегает на четырех лапах – его внимание крайне ценно для нас. Потому что он – Друг Который Никогда Не Предаст.
Группа приматов, к которой принадлежим и мы с Тобой, возникла от общих примитивных насекомоядных предков. Эти древние млекопитающие были маленькими и пугливыми существами, прятавшимися в лесах, в то время как в мире хозяйничали гигантские рептилии. Приблизительно от пятидесяти до восьмидесяти миллионов лет тому назад, после краха великой эпохи рептилий, эти крошечные пожиратели насекомых начали осваивать освободившиеся территории. Они множились и распространяясь, приобретая многочисленные новые, порой странные формы. Некоторые из них стали питаться растениями и в целях безопасности рыли себе укрытия под землей или отращивали длинные, похожие на ходули ноги, чтобы убегать от врагов. Некоторые, наоборот, превратились в хищников с длинными когтями и острыми зубами. Предки наших предков выбрали для себя как среду обитания деревья и начали приспосабливаться к древесному образу жизни.
По мере превращения в приматов низших форм, у них улучшалось зрение. Глаза переместились в переднюю часть лица, а передние конечности приспособились для захвата пищи и лазания. Обладая трехмерным зрением, конечностями-манипуляторами и постепенно увеличивавшимся мозгом, эти существа стали все чаще властвовать в мире обитателей деревьев.
От двадцати пяти до тридцати пяти миллионов лет назад эти предобезьяны стали превращаться в собственно обезьян. У них появился длинный, действующий как балансир хвост. Они начали увеличиваться в размерах. Некоторые питались исключительно листьями, но большинство предпочитало разнообразную пищу. Со временем отдельные обезьяноподобные существа становились крупнее и тяжелее. Вместо того чтобы бегать или карабкаться, они стали перемещаться с ветки на ветку, раскачиваясь на руках. Хвост оказался ненужным.
Зато эти животные, став более неуклюжими из-за увеличившихся размеров, перестали бояться передвигаться по земле.
Но даже на этой стадии - стадии обезьян - они по-прежнему стремились продолжать вольготную, с изобилием пищи жизнь в лесном раю. Они перемещались яа открытые пространства лишь в том случае, когда в их жизнь вторгалась какая-то грубая сила. В отличие от первых млекопитающих - любителей исследовать окружающий мир, эти животные приспособились к существованию в лесных чащобах. Миллионы лет ушли на развитие и усовершенствование этой лесной аристократии, и если бы им пришлось покинуть привычную среду обитания, они были бы вынуждены конкурировать с чрезвычайно развитыми (к тому времени) травоядными и хищниками, живущими на земле. Так эти животные и остались на прежнем месте, продолжая жевать фрукты и спокойно заниматься своим делом.
Но райская жизнь наших отдаленных предков закончилась внезапно. Климатические условия стали неблагоприятны для них и в какой-то момент, примерно пятнадцать миллионов лет назад, их лесные владения значительно сократились. Родоначальники крупных обезьян были вынуждены сделать выбор: продолжать держаться за то, что осталось от их древних лесных обиталищ, или же, почти по Библии, ожидать изгнания из рая. Предки шимпанзе, горилл и гиббонов оставались там, где жили, но их число с тех пор стало постепенно уменьшаться.
И только один из видов обезьян переселился из леса в другие места обитания. Дело это было рискованное, но с точки зрения успешной эволюции -оправданное. Так началась история человечества.
Попав в новую среду, наши предки оказались перед мрачной перспективой. Им надо было стать или более умелыми хищниками, чем прежние плотоядные, или лучшими грызунами, чем прежние травоядные.
Специализация в использовании растительных видов на открытой местности была везде не под силу нашим древним предкам: их пищеварительная система не была приспособлена дяя непосредственного усвоения растительной пищи. Фрукты и орехи, которые они прежде находили в лесу, следовало заменить корешками и клубнями, обнаруженными в земле. Отличие оказалось разительным. Вместо того чтобы ленивым жестом протянуть руку к ветке и сорвать вкусный плод, большая обезьяна, оказавшаяся на земле, должна была упорно рыть землю в поисках драгоценной пищи.
Однако лесная пища состояла не только из фруктов и орехов. Нашей обезьяне были крайне необходимы и животные белки. Ведь она, в конце концов, происходила от насекомоядных предков, а ее древнее лесное обиталище всегда было богато насекомыми. Такого рода источник пищи существовал и на земле, поэтому ничто не мешало животному расширять ассортимент.
Сначала обезьяна не могла соперничать с профессиональными убийцами - хищниками из мира плотоядных. Даже маленький мангуст, не говоря уже о крупной кошке, мог конкурировать с ней в искусстве убивать. Правда, вполне хватало всякого рода детенышей, беспомощных или больных животных, так что первый шаг к переходу на мясной рацион был легким. Однако по-настоящему ценная добыча была оснащена длинными ногами и была готова в мгновение ока сорваться с места, развивая невероятную скорость. Богатые протеином копытные были не по зубам обезьяне.
Но жившие на земле большие обезьяны уже обладали крупного размера хорошим мозгом. У них были зоркие глаза и развитые руки. Как и у всех приматов, в их сообщество обязательно существовала определенного уровня социальная организация. В условиях насущной необходимости развивать свои хищнические навыки, они стали претерпевать существенные изменения: приобрели более прямую осанку и научились быстрее бегать. Руки освободились, так как отпала необходимость помогать передвижению, и стали сильными, приспособленными держать оружие. Развитие мозга обусловило способность принимать более разумные и быстрые решения.
Все эти события не происходили поэтапно, следуя какой-то предначертанной последовательности. Успехи достигались одновременно и только после, того, как мелкие шажки вперед делались то в одной области, то в другой, подхлестываемые друг другом. Так возникла большая обезьяна-охотник, обезьяна~хищник - вместо природного оружия было использовано оружие искусственное, и такой способ сработал.
Следующий шаг заключался в переходе от использования орудий к их изготовлению; наряду с их усовершенствованием улучшилась и техника охоты. Это выражалось не только в более успешном применении орудий охоты, но и в лучшей кооперации животных. Обезьяны-охотники действовали стадами, и по мере усовершенствования способов убийства совершенствовались иметоды социальной организации, появился язык. Так обезьяна стала человеком.
Социалная структура привела к социализации мышления. Появились новые ценности – насилие над окружающими миром стало способом добывания средств к существованию, делом доблести, чести и геройства. «Золотой век» человечества, память о котором живет во множестве человеческих мифов, закончился. Библейская легенда о Каине, убившем своего брата Авеля, вполне вероятно восходит своими корнями именно к этому периоду начальной человеческой истории. Началась эпоха самоутверждения Человека на планете Земля, гомонизации (от Homo – человек) природы. Именно она сформировала современное западное общество и в значительной мере повлияла на остальную часть населения планеты. Эта парадигма включает в себя определенный набор глубоко укоренившихся идей и ценностей. Среди них: взгляд на Вселенную, как на некую механистическую систему, построенную из элементарных строительных блоков; взгляд на жизнь в обществе, как на постоянную конкурентную борьбу; убежденность в том, что неограниченный материальный процесс достигается путем экономического и технологического развития; убежденность в том, живущих на планете животных, так же, как впрочем, и людей, можно разделить на разные «категории ценности» для общества в целом. И если люди иногда сравнивают свои жестокие поступки с поведением зверей, то в этом они глубоко не правы. Звери, в отличии от людей никогда не убивают себе подобных без крайней необходимости, разве что из голода или защищая свою жизнь. Мы не просто животные – мы животные еще и испорченные иллюзией своего всемогущества.
Подобное окружение к окружающему миру не могло остаться без последствий. Как раз сейчас мы переживаем глубочайший кризис, когда, казалось бы «завоеванная человеком» природа только начинает оакзывать ему сопротивление. Осознание этого кризиса привело к появлению различных экологических течений. Но современная экология еще во многом антропоцентрична, ориентирована на человека. Она помещает человека над природой или вне ее. Человек расценивается как источник всех ценностей, а природе приписывается лишь инструментальная и потребительская ценность. Но период расселения человека по планете, процесс гомонизации Земли уже закончился и пора научиться жить внутри природы, а не вне ее. А это, в первую очередь, означает, что необходимо научиться понимать всех, кто живут на этой планете.
В 1969 году американским специалистом по химии атмосферы Джеймсом Лавлоком и американским микробиологом Линн Маргулис Гайя сформулирована «Гайя-гипотеза», утверждающая, что вся наша планета является живым существом. Тот факт, что все живые организмы поглощают энергию и материю и освобождаются от отработанных продуктов, является наиболее обобщенным признаком жизни. Процесс саморегуляции есть ключевым в теории Лавлока. Земля способна регулировать свои планетарные параметры так же, как живые организмы способны регулировать свои собственные параметры. Линн Маргулис: «Выражаясь простым языком, эта гипотеза (Гайи) говорит о том, что поверхность Земли, которую мы всегда считали окружающей средой, на самом деле есть частью жизни. Воздушный покров - тропосферу - следует считать круговой системой, которая формирует и поддерживает саму жизнь. Если ученые говорят нам, что жизнь приспосабливается, в сущности, к пассивному окружению химии, физики и камня, они укрепляют сильно искаженный взгляд на природу. Жизнь, на самом деле, вырабатывает, формирует и изменяет то окружение, к которому она приспосабливается. В таком случае, это «окружение» проявляет обратную связь на жизнь, изменяющуюся, действующую и растущую в нем. Происходят беспрерывные циклические взаимодействия».
Все мы связаны между собой, и не только люди с людьми. О том, какк животные помогали людями и даже спасали их жизни существует огромное количество фактов. В современной медицине появилась даже аббревиатрура PAT (pets as therapy – животные терапевты). Так почему не использовать огромный потенциал своего мышления для помощи себе и другим?
Упражнение: Проекция сознания в животное.
Как объект исследования в этом упражнении выбери хорошо знакомое Тебе животное. Возможно ему нужна Твоя помощь – животные болеют гораздо меньше, чем люди, но все-таки болеют. Кстати субъективному лечению они поддаются гораздо быстрее и легче чем люди. Может быть потому, что они больше верят в нас, чем мы сами в себя?
Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа представь, что ты разговариваешь с животным. Расспроси о его проблемах и постарайся их понять.
На Экране воображения создай образ животного и рпссмотри его со всех сторон. В символической форме можешь создать проекции отделных органов животного. Если заметишь какую-то аномалию, немедленно приведи организм в состяоние совершенства.
Твоим заключетельным впечатлением перед окончанием упражнения, должно быть впечатление полного, идеального здоровья исследуемого объекта.
Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.
Упражнение: Мысленный зов.
Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа поговори со своим животным. Расскажи ему, как Ты его любишь, и как нуждаешься в его помощи. Мысленно позови его и сделай это несколько раз.
Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.
Упражнение: Прогулка с собакой.
Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа поговори со своим животным. Расскажи ему о каком-то месте, куда Тебе хотелось бы пойти. Опиши это место.
Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.
Прогуливаясь с собакой, дай ей возможность повести Тебя туда, куда захочеться ей. Вполне вероятно, что это будет то место, которое Ты мысленно описал.
У психиатра на приеме:
- Когда у Вас появилась мысль, что Вы собака.
- Когда был еще щенком.
СУБЪЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 250.