Преодоление проблемы начинается с признания ее существования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В 1935 году в американском городе Акрон (штат Огайо) встретились два человека, больных алкоголизмом. Одного из них звали Билл, и он занимался бизнесом, а второго звали Боб – он был врачом. Результатом этой встречи стало основание общества, которое сделало очень много для того, чтобы помогать людям избавляться от пристрастия к спиртному. Билл и Боб выяснили, что алкоголику гораздо легче оставаться трезвым, помогая кому-то другому бросить пить. Да и кто, кроме алкоголиков, лучше знает проблемы и потребности этой категории людей. Иначе говоря: спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и утопающие в алкоголе создали свою организацию, которую назвали Alcoholiks Anonymous (Анонимные Алкоголики) или, сокращенно Аль-Анон.

Антиалкогольная терапия в Аль-Аноне осуществляется посредством так называемых 12 шагов. Каждый, вступающий в эту организацию для своего исцеления должен пройти через все эти этапы, принять и осознать их. Только так, считают Анонимные Алкоголики, лечение может принести свои плоды.

12 шагов Аль-Анона.

1. «Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой».

2. «Мы пришли к заключению, что только сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие».

3. «Мы приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем».

4. «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».

5. «Мы признали перед Богом, собой и каким - либо другим человеком истинную природу наших заблуждений».

6. «Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков».

7. «Мы смиренно просили его исправить наши изъяны».

8. «Мы составили список тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними».

9. «Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь другому».

10. «Мы продолжали самоанализ, и когда допускали ошибки, сразу признавали это».

11. «Мы стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого».

12. «Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах».

 

Молитва Аль-Анона: «Боже, дай мне разум и душевный покой, чтобы принять то, что я не в силах изменить; дай мне мужество изменить то, что я могу, и дай мне мудрость отличить одно от другого».

 

 

Никогда не «пробуй», не «старайся» и не «пытайся». Отрицательный опыт может только закрепить привычку, от которой Ты хочешь освободиться. Хорошо взвесь и обдумай свое решение, но, приняв его, будь последовательным и уверенным в его успешном осуществлении.

 

Упражнение: Автопортрет.

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа представь, что составляешь свою биографию. Начни со своих первых детских воспоминаний. В воображении воссоздай место где Ты родился и где прошло твое детство. Вспомни места, где Ты бывал в юности. Вспомни все возможные подробности своего детства – например, как тебя одевали, кто были твои друзья, и в какие игры Ты с ними играл?

В этой работе со своими воспоминаниями избегая любой манипуляции образами, просто наблюдай возникающие сцены, словно смотришь фильм. Все картины, увиденные Тобой, являются только информацией для размышления.

В состоянии расслабления задай себе вопросы. Как создавались твои привычки? Кто или что оказали наибольшее влияние на их формирование? Какие из твоих привычек на нынешнем этапе твоей жизни полезны Тебе, а от каких стоит избавиться.

Затем, не выходя из состояния расслабления, создай какое автобиографическое произведение. Это может быть фильм о самом себе, сочинение, пьеса, картина и т.д., рисующие твое прошлое, настоящее и будущее. Создавая образ своего будущего «я», сделай его как можно более позитивным для себя и для окружающих.

Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

 

 Упражнение Изгнание креативного монстра.

Это упражнение часто использовала американская актриса Джулия Камерон для активизации творческой активности и повышения мотивации. Это можешь сделать и Ты.

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа вообрази, что перед собой Ты видишь куклу с движущимися суставами – артисты используют такие куклы для изучения движений человеческого тела. В твоем распоряжении также коробка, в которой находятся различные предметы и краски, с помощью которых Ты можешь произвольным образом одеть или загримировать свою куклу. Ты можешь также вешать на шею своей кукле различные плакаты с надписями.

Преврати куклу в существо, которое, по твоему мнению, мешает Тебе в самореализации. Если считаешь, что твою творческую силу губит алкогольная, никотиновая или какая-то другая зависимость, дай в руке кукле символ объекта своей зависимости.

Когда создашь свою куклу, на плакатиках, которые вешаешь ей на шею, выпиши свои ограничения, касающиеся возможности преодоления своей проблемы, например: «У меня нет силы воли», «Я слишком стар для этого», «Я не умею, не могу, не знаю как», «И зачем мне все это?».

Заканчивая упражнение, скажи себе со всей решительностью, что у тебя есть силы разделаться с этим креативным монстром, препятствующим твоим творческим начинаниям, и что Ты это делаешь здесь и сейчас. В воображении разожги костер и сожги, ставшую ненужной куклу.

Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

 

Упражнение: Объятия сквозь годы.

Это упражнение поможет Тебе разрушить возможные тенденции к понижению самооценки и автодеструкции.

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа вспомни наиболее счастливые моменты своей жизни. Вспомни ситуации, когда Ты чувствовал уверенность в своих силах, оптимизм, и, прежде всего, когда Ты чувствовал себя счастливым и любимым. Восстанови эти воспоминания со всеми подробностями. Вспомни людей, которые были вместе с Тобой в эти минуты и представь себе чувства, которые они тогда к Тебе питали. Скажи себе со всей решительностью, что тебя любят и уважают близкие Тебе люди не из-за того, как Ты выглядишь и что Ты сделал или не сделал для них, а просто из-за того, что Ты есть.

Скажи себе также, что оптимизм и целостность являются неотъемлемыми частями Твоего характера. Скажи себе, что и сейчас Ты являешься тем же человеком, которым был тогда, в счастливейшие минуты своей жизни и, так же как тогда, достоин счастья, любви и уважения. Время не отобрало у тебя тех качеств, которые сделали тебя счастливым человеком.

Мысленно призови к себе всех людей, которые тебя любили. Обними их и дай им возможность обнять тебя. Попроси их оставаться с Тобой, пока Ты не избавишься от сомнений и разочарований отравляющих твою жизнь. Попроси их придать Тебе силы для преодоления ненужных Тебе привычек и зависимостей.

Поблагодари их и, когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

 

Упражнение: Шаг за шагом.

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа представь объект своей зависимости. Создай его воображаемый символ. Оттолкни его от себя. Он Тебе не нужен. Ты ненавидишь его за власть, которую он над Тобой имеет. Со всей решительностью скажи себе, что здесь и сейчас Ты избавляешься от его разрушающего влияния.

 Можешь представить в символической форме узы, связывающие тебя с объектом твоей зависимости. Вообрази разрыв и разрушение этих связей. Представь, что находишься в тюремной камере, которая символизирует твою зависимость. Но дверь открыта и Ты можешь выйти наружу. Сделай это сейчас.

Представь, как Ты подходишь к двери. Перед тем, как выйти, оглянись вокруг и осознай, что во всем этом Ты уже не нуждаешься так, как прежде.

Выйди наружу и погуляй по окрестностям. Почувствуй, как хорошо быть независимым, и что у Тебе есть возможность испытывать это ощущение всегда.

Когда Ты вернешься с прогулки, объект твоей зависимости будет находиться там же, где Ты его оставил, но наверняка перестанет быть для тебя все так же притягательным.

Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

Во время очередных медитаций, работай с этой техникой, удаляйся все дальше и дальше от объекта своей зависимости, делая прогулки все более продолжительными, пока не почувствуешь, что Тебе уже не хочется возвращаться к объекту зависимости. Выброси его в мусорный ящик и сотри из памяти все воспоминания о нем.

 

Упражнение: Рассказ ребенка.

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа вообрази себе, что Ты сидишь в удобном кресле, а возле твоих ног играет трехлетний ребенок. Ты наблюдаешь за детской игрой и, спустя некоторое время, замечаешь, что ребенок поднимает голову и пытается Тебе что-то сказать. У тебя возникает впечатление, что ребенок пытается Тебе сообщить что-то важное, но ему не хватает слов. Чтобы понять его Тебе необходимо терпение и время. Возможно, ребенок рассказывает Тебе длинную и запутанную историю, с трудом подбирая слова, но прервать его Ты не можешь, так как потеряешь при этом весь смысл повествования. Выслушай ребенка внимательно.

Сам рассказ не столь важен как, важно то, что ребенок пытается передать Тебе своими эмоциями: что он чувствует по отношению к Тебе и твоей семье; о своих страх, а может и мечтах. Посмотри ему в глаза и почувствуй те усилия, которые он вкладывает в свой рассказ. Почувствуй энтузиазм его отношения к жизни.

Глубоко вдохни и дослушай историю до конца. Выражение радости и удовлетворения на лице ребенка вознаградит тебя за это. Ребенок бросается Тебе на шею и обнимет тебя с чувством благодарности за то, что Ты был ему нужен

В каждой обыденной ситуации – на работе, в общении с друзьями, в семье – относись к окружающим так же, как Ты отнесся к ребенку. Выслушай всех с терпеньем и внимательно. Все люди, даже те люди, кто, как Тебе кажется, относятся к Тебе недоброжелательно, были когда-то детьми и с энтузиазмом относились к жизни, но, возможно, не были вовремя выслушаны. Каждый человек чему-то тебя учит, так же как Ты учишь других людей. Найди время для своего обучения. Будь толерантным к чужим слабостям и привычкам.

Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

 

Упражнение: Образцовая деревня.

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа вообрази себе, что тебя попросили построить образцовую деревню для детей-сирот, о которых Ты должен позаботится и которые безгранично Тебе доверяют. Не имеет значения, имел ли Ты раньше какой-либо опыт, связанный со строительством. В измерении воображения Ты располагаешь всеми возможностями и имеешь доступ ко всем нужным Тебе материалам.

Свою работу Ты можешь разделить на несколько этапов и продолжить ее в нескольких упражнениях. Не спеши с ее окончанием: во внутренних уровнях Твоего мышления не существует течения времени, а, кроме того, твоя работа является произведением любви.

На первом этапе создай местность - холмы, реки, дороги, деревья, озера. Можешь представить, что лепишь все это из глины или другого пластического материала, а затем даешь вырасти до натуральных размеров.

На втором этапе построй жилье; на третьем – хозяйственные постройки, на четвертом - административные здания: почту, школу, поликлинику и т.п. Во время пятого этапа создай маленьких жителей своей деревни, со всеми их индивидуальными чертами и особенностями.

Подумай, какие черты характера Ты хотел бы видеть у этих детей, и надели их способностями, которые по твоему мнению, им нужны.

Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

Время от времени возвращайся в свою деревню и улучшай ее.

 

НОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Провидение дало роду человеческому для вырытая из недр мира видимого и невидимого драгоценных металов, металоидов и бриллиантов, но все-таки простите меня, батюшка, насекомого еле видимого, если я осмелюсь опровергнуть по-стариковски некоторые Ваши идеи касательно естества природы. О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. Вы изволили сочинить что человек произошел от обезьянских племен мартышек орангуташек и т. п. Простите меня старичка, но я с Вами касательно этого важного пункта не согласен и могу Вам запятую поставить. Ибо, если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны то у него был бы хвост и дикий голос.

Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце. Разве мы покрыты кругом шерстью? Разве мы не носим одеяний, коих лишены обезьяны? Разве мы любили бы и не презирали бы женщину, если бы от нее хоть немножко пахло бы обезьяной, которую мы каждый вторник видим у Предводителя Дворянства? Если бы наши прародители происходили от обезьян, то их не похоронили бы на христианском кладбище; мой прапрадед например Амвросий, живший во время оно в царстве Польском, был погребен не как обезьяна, а рядом с абатом католическим Иоакимом Шостаком, записки коего об умеренном климате и неумеренном употреблении горячих напитков хранятся еще доселе у брата моего Ивана (Маиора).

А. П. Чехов «Письмо к ученому соседу».

Тем не менее, с макакой-резус общими у нас, людей, являются 66 процентов генов, с гиббоном – 76 процентов, с шимпанзе – 91 процент. По отдельным участкам ДНК человек отличается от шимпанзе всего на 1,6 процента, а от гориллы на 1,8 процента. По аминокислотным последовательностям белков различий еще меньше – у человека и шимпанзе они одинаковы на 99,6 процента.

У нас с ними одинаковые группы крови, общие болезни, паразиты. Человекообразные обезьяны обладают достаточно развитыми способностями – шимпанзе, например, может выучить больше сотни знаков азбуки глухонемых и осознанно использовать их в общении с людьми. Современные российские биологи Мамонова и Молотова описали наблюдаемое им у горилл и шимпанзе «поведение обмана». А такой тип поведения, является уже признаком высокого уровня интеллекта, воображения и социального поведения – необходимо представить, как будет вести себя обманываемый объект, продумать действия на несколько шагов вперед за себя и за противника. Ну, чем не человеческое поведение?

Так что же отличает нас от братьев наших меньших?

Происхождение человека, как вида до сих пор не объяснено нашей наукой и возможно в этой загадке кроется ключ к пониманию нашей дальнейшей эволюции, а значит и нашего будущего. Ясно только, что между человеком и шимпанзе расстояние гораздо меньше, чем между шимпанзе и другими человекообразными обезьянами. Значит, с точки зрения основных разделов биологии, при переходе от обезьяны к человеку ничего особенного не произошло.

 

ПОЧЕМУ МЫ ЛЮДИ?

Пресловутое недостающее звено между обезьяной

и цивилизованным человеком – это как раз мы.

Конрад Лоренц

В наших школьных учебниках написано, что человек появился на Земле во время очередного оледенения, примерно миллион лет назад. Причиной этого явления считается давление жесткого природного отбора на выживание в суровых природных условиях. Эволюцию человека, согласно школьным схемам, представляют примерно так: питекантроп – синантроп – неандерталец - кроманьонец (это уже почти мы с вами).

Но последние открытия в области археологии совершенно расстроили эту изящную схему. Оказывается существа очень похожие на людей жили почему-то (почему?) за много лет до появления официально признанных хрестоматийных предков человека и появились они до ледникового периода. Мало того, оказывается так называемые неандертальцы и питекантропы не были нашими прямыми предками, а скорее другими видами людей и существовали они параллельно с нашими непосредственными предками. Современные генетические исследования запутали ситуацию еще больше – в наших жилах течет кровь не только кроманьонских наших предков, но все-таки и неандертальцев и питекантропов тоже. Получается, что современный человек является продуктов смешения нескольких видов своих предшественников.

Венгерский ученый А. Тома разработал в 1962 году теорию, по которой центром образования человеческих рас была Африка. Сначала возникла (на стадии еще до человека разумного) и расселилась по Земле самая древняя «волна», уцелевшая в виде древнейшей из человеческих рас небольшими островками на востоке Азии (айны) и в Австралии (австралийцы-аборигены). Вслед за этой первой волной, тесня и отчасти смешиваясь с первой, прошла из Африки (через сотню-другую тысяч лет) вторая волна, развившаяся позднее в расу монголоидов. Одна из ветвей монголоидов позже в несколько этапов проникала через Берингов пролив, пересыхавший 30 — 10 тысяч лет назад, в Америку, где развилась в расу «краснокожих».

Последняя волна, потеснившая (и отчасти опять-таки смешавшаяся с предыдущей) «монголоидную» на восток и север, превратилась потом в европеоидную расу. Наконец, те родоначальники, которые из Африки никуда не вышли, развились в ней, и на стадии человека разумного дали начало негроидной расе.

Эта теория объясняет многое, но все. Что же послужило толчком к появлению Человека разумного (или скорее нескольких разновидностей разумных людей)?

Согласно ортодоксальной «учебниковой» версии когда-то давно в теплой знойной Африке наступило изменение климатических условий, что привело к сокращению лесных массивов и, соответственно, сокращению кормовой базы ее обитателей. Иными словами возникла угроза голода и некая разновидность обезьян вынуждена была спуститься с дерева и уйти в саванну, чтобы найти для себя пропитание. Там в поросшей травой африканской степи появились первые человеческие признаки – обезьяна поднялась с четверенек, чтобы видеть поверх высокой травы, покрывающая ее густая шерсть исчезла, чтобы улучшить терморегуляцию, вследствие прямохождения увеличился объем головного мозга. Цефализация, то есть постоянное увеличение головного мозга и прямохождение высвободили руки для трудовой деятельности, которая, в свою очередь потребовала более высокой социальной структуризации и появления второй сигнальной системы – языка. Далее процесс стал необратимым и первобытная обезьяна все больше и больше становилась человеком, пока, наконец, им не стала окончательно.

На первый взгляд все просто, да не тут-то было! Эта теория, не смотря на всю ее стройность, имеет один важный недостаток – не согласуется со здравым смыслом.

Согласно официальной теории все началось с прямохождения – первобытная обезьяна выпрямилась, чтобы лучше видеть и быстрее замечать опасность. Это, конечно, очень важно – первым заметить приближающегося врага, но гораздо важнее как можно быстрее от него убежать. Тем более что в африканской саванне в гипотетические времена становления человека полностью властвовали (так же как, впрочем, и теперь) быстроногие хищники. А с точки зрения простого (не очеловеченного) животного прямохождение есть совершеннейшая глупость – большая часть энергии растрачивается только на то, чтобы поддерживать тело в вертикальном состоянии. Так что о скорости передвижения и говорить нечего – любой современный олимпийский чемпион в беге не перегонит самого обычного, но голодного льва. Так что первобытная прямоходящая степная обезьяна была бы сразу же съедена и прослеживать весь ее эволюционные процесс, таким образом, каким это делает официальная наука просто нет смысла – если не было первого звена, то и всем остальным просто неоткуда было взяться.

Биологи также обратили внимание на те аспекты человеческого организма, которые никак не могли появиться в результате эволюционного отбора в его традиционном понимании.

Рост объема мозга и появление новых функций мышления дает огромные преимущества человеку над другими животными существами, но только на конечном его этапе. На начальном этапе, когда перед нашими предками стоял один, но самый важный вопрос – быть съеденным или нет, повышенная сообразительность не давала практически ничего. Даже современный «венец творения» не имея никаких орудий и приспособлений, не проживет и дня среди хищников. А ведь процесс «поумнения» не был одномоментным…

Лишенная шерсти кожа никоим образом не улучшает, а наоборот ухудшает терморегуляцию – не защищая организм ни от холода, ни от перегревания.

Уникален и наш способ дыхания, давший, по сути, нам возможность разговаривать – но благодаря этому мы лишены возможности дышать и глотать одновременно, что опять же не способствует выживанию.

Как эта аномальная биологическая конструкция эволюционировала путем естественного отбора (или, если уж на то пошло, каким-либо другим образом) между лесом и саванной — является полной загадкой для биологов. И хотя все специалисты едины во мнении относительно ее исключительного характера, никто не предложил какого-то более или менее жизнеспособного объяснения ее происхождения. Но ведь у нас есть такая особенность, она каким-то образом развилась. Значит, на каком-то этапе нашей эволюционной истории мы должны были испытывать в ней нужду. Она должна была давать нам преимущество в рамках нашей среды обитания.

Что же это могла быть за среда?

Ключ к возможной разгадке дает пример носача. Эта обезьяна обитает в прибрежных мангровых болотах острова Борнео. Обыкновенно она живет на деревьях, но когда все же спускается вниз, то чаще обычного спускается в воду, а не на сушу. Как и следовало ожидать, эти обезьяны научились хорошо плавать и способны проплывать большие расстояния.

На мелководье они неизменно поднимаются с четырех конечностей и ходят лишь на двух ногах. Известно также, что из воды на сушу они выходят, сохраняя прямое положение тела. Способность этих современных обезьян ходить — хотя бы на короткие расстояния — с прямым телом на двух ногах дает им непосредственное преимущество в их частично водной среде обитания.

Этот пример указывает на возможное решение проблемы загадочных особенностей анатомии человеческого тела.

Ни у каких наземных млекопитающих нет такого строения гортани, как у человека, однако есть другие млекопитающие, у которых они имеются. Это тюлени, киты, дюгони и морские львы – животные, для которых родной стихией является вода.

И вот как раз в воде (или скорее на мелководном переходе между водой и сушей) дает преимущество и прямохождение, и лишенная волос кожа, и особое строение дыхательного горла и многие другие, необъяснимые особенности строения нашего тела. Наше земноводное происхождение также объясняет многие особенности нашего поведения – мелководные озера, например (а во многих африканских озерах нет крокодилов) – это прекрасное убежище от плотоядных хищников, это хорошая и достаточно комфортная кормовая база. Многие врачи рекомендуют женщинами рожать в воде – это позволяет уменьшить родовые боли. А ведь как раз несоответствие относительно большого черепа младенца, вмещающего огромный, по сравнению с животными мозг, и узости родового канала вызывают боль во время родов. Вполне вероятно, что именно эта особенность способствовала и выживанию человека как вида и постоянному развитию его мозга. И может быть объясняется также заложенная в каждом из нас постоянная неосознанная тяга к воде – хотя бы иногда, но побывать у моря, у реки, у озера.

Водная среда, относительно комфортная и защищенная, была почти идеальной и для развития мышления (мы ведь не перестаем удивляться уникальным способностям китов и дельфинов) и в полной мере способствовала развитию уникального качества нашего мышления, вполне вероятно того качество, которое и сделало нас людьми, а именно любознательности.

ЖЕЛАНИЕ ВСЕ ЗНАТЬ

Это совершенно не важно.

Вот почему это так интересно.

Агата Кристи

А ведь именно это отличает нас от других живых существ – человек постоянно стремится к новому знанию. Человек, лишенный доступа к постоянному приплыву информации страдает и постепенно деградирует. И совершенно не важно на каком уровне осуществляется этот доступ – научных исследований, телевизионных новостей или соседских сплетен – он всегда должен быть. Если поток информации сокращается или по каким-то причинам останавливается – мы сами начинаем его искать. Это желание все знать иногда становится настолько острым, что заставляет некоторых людей даже рисковать своей жизнью – чего не сделаешь ради науки?

У всех млекопитающих сильно развита исследовательская жилка. Некоторым из них любопытство свойственно в большей степени, чем остальным животным. Это зависит, в основном, от того, насколько они специализировались в эволюционном процессе. До тех пор, пока у коровы есть трава, а у верблюда – колючки, беспокоится им особенно не о чем, а от добра добра не ищут. Зато животные, у которых приспособленческие механизмы мене или вовсе не специализированы находятся в постоянном поиске. Они должны исследовать окружающую среду, постоянно пополняя и проверяя свои знания – иначе им просто не выжить. Из всех животных наиболее любопытными являются приматы, а из всех приматов, соответственно, человек.

Все молодые животные любопытны, но по мере взросления их любопытство ослабевает. У нас же детское любопытство с годами лишь усиливается. Мы никогда не устаем исследовать. Полученные знания нас никогда не удовлетворяют. Каждый ответ на очередной вопрос порождает новые вопросы. Очевидно, что это стало для нас самым надежным способом выжить.

Это процесс человеческого познания начался очень давно – в эволюции приматов произошло нечто необычное: земноводная обезьяна, охотник и собиратель, почему-то (а вот почему мы как раз и не знаем) стала медленнее взрослеть, сохраняя и во взрослом состоянии очень многие черты детского поведения и детского мышления. В первую очередь это постоянное стремление к познанию.

Этот процесс (называемый обычно неотения) обозначает способность организмов сохранять особенности разных стадий своего развития и во взрослом состоянии. Можно назвать этот процесс инфантилизацией, возвращением в детство. Но это не совсем верно – далеко не все черты нашего мышления и поведения задерживаются на возрасте взросления. Процесс инфантилизации у наших предков был очень дифференцированным процессом - сохранялись только те особенности животного, существовавшие в зародышевом состоянии, которые помогали ему выживать. Именно это стало тем эволюционным прорывом, который превратил обезьяну в нечто, напоминающее человека, и привело к появлению человеческой информационно-коммуникативной системы.

Правила, по которым действуют эти системы просты:

ü Исследовать незнакомое, пока оно не станет знакомым.

ü Накладывать ритмические повторы на знакомое.

ü Всевозможными способами варьировать эти повторы.

ü Выбирать наиболее удовлетворительные из этих вариантов и развивать их в ущерб другим.

ü Сочетать и комбинировать эти варианты.

ü Делать все это самоцелью.

Исследовательскую деятельность по-своему ведут все живые организмы – это необходимо для выживания. Без этого невозможно обеспечить себе питание, безопасность или продолжение рода. Но человек отличается от других живых существ еще и тем, что исследовательская деятельность для нам не ограничена сугубо потребительскими запросами. Даже совсем наоборот – чаще всего мы интересуемся чем-то, не умея даже для себя объяснить причин этого любопытства. Это исследование для исследования. Это поиск нового.

В этом поиске – само слово «поиск» происходит от глагола «искать» - ищущий использует свое воображение, как и художник. Для него не так важна польза от самого эксперимента, как его красота и уникальность. Исследования его интересуют как процесс, так же, как художника творчество. И процесс исследования, и процесс творчества требуют усиленной работы мысли – французский психолог Жан Пиаже был абсолютно прав, когда сказал «Интеллект – это, что мы делаем, когда не знаем, что делать». Поиск новизны, заложен так же, как и творчество в наших генах самой матушкой-природой, или, если хочешь Богом.

Творческие и исследовательские способности являются звеньями одной цепи. Для того, чтобы создать что-то новое необходимо иметь какой-то базис: даже величайший художник не создаст картины из ничего – для этого ему необходимы холст, краски, а также то, что часто невозможно описать словами, но что является необходимым атрибутом любого творческого процесса – идеи.

Примерно до середины 19-го столетия вопрос о том, откуда появляются идеи не поднимался – это было и так понятно. Математик Гаусс, например, так писал по поводу одной своей теоремы из области теории чисел: «Наконец два дня назад я добился успеха, но не благодаря моим величайшим усилиям, а благодаря Богу. Как при вспышке молнии, проблема оказалась внезапно решенной».

Однако с развитием науки, стали возникать и сомнения в божественной природе великих озарений. Источник универсального знания стали искать в самом человеке и в окружающей его действительности.

В нашей стране немногим людям известно имя гениальнейшего французского математика Анри Пуанкаре, сформулировавшего принцип относительности раньше появления теории Эйнштейна. В свое время Пуанкаре чем-то не угодил Ленину и тот раскритиковал его в одной из своих работ, а поэтому в советский период имя этого выдающегося ученого не принято было упоминать без излишней необходимости.

Пуанкаре занимался не только исследованиями в области физики и математики. Он, может быть впервые в науке, задался вопросом, откуда и как приходят идеи. С одной стороны «…эти внезапные озарения никогда не приходят иначе, как после нескольких дней адских усилий, прошедших совершенно неплодотворно, из которых ничего хорошего, по-видимому, не выйдет, а выбранный способ действия совсем сбивает с пути», но с другой стороны: «Эти усилия впоследствии не были столь уж бесплодны, как мысли коими они сопровождались: он привели в движение подсознательный механизм, и без них ничего бы не двигалось и ничего бы не получилось».

Осмысливая свой опыт, Пуанкаре делает предположение, что если задача и не решена, подсознание продолжает свою работу и, в какой-то определенный момент, выдает искомое решение. И хотя кажется, что идеи «приходят внезапно», на самом деле они являются плодом постоянной и целенаправленной работы подсознания.

Следующим шагом в исследовании генезиса творческих идей были работы Наполеона Хилла. До сих пор они являются настольными книгами многих творческих людей и, кстати, оказали немалое влияние на Хосе Сильву. Во многих техниках Сильвы слышатся отзвуки его знакомства с творчеством Наполеона Хилла.

Хилл имел огромный опыт наблюдения за рождением гениальных идей, помимо того, что он был советником двух американских президентов, Наполеон Хилл имел возможность общаться с такими гениальными изобретателями, как Эдисон, Форд, братья Райт, Паркер, Жилет, Белл и Кертис. Будучи незаурядным мыслителем, он, на уровне доступных тогда знаний, систематизировал свои наблюдения и создал свою теорию творчества, которую изложил в книге «Думай и богатей».

По мнению Хилла, процесс творчества начинается с анализа и организации, известных или доступных человеку идей. Это начальный этап творчества – талантливый инженер, используя эту методику, может создать новый усовершенствованный автомобиль и большинство людей именно таким образом в жизни и поступают. Имеется ввиду решение любой проблемы, и совсем необязательно в области науки или техники, - жизнь ежедневно «нагружает» нас множеством задач, требующих решения. В первую очередь мы стараемся сравнить проблему с тем, что похожего на нее у нас в жизни уже происходило, и что мы успешно (или не очень) когда-то решили. Если таковых прецедентов не имеется, мы начинаем изучать опыт других людей, в том числе и в письменных источниках. Если же и здесь ответ не находится, то большинство людей или же разводят руками и делают вид, что проблемы не существует, или же начинают решать ее так называемым «методом тыка» - авось да что-нибудь получится. Некоторые, но далеко не все, находят новые сочетания известных идей и, таким образом, решают свои проблемы. Это можно назвать успешным применением уже известных знаний. Но только некоторым из некоторых удается создать что-то совершенно новое – талантливый инженер может усовершенствовать автомобиль, но только гениальный инженер создаст принципиально новое средство передвижения.

Совершенно неслучайно множество гениальных идей появились в мышлении людей, на первый взгляд не имевшими к этому никаких предпосылок – начиная от Фарадея, Эдисона и Форда, которые не учились в средней школе и заканчивая Биллом Гейтсом, у которого тоже не все в порядке с высшим образованием. Метод Сильвы, который Ты сейчас изучаешь, тоже не является исключением из этого правила – Хосе не пришлось посидеть за школьной партой.

Объяснение этому феномену есть – энциклопедические знания дают возможность оперировать настолько большим «банком идей», что заслоняют возможность увидеть что-то новое, чего в этом банке еще нет. Иными словами знания, в смысле накопления информации, создают препятствия и ограничения для появления новой информации. Если человек твердо знает и уверен, что «этого не может быть, потому что не может быть никогда», то искать истины за забором своих знаний он не будет. Может быть, именно поэтому у Хосе так здорово получилось – он просто не знал, что этого не может быть.

Процесс творчества по Наполеону Хиллу является только частично осознанным процессом: функция сознания – это анализ и подготовка данных, сама же основная работа творчества – это работа подсознания. Через подсознание создается мостик–контакт с чем-то, что Наполеон Хилл называл Высшим Разумом. И в это момент мы снова возвращаемся на круги своя – ведь Гаусс был уверен, что ему помогает Бог.

Несмотря на то, что большинство из нас воспитаны в системе жесткого воинствующего материализма и атеизма, потребность в вере не исчезла из нашего мышления – это одна из основополагающих человеческих эмоциональных потребностей. Идея существования какой-то высшей силы присутствует во всех мировых культурах, это не может быть случайностью. Современное понимание мироздания, как единой целостной системы подтверждает эту идею. Воистину, малые знания от Бога отдаляют, а большие приближают.

Наше подсознание, очень даже вероятно, имеет непосредственное отношение к тому универсальному знанию, которое находится в энергоинформационном поле (я использую этот термин, дабы не обижать моих возможных читателей-атеистов) и таким возможностями обладает каждый человек.

Согласно утверждению Хосе Сильвы (а оно звучит в каждом из его, ставшими «классическими» упражнений) каждый человек потенциальный гений. Несмотря на всю уникальность и неповторимость сочетания различных «программ» в наших головах, мозги у всех нас устроены одинаково. Важно только иметь желание (и навыки тоже!) реализовать свой потенциал.

Но если наш потенциал мышления так огромен, то что же мешает его реализовать? Причин тому несколько. Это:

ü Незнание принципов работы своего мышления.

ü Отсутствие концентрации желания.

ü Неумение выйти за рамки общепринятого традиционного шаблона.

ü Привычка полагаться только на свои физические органы чувств.

Обрати внимание на последнее. Возможности наших физических органов чувств – в первую очередь зрения, слуха, обоняния – велики, но не безграничны. Мы не можем видеть мир в ультрафиолетовом участке спектра, как, например некоторые насекомые, или в инфракрасном – как змеи. Мы не слышим ультразвука, как дельфины или летучие мыши, мы не обладаем возможностью различать тончайшие оттенки запахов – как собаки. Мир, который показывают нам физические органы чувств достаточно ограничен и не полон. Огромное количество информации просто-напросто ускользает от нашего внимания. Люди пытаются восполнить этот пробел, создавая инструменты, расширяющие возможности наших органов чувств, но и они имеют свои ограничения – как физического плана, так и психологического – ведь все они созданы «по образу и подобию» и предназначены для наблюдения того, что мы знаем, как существующее и подлежащее наблюдению. О присутствии многих «невидимых» для наших органов чувств вещей мы можем даже не подозревать. Еще одним препятствием на пути «полноценного» видения мира является наше стремления увидеть то, что мы хотим увидеть. Большинство научно экспериментов предназначаются для того, чтобы подтвердить или опровергнуть какую-то теорию или научную выкладку. Элемент ожидания того или иного результата может затворить дверь перед результатом реальным.

Подсознательная часть нашего разума видит мир гораздо шире и полнее чем нам кажется. На первый взгляд это представляется парадоксальным. Но давай вместе проведем небольшой эксперимент. Сейчас в руках Ты держишь мою книгу. Ты можешь ее внимательно осмотреть, услышать шуршание переворачиваемых страниц, пощупать бумагу, даже понюхать – вполне вероятно она еще пахнет свежей типографской краской.

А теперь отложи книгу в сторону, закрой глаза и мысленно представь себе ту же книгу, вспомни как она выгляди, вспомни цвет ее обложки, вспомни какой она показалась Тебе на ощупь, восстанови в памяти ее запах. Сделай это сейчас.

Получилось? А теперь снова закрой глаза и немного пофантазируй – представь себе автора, людей помогавших ему в создании этой книги, опиши себе мысленно их внешний вид, их мысли, их эмоции, представь как они живут, чем занимаются. Не бойся отпустить на свободу свою фантазию.

Что получилось?

Могу ответить за тебя – с книгой получилось прекрасно. Ты смог полностью восстановить в памяти то, что только что видел, слышал, чего касался.

А вот со второй частью эксперимента возникли сложности. Наверняка появились сомнения – как я могу представить то, чего не видел и как я могу проверить то, что находится вне достижимости моих физических органов чувств.

Вернемся к началу нашего эксперимента. Что в этот момент происходило в твоем мышлении?

Перед началом эксперимента информация через физические органы чувств постоянно поступала к твоему мозгу, преобразуясь в электрические импульсы, которые, в свою очередь, активизировали те или иные центры Твоего головного мозга, создавая зрительные, обонятельные, слуховые, тактильные и т.п. образы- символы. Когда Твои глаза были закрыты, Твой мозг создал с помощью все тех же электрических импульсов те же, знакомы Тебе, образы-символы. В чем принципиальная разница?

А разница все-таки есть. В первой части эксперимента Ты восстанавливал из памяти то, о чем уже «доложили» Тебе однажды физические органы чувств, во второй части эксперимента также были задействованы органы чувств, но совершенно иного рода – нефизические, субъективные. В этот момент Ты, может быть впервые осознанно, попытался сориентироваться в реально существующем мире только с помощью своих психических возможностей. Именно исследование этого качество нашего мышления стало основой науки, основателем которой является Хосе Сильва и которую он назвал – психоориентологией. Но об этом в следующем разделе, а пока Тебе, конечно, хочется проверить свои субъективные выводы из второй части нашего общего эксперимента. Если Ты действительно делал это всерьез, то напиши мне - rombor23@yahoo.com. Сравним наши впечатления.

 

ПСИХООРИЕНТОЛОГИЯ

Всякая наука есть предвидение.

Герберт Спенсер

 

Перед началом работы с этим циклом упражнений, еще раз напомню, что интуитивная информация поступает к нам по четырем каналам:

ü Объективное знание, которое в любой момент доступно сознанию.

ü Подсознательное знание: опыт и информация, полученные через наши физические чувства, забытые и отодвинутые к уровню подсознания, поскольку наше сознание не обратило или не обращает внимания на эту информацию.

ü Память: человеческий мозг запоминает абсолютно все впечатления и опыт, которые когда-нибудь имели место в нашей жизни. Правда, далеко не вся информация доступна нашему осознанному мышлению.

ü Информация, полученная с помощью наших сверхчувственных способностей, благодаря контактам и нашему единству со всем сущим. Такую информацию мы получаем с помощью нефизических субъективных чувств.

Каким же образом это происходит?

Как Тебе уже известно, информация не существует в чистом виде и для того, чтобы быть полученной и понятой, она должна быть «закодирована» или, если хочешь, «записана» в виде какой-то доступной для конкретного восприятия символьной системе. Наше подсознание обладает возможностями восприятия в нескольких символьных системах – в первую очередь это символьная система осознанной части мышления, где доминирует внутренний вербальный диалог и основной символьной системой является речь. Эта часть нашего мышления «настроена» на восприятие окружающей нас части мира и «сотрудничает» с физическими органами чувств. Возможности такого восприятия в достаточной мере ограничены и не создают для нас полной картины реальности.

Возможности другой части нашего мышления – неосознанной, где доминирующей является образно-символьная система обработки информации, безусловно, также имеет свои ограничения, но рамки этих ограничений несравненно шире, чем в первом случае. Обучить совместной работе обе части мышления является основным направлением повышения продуктивности своего ума. Это вполне возможно, но для этого необходимы определенные условия.

Во-первых, необходимо создать для этого нужные обстоятельства. Согласись, Ты не будешь пытаться слушать радиопередачу в грохочущем вагоне переполненной электрички. Не получится – посторонние шумы будут заглушать сигнал. И тогда придется использоваться своим правом выбора – или отказаться от своего намерения, или же найти возможность усилить сигнал или устранить посторонние шумы. Это Ты уже умеешь прекрасно делать – входить в состояние альфа.

Но согласись также, что даже отлично слышимую передачу, но на чужом для тебя языке Ты слушать не будешь. Ну, может быть слушать будешь, но уж наверняка не поймешь. А поэтому, во-вторых, необходимо выучиться понимать «разговорную речь» своего подсознания. И вот этому-то нас действительно никогда не учили.

Хорошо, а чему нас тогда учили? Или вернее чему мы учились сами, становясь постепенно взрослыми людьми?

В основном ребенок учится усваивать различные модели поведения, подражая другим людям. Примерно также мы учимся говорить – наблюдая, подражая и повторяя. А теперь подумай – откуда Ты знаешь, что трава зеленая, небо голубое, а молоко белое? Что птицы щебечут, а кошки мяукают? Что Ты – это человек, а корова – это животное?

Правильно! Кто-то, когда-то сказал Тебе об этом. Кто-то, когда-то указал Тебе на стакан, например, молока и сказал при этом: «Деточка, цвет жидкости которую Ты видишь, называется белым, и все, что Ты когда-нибудь увидишь похожим на этот цвет, тоже является белым». Другим словами кто-то когда-то создал Тебе эталон сравнения, точку отсчета или говоря языком Метода Сильвы – точку отталкивания. Недаром говорят, что все познается в сравнении и теперь, при исследовании чего-то нового у тебя уже есть возможность сравнить это с чем-то Тебе известным (то есть с точкой отталкивания) и использовать это сравнение для описания нового предмета и явления.

Точки отталкивания могут быть как позитивными (это похоже на то-то), так и негативными (это не похоже на то-то), но в любом случае это основа для сравнения, то есть точка отталкивания.

В следующих упражнениях, которые в семинарских занятиях Основного Курса являются ключевыми, Ты создашь для себя такие точки отталкивания в неживой и живой материи.

Начни с наиболее простого. Для начала с помощью своих нефизических способностей воспринимать информацию изучи что-то, отлично Тебе известное, например свой дом. Изучи его в состоянии альфа и проанализируй свои впечатления. Каким образом Твоя интуиция и воображение подадут Тебе символы хорошо известных Тебе предметов.

 

Упражнение: Проекция сознания в жилище.

Войди в состояние альфа способом отсчета от трех до одного. В состоянии альфа представь, что Ты находишься перед фасадом здания, в котором живешь. Внимательно изучи фасадную стену своего дома, начиная от левого верхнего угла так, как читаешь книгу. Прочитай или, если угодно, просканируй всю стену здания до уровня земли. Внимательно наблюдай за всем, что привлекает твое внимание.

Затем войди внутрь своего дома или квартиры. Выбери одну из комнат по своему усмотрению и внимательно изучи ее. «Прочитай» ее так же, как Ты делал это с фасадной стеной своего дома.

В воображении можешь войти внутрь стены дома и изучить ее изнутри. Насколько прочной она Тебе покажется? Нет ли в ней каких-то скрытых изъянов или дефектов?

Когда будешь готов, выйди из состояния расслабления.

 

Можешь походить по своему дому сквозь стены, можешь «залезть» в холодильник, не открывая дверцу, можешь побывать в запертом шкафу или представить себя висящим под потолком светильником. Поэкспериментируй вволю. Это упражнение ценно так же тем, что у тебя есть возможность проверять и сравнивать свои интуитивные впечатления с объективной реальностью – ведь она всегда «под рукой», то есть дома.

Но это только одна из возможностей использования этой техники. Вполне возможно, что в жизни Тебе придется переезжать в новый дом, или покупать недвижимость, или же совершать какие-то другие значимые для тебя, в частности в финансовом отношении, покупки. Не стоит покупать кота в мешке, ведь у тебя всегда есть возможность проверить этот объект с помощью своей интуиции.

Там где существуют какие-то невидимые или скрытые от физического наблюдения дефекты или аномалии, твоя интуиция найдет способ обратить на это Твое внимания. В этом месте при таком субъективном исследовании появится неприятный для тебя символ. У визуалов это скоре всего будет какой-то неприятный Тебе цвет в данной области или же появление какого-то угрожающего или вызывающего отвращение символа. У аудиалов – появление неприятного звука или какого-то конкретного слова-подсказки. Для кинестетиков более характерными являются неприятные внутренние ощущения или даже эмоции – таким образом, интуиция обращает твое внимание на то, что не видят твои глаза и не слышат уши.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.