СПЕЦИФИКА ПРОТЕКАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Процесс переживания беременности изучается множеством ав­торов, которые рассматривают его в виде последовательных стадий, каждая из которых характеризуется своими особенностями и слож­ностями. Отметим что переживание — это особая деятельность, на­травленная, по мнению Ф.Е. Василюка, на перестройку психологи­ческого мира женщины, на установление смыслового соответствия между сознанием и реальностью. По сути, это процесс интеграции ребенка в мир женщины и его переструктурирование (Ф.Е. Василюк, 1984). Данный процесс требует осмысленного отношения, интегра­ции противоречивых чувств и выбора родительской позиции.

С нашей точки зрения, беременность может переживаться по за­конам переживания острого горя.

1. Шок (от нескольких секунд до нескольких недель). Стадия ха­рактеризуется шоковой эмоциональной реакцией на известие о бе­ременности. Даже если женщина была готова к беременности, пер­вая реакция вызывает определенное шоковое состояние и потреб­ность проверить информацию еще раз (например, женщины по не­скольку раз покупают тесты на беременность, а потом дополнитель­но сдают кровь). Еще более шоковой данная информация бывает для супругов (учитывая, что милые дамы часто любят поэксперименти­ровать с этой информацией и понаблюдать, как супруг с этим шоком справится).

2. Отрицание (от нескольких недель до 2-3 месяцев беременно­сти). Стадия характеризуется эмоциональным непринятием инфор­мации при наличии интеллектуального знания. Будущая мама, зная о собственной беременности, пытается некоторое время использо­вать старые жизненные привычки и специфику времяпровождения (например, может пытаться вести активные занятия спортом, бегать за автобусом, поднимать тяжелые вещи, вести ночной образ жизни). На этой стадии будущая мама пытается встроить образ ребенка в свою жизнь, без каких-либо изменений последней. К примеру, пла­нирует родить в июне и где-то в августе сплавляться на байдарках вместе с ребенком. Или продолжить с сентября обучение в институ­те, думая, что пару часов в день может посидеть мама. Однако дан­ные фантазии развеиваются к третьему месяцу беременности. Обыч­но у супругов период отрицания еще более длителен, так как внеш­них признаков беременности супруги еще не наблюдается.

3. Агрессия (от 2—3 до 3-4 месяцев). Начало периода связанно с пониманием будущей матери о неизбежности изменений и заверше­нием процесса отрицания. Кроме того, отрицание становится невоз­можным из-за процессов гормональной перестройки организма и сопровождающих перестройку симптомов (утренний токсикоз). В этот период появляется повышенная раздражительность и агрессия на себя, на супруга («Из-за тебя все...»), на окружающих («Они не бе­ременны, им легче...) и на ребенка. При адекватном течении бере­менности мама легко переживает эту стадию, смещая агрессию к ре­бенку на агрессию к окружающим, либо может возникнуть компен­сирующее чувство вины, которое повышает заботу будущей мамы о своем ребенке. Данная стадия часто проходит с эмоциональным на­пряжением в супружеской паре, так как агрессия со стороны бере­менной женщины («Из-за тебя все...»), воспринимается супругом, как неадекватная, учитывая, что супруг в этот момент чаще всего на­ходится в стадии отрицания и для него субъективно партнерша еще не беременна.

4. Депрессия (приблизительно 4—5 месяц беременности). Счита­ется нормативной реакцией на процессы, происходящие с беремен­ной женщиной. Проявляется в виде снижения или перепадов настро­ения, капризности, требовательности, эмоциональной чувствитель­ности. Нам кажется, что некоторые сложности и так называемые «капризы беременной» на самом деле являются естественным про­явлением этапа депрессии. Актуальным для этой стадии является пе­рестройка восприятия информации женщиной и повышение эмо­ционального и интонационного компонентов восприятия. Это нор­мативный биологический процесс, связанный с необходимостью формирования диады «мать-ребенок» сразу после рождения. Дело в том, что единственным каналом понимания актуальных потребнос­тей и состояний младенца будет эмоционально-интонационный. Од­нако этот процесс вызывает серьезные осложнения в супружеских взаимоотношениях, так как будущая мама начинает реагировать не на слова супруга, а на их интонационное сопровождение. Поэтому слово «люблю», сказанное не тем тоном, может стать основанием для серьезной супружеской размолвки. На этой стадии мужчины чаще всего находятся в ситуации агрессии.

5. Принятие (начинается с 5-6 месяца протекания беременности, т.е. конец второго триместра). На данном этапе происходит оконча­тельное переформирование образа себя «небеременной» на образ «Я — имеющая ребенка». Нормативно к этому периоду формирует­ся доминанта беременности, женщина принимает себя беременной, позитивно относится к образу себя беременной, сосредоточена на будущем ребенке. На этом этапе практически все интересы беремен­ной ограничиваются будущим младенцем и подготовкой к родам. Мужчина на этой стадии чаще всего находится в состоянии депрес­сии, чувствует себя ненужным, одиноким и отвергаемым. Этот пе­риод наиболее сложен для сохранения отношений в супружеской ди­аде. Максимальное количество супружеских измен также наблюда­ется на этой стадии.

К 9-му месяцу молодая мама становится «окончательно беремен­ной», формируется доминанта родов. Женщина становится готовой к родам, способна адекватно участвовать в процессе родов, помогать ребенку рождаться. При нормальном течении беременности у моло­дых мам практически отсутствует послеродовая депрессия, легко на­лаживаются эмоционально близкие отношения с младенцем. Муж­чина в этом периоде также становится готов к появлению младенца и способен оказывать адекватную помощь будущей маме.

В ситуации нарушения процесса прохождения беременности воз­можно возникновение огромного спектра нарушений, проявля­ющихся как в период беременности, так и в процессе родов и после­дующих отношениях между матерью и ребенком.

Так, застревание на любой из стадий прохождения беременности приводит к неадекватному течению родового процесса и формиро­ванию послеродовой депрессии. Если произошло фиксирование на стадии отрицания, то будущая мать, подходя к процессу родов, не го­това эмоционально к появлению ребенка, не претерпела процесс эмоциональной синхронизации с ребенком, проявляющимся в раз­витии способности к интонированию, эмоциональной перестройке. Такая мама не готова строить эмоционально-близкие отношения с ребенком, не способна его понимать, так как не имеет развитой baby talk. Однако общая инфантилизация эмоциональной сферы женщи­ны (импульсивность, капризность, лабильность эмоций, интоннациональная чувствительность) все равно произойдет по врожденно­му механизму и будет рассматриваться как серьезная деградация, приводя к послеродовой депрессии.

Застревание на стадии агрессии также приводит к нарушению го­товности женщины к родам, агрессии в поведении во время родов и последующей послеродовой депрессии. Такая мама кричит на врачей. Основной посыл: «Сделайте что-нибудь, прекратите мои стра­дания».

Застревание в депрессивном состоянии приводит к отсутствию активности во время родов со стороны матери, делая роды затяжны­ми, вплоть до кесарева сечения. Состояние послеродовой депрессии такой роженице тоже обеспечено.

Несомненно, есть молодые женщины, способные придти к родам в состоянии шока, которые до самых процессов родов «не заметили», что беременны. Однако эта ситуация граничит с патологией. Суще­ствуют случаи, когда такие мамы отказываются от ребенка, либо фи­зически забирая ребенка из роддома, эмоционально с ним не свя­заны.

Изменение психологического состояния женщины в период вы­нашивания ребенка, отмечают практически все исследователи дан­ного процесса (А.Я. Варга, Г.Г. Филипова, И.Ю. Хамитова и др.).

Другой подход к рассмотрению прохождения процесса беремен­ности рассматривает три стадии (триместры), связанные с психофи­зиологическими изменениями женщины. Так, считается, что в пер­вом триместре беременности актуализируются проблемы с собствен­ной матерью и другими людьми, являющимися объектами привязан­ности, в том числе собственным мужем. Во втором и третьем триместре появляется страх навредить ребенку в результате переживания ярких эмоций, кроме того, возникают страхи перед родами и своей некомпе­тентности в послеродовый период. В начале третьего триместра возни­кает «синдром обустройства гнезда», который к концу триместра сме­няется на активность по подготовке к родам. Г.Г. Филиппова рассма­тривает беременность как переходный период, характеризующийся кризисными переживаниями (Г.Г. Филиппова, 2002).

Таблица динамики поэтапного развития беременности, предло­женная Н.В. Боровиковой и С.Т. Посоховой (2000), показывает все возникающие поведенческие и эмоциональные реакции, с которыми женщина может столкнуться в период беременности (табл. З.1.).

Авторы предлагают планирование психологического сопровожде­ния женщины с опорой на выделенные ими этапы психологическо­го развития беременности.

Еще один подход, рассматривающий специфику протекания про­цессов беременности .и родов, — это подход С. Грофа (S. Grof). Дан­ный подход рассматривает процесс прохождения беременности и ро­дов с точки зрения мироощущения младенца. Автор (С. Гроф, 2005) выделяет четыре перинатальных базовых матрицы протекания бере­менности и родов. Под перинатальной матрицей подразумевают стойкую функциональную структуру, сформированную на основе пе­ринатальных событий, являющуюся основой для психических и фи­зических реакций в жизни человека.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.