Принимающая семья — это семья, имеющая приемного ребенка независимого от юридической формы устройства ребенка. Иногда в психологии принимающая семья обозначается как замещающая семья в контексте объединения семьи и ребенка. Такое объединение имеет закономерности становления и развития, вызывая соответствующие сложности адаптации. Из наиболее часто возникающих сложностей отмечают следующие:
1) высокий уровень недоверия приемному ребенку;
2) низкое понимание причин дезадаптивного или проблемного поведения ребенка;
3) неадекватность форм воспитания, обычно проявляющаяся в сверхъвербализации (стремление все объяснить ребенку), недостаточности поощрений, использовании телесных наказаний;
4) крайне критичное отношение к возможностям приемного ребенка.
Достаточно часто, принимая ребенка, семья имеет крайне слабое представление о закономерностях происходящих изменений. Особенно это изменения, связанные с влиянием жизненного опыта ребенка на новую семью, привнесение в нее уклада и принципов жизненной среды ребенка (правил детского дома).
Второй проблемой, возникающей у приемной семьи, является неспособность осознания и выстраивания механизмов компенсации приемного ребенка с учетом нарушения его социализации. Почему-то приемные родители забывают о специфике проявлений нарушенной социализации (девиантное поведение, побеги и т.д.) и личностных особенностях ребенка, сформированных в ситуации жизни вне семьи. Родители ожидают, что приемный ребенок будет ласковым, послушным, радостным и социализированным. Кроме того, важно напомнить, что те личностные качества и механизмы поведения, которые считаются предпочитаемыми в семье (индивидуальность, стремление выделиться, показать себя) в условиях детского дома неадекватны и даже опасны (нельзя выделяться, индивидуалистичность приводит к агрессии со стороны окружающих и т.д.). Таким образом, принимая ребенка, семья зачастую не имеет представления о тех изменениях, которые ей предстоят, оказывается не готовой или не имеет ресурсов для организации необходимых условий для развития ребенка.
Отличительной особенностью структуры приемной семьи являются:
1) специфика семейного функционировании, связанная с вмешательством в дела семьи государственных органов опеки;
2) условность отношений (отсутствие кровной связи);
3) необходимость переструктурирования семейной системы в связи с появлением новых функций и социальных ролей;
4) необходимость адаптации членов семьи друг к другу;
5) индивидуальные особенности ребенка, связанные с наличием в его анамнезе переживания психологической травмы лишения родителей и пребывания в детском доме.
Оказание помощи семье с приемным ребенком. Психологическая помощь приемным семьям, по мнения ТВ. Губиной (2007), должна опираться на три области знания: знание о том, каким образом специфика ситуации лишения родителей сказалась на развитии и поведении ребенка; знание о принимающей семье, ее ресурсах и возможностях; знание о особенностях организации жизни семьи с приемным ребенком. Этот третий аспект связан с пониманием следующих закономерностей: закономерностей процесса адаптации семьи и приемного ребенка на всех трех адаптационных периодах; степень удовлетворенностью ожиданиями семьи и ребенка друг от друга; специфика и динамика эмоционального принятия друг друга, включая всех членов семьи с учетом возраста приемного ребенка; способы воспитания ребенка в приемной семье и т.д.
Консультирование такой семьи должно рассматриваться как последовательные этапы психологического сопровождения, начиная с предварительного консультирования принимающей семьи, выявление ее ресурсов и информирование о возможных сложностях в процессе усыновления (первый этап). Показателями ресурсности семьи считаются: мотивация приема ребенка; реалистические ожидания от появления приемного ребенка; социально-демографические показатели семьи; специфика функционирования семьи, характеризующаяся ролевой гибкостью, открытостью коммуникаций; удовлетворенностью качеством жизни и т.д.; индивидуальные особенности членов семьи и их самочувствие; позитивные методы родительского воспитания.
На этой стадии также важно выявить мотивы принятия (усыновление / опека) ребенка в семью с выявлением деструктивных моментов. Для определения готовности семьи к приемному ребенку используют методы психологической диагностики. Полуструктурированное интервью для родителей, тест Геринга, тест семейной динамики, социометрические процедуры, опросники родительских отношений и т.д.
Второй этап сопровождения связан с подготовкой ребенка к переходу в приемную семью, формирование его готовности к сотрудничеству с приемными родителями. В случае необходимости (нахождение ребенка в ситуации острого стресса, переживания горя и т.д.), ребенок проходит индивидуальную терапию с целью снижения влияния психотравмы наличность и поведение ребенка. Особенно этот этап важен для ребенка с выраженными нарушениями в поведении. Третий этап сопровождения семьи с приемным ребенком связан с психологической поддержкой приемной семьи и оказание помощи в формировании конструктивных взаимоотношений семьи и ребенка.
Немаловажным на этом этапе является выстраивание позитивных отношений между ребенком и его новой семьей. Сложности идентификации с семьей и нарушения отношений могут возникать вследствие истощения у ребенка ресурса привязанности, ожиданий идеальных родителей или смерти биологических родителей. В результате этого могут возникать проблемы в поведении и отторжение семьи.
Серьезной социальной проблемой для приемных семей является возвращение детей в условия детского дома. Как причины возращения детей, выделяются:
• неготовность приемных родителей к воспитанию ребенка;
• недостаточная терпимость по отношению к ребенку;
• ограниченные возможности принятия семьи самим ребенком;
• нарушение мотивации замещающей семьи (иногда семья может принимать ребенка из-за финансовых выгод). Необходимо помнить, что ребенок переживает возвращение в
условия детского дома как психическую травму. Все дети на первом этапе имеют сниженное или депрессивное настроение, повышенный травматизм, нарушение сна, страхи, повышенное внимание к своей внешности, асоциальные типы поведения. На следующем этапе переживания в условиях детского дома большинство детей имеет регресс к примитивным способам реагирования: у детей повышается пассивность, сужается круг интересов, появляется раздражительность, капризности, снижена мотивация к обучению и какой-либо самостоятельной деятельности, отмечаются негативные прогнозы своей жизни. В дальнейшем в течение последующих 2—3-х лет, наблюдается выстраивание характерных для детей психических защит: готовность к агрессии, конфликты со сверстниками и старшими, аффективность реакций.
Организация консультативной помощи таким детям состоит из трех этапов: адаптационный, реабилитационный, интеграционный. На этапе адаптации важно обеспечить ребенку максимальную безопасность, ознакомить с пространством и распорядком учреждения. Реабилитационный этап направлен на работу с фазами переживания психотравмы и формирования картины позитивного будущего, на этом этапе применяется большая группа техник: релаксации, визуализации, телесная и игровая терапии, нарративная терапия и т.д. Процесс интеграции связан с организацией социального взаимодействия ребенка, повышение его социального интереса.
При этом необходимо помнить, что если ребенок трижды возвращен из приемной семьи в условия детского дома, то его реабилитация невозможна.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения
1. Что такое нормативный кризис семьи? Какие нормативные кризисы Вы знаете?
2. Какие сложности на стадии второго нормативного кризиса семьи могут наблюдаться?
3. Можно ли рассматривать повторный брак как кризис? Какие сложности могут возникать в ситуации повторного брака?
4. Что такое ненормативный кризис?
5. В чем заключается деструктивное влияние ревности? '
6. Перечислите стадии развода по А. Маслоу.
7. Можно ли считать развод завершенным, если стадии развода не пройдены?
8. Какие методы консультативного сопровождения развода Вы помните?
9. Существуют ли техники помощи клиенту в ситуации безответной любви?
10. Какие задачи психологической помощи с тяжело больным взрослым, Вы помните? Перечислите их.
11. В чем смысл предварительного консультирования семьи, принимающей ребенка?
12. Какие методики диагностики для определения психологических ресурсов принимающей семьи Вы знаете?
13. Из-за чего может произойти ситуация возврата ребенка в детский дом? Чем это грозит ребенку?
Литература для углубленного изучения темы
1. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.
2. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — М., 2002.
Список используемой литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2004.
2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социальнопсихологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984.
4. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2007.
5. Гордон Т. Курс эффективного родителя: как воспитать в детях чувство ответственности / Пер. с англ. Н. Усовой. — М.: ЛомоносовЪ, 2010.
6. Губина Т. Материалы Детского Дома № 19. Изд. 2-е, перераб. и доп. 2007.
7. Карабанова О.И. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005.
8. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1998.
9. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991.
10. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. — Киев: София, 2001.
11. Леви В.Л. Травматология любви. — М.: Метафора, 2004.
12. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
13. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. — Пермь, 2000.
14. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под. ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
15. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.
16. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.
17. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
18. Хилл Р. Семейные решения и общественные мероприятия. — М.: ИСИ РАН, 1972.
19. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1998.
20. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
21. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000.
22. Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2000.
23. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб., 2003.
Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПЕРИОД
БЕРЕМЕННОСТИ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 278.