Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принимающая семья — это семья, имеющая приемного ребенка независимого от юридической формы устройства ребенка. Иногда в психологии принимающая семья обозначается как замещающая се­мья в контексте объединения семьи и ребенка. Такое объединение имеет закономерности становления и развития, вызывая соответ­ствующие сложности адаптации. Из наиболее часто возникающих сложностей отмечают следующие:

1) высокий уровень недоверия приемному ребенку;

2) низкое понимание причин дезадаптивного или проблемного поведения ребенка;

3) неадекватность форм воспитания, обычно проявляющаяся в сверхъвербализации (стремление все объяснить ребенку), недоста­точности поощрений, использовании телесных наказаний;

4) крайне критичное отношение к возможностям приемного ре­бенка.

Достаточно часто, принимая ребенка, семья имеет крайне слабое представление о закономерностях происходящих изменений. Осо­бенно это изменения, связанные с влиянием жизненного опыта ре­бенка на новую семью, привнесение в нее уклада и принципов жиз­ненной среды ребенка (правил детского дома).

Второй проблемой, возникающей у приемной семьи, является не­способность осознания и выстраивания механизмов компенсации приемного ребенка с учетом нарушения его социализации. Почему-то приемные родители забывают о специфике проявлений нарушен­ной социализации (девиантное поведение, побеги и т.д.) и личност­ных особенностях ребенка, сформированных в ситуации жизни вне семьи. Родители ожидают, что приемный ребенок будет ласковым, послушным, радостным и социализированным. Кроме того, важно напомнить, что те личностные качества и механизмы поведения, ко­торые считаются предпочитаемыми в семье (индивидуальность, стремление выделиться, показать себя) в условиях детского дома не­адекватны и даже опасны (нельзя выделяться, индивидуалистичность приводит к агрессии со стороны окружающих и т.д.). Таким образом, принимая ребенка, семья зачастую не имеет представления о тех из­менениях, которые ей предстоят, оказывается не готовой или не име­ет ресурсов для организации необходимых условий для развития ре­бенка.

Отличительной особенностью структуры приемной семьи явля­ются:

1) специфика семейного функционировании, связанная с вмеша­тельством в дела семьи государственных органов опеки;

2) условность отношений (отсутствие кровной связи);

3) необходимость переструктурирования семейной системы в свя­зи с появлением новых функций и социальных ролей;

4) необходимость адаптации членов семьи друг к другу;

5) индивидуальные особенности ребенка, связанные с наличием в его анамнезе переживания психологической травмы лишения ро­дителей и пребывания в детском доме.

Оказание помощи семье с приемным ребенком. Психологическая по­мощь приемным семьям, по мнения ТВ. Губиной (2007), должна опираться на три области знания: знание о том, каким образом специфика ситуации лишения родителей сказалась на развитии и по­ведении ребенка; знание о принимающей семье, ее ресурсах и возможностях; знание о особенностях организации жизни семьи с при­емным ребенком. Этот третий аспект связан с пониманием следу­ющих закономерностей: закономерностей процесса адаптации се­мьи и приемного ребенка на всех трех адаптационных периодах; сте­пень удовлетворенностью ожиданиями семьи и ребенка друг от дру­га; специфика и динамика эмоционального принятия друг друга, включая всех членов семьи с учетом возраста приемного ребенка; способы воспитания ребенка в приемной семье и т.д.

Консультирование такой семьи должно рассматриваться как по­следовательные этапы психологического сопровождения, начиная с предварительного консультирования принимающей семьи, выявле­ние ее ресурсов и информирование о возможных сложностях в про­цессе усыновления (первый этап). Показателями ресурсности семьи считаются: мотивация приема ребенка; реалистические ожидания от появления приемного ребенка; социально-демографические пока­затели семьи; специфика функционирования семьи, характеризую­щаяся ролевой гибкостью, открытостью коммуникаций; удовлетво­ренностью качеством жизни и т.д.; индивидуальные особенности членов семьи и их самочувствие; позитивные методы родительского воспитания.

На этой стадии также важно выявить мотивы принятия (усынов­ление / опека) ребенка в семью с выявлением деструктивных момен­тов. Для определения готовности семьи к приемному ребенку ис­пользуют методы психологической диагностики. Полуструктуриро­ванное интервью для родителей, тест Геринга, тест семейной дина­мики, социометрические процедуры, опросники родительских от­ношений и т.д.

Второй этап сопровождения связан с подготовкой ребенка к пе­реходу в приемную семью, формирование его готовности к сотруд­ничеству с приемными родителями. В случае необходимости (нахож­дение ребенка в ситуации острого стресса, переживания горя и т.д.), ребенок проходит индивидуальную терапию с целью снижения вли­яния психотравмы наличность и поведение ребенка. Особенно этот этап важен для ребенка с выраженными нарушениями в поведении. Третий этап сопровождения семьи с приемным ребенком связан с психологической поддержкой приемной семьи и оказание помо­щи в формировании конструктивных взаимоотношений семьи и ре­бенка.

Немаловажным на этом этапе является выстраивание позитив­ных отношений между ребенком и его новой семьей. Сложности идентификации с семьей и нарушения отношений могут возникать вследствие истощения у ребенка ресурса привязанности, ожиданий идеальных родителей или смерти биологических родителей. В ре­зультате этого могут возникать проблемы в поведении и отторжение семьи.

Серьезной социальной проблемой для приемных семей является возвращение детей в условия детского дома. Как причины возраще­ния детей, выделяются:

• неготовность приемных родителей к воспитанию ребенка;

• недостаточная терпимость по отношению к ребенку;

• ограниченные возможности принятия семьи самим ребенком;

• нарушение мотивации замещающей семьи (иногда семья может принимать ребенка из-за финансовых выгод). Необходимо помнить, что ребенок переживает возвращение в

условия детского дома как психическую травму. Все дети на первом этапе имеют сниженное или депрессивное настроение, повышенный травматизм, нарушение сна, страхи, повышенное внимание к своей внешности, асоциальные типы поведения. На следующем этапе пе­реживания в условиях детского дома большинство детей имеет ре­гресс к примитивным способам реагирования: у детей повышается пассивность, сужается круг интересов, появляется раздражитель­ность, капризности, снижена мотивация к обучению и какой-либо самостоятельной деятельности, отмечаются негативные прогнозы своей жизни. В дальнейшем в течение последующих 2—3-х лет, на­блюдается выстраивание характерных для детей психических защит: готовность к агрессии, конфликты со сверстниками и старшими, аффективность реакций.

Организация консультативной помощи таким детям состоит из трех этапов: адаптационный, реабилитационный, интеграционный. На этапе адаптации важно обеспечить ребенку максимальную безо­пасность, ознакомить с пространством и распорядком учреждения. Реабилитационный этап направлен на работу с фазами переживания психотравмы и формирования картины позитивного будущего, на этом этапе применяется большая группа техник: релаксации, визуа­лизации, телесная и игровая терапии, нарративная терапия и т.д. Процесс интеграции связан с организацией социального взаимодей­ствия ребенка, повышение его социального интереса.

При этом необходимо помнить, что если ребенок трижды возвра­щен из приемной семьи в условия детского дома, то его реабилита­ция невозможна. 

          

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. Что такое нормативный кризис семьи? Какие нормативные кризисы Вы знаете?

2. Какие сложности на стадии второго нормативного кризиса семьи могут наблюдаться?

3. Можно ли рассматривать повторный брак как кризис? Какие сложности могут возникать в ситуации повторного брака?

4. Что такое ненормативный кризис?

5. В чем заключается деструктивное влияние ревности?                      '

6. Перечислите стадии развода по А. Маслоу.

7. Можно ли считать развод завершенным, если стадии развода не прой­дены?

8. Какие методы консультативного сопровождения развода Вы помните?

9. Существуют ли техники помощи клиенту в ситуации безответной любви?

10. Какие задачи психологической помощи с тяжело больным взрослым, Вы помните? Перечислите их.

11. В чем смысл предварительного консультирования семьи, принимающей ребенка?

12. Какие методики диагностики для определения психологических ресур­сов принимающей семьи Вы знаете?

13. Из-за чего может произойти ситуация возврата ребенка в детский дом? Чем это грозит ребенку?

 

 

Литература для углубленного изучения темы

1. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.

2. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кри­зисными и проблемными ситуациями. — М., 2002.

Список используемой литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль­тирование. — М., 2004.

2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально­психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984.

4. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лек­ций. — М.: А-Приор, 2007.

5. Гордон Т. Курс эффективного родителя: как воспитать в детях чувство ответственности / Пер. с англ. Н. Усовой. — М.: ЛомоносовЪ, 2010.

6. Губина Т. Материалы Детского Дома № 19. Изд. 2-е, перераб. и доп. 2007.

7. Карабанова О.И. Психология семейных отношений и основы семей­ного консультирования. — М.: Гардарики, 2005.

8. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1998.

9. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991.

10. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. — Киев: София, 2001.

11. Леви В.Л. Травматология любви. — М.: Метафора, 2004.

12. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

13. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирова­ние гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, шко­ле / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. — Пермь, 2000.

14. Психология семейных отношений с основами семейного консульти­рования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Арта­монова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под. ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

15. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.

16. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.

17. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейно­го консультирования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2005.

18. Хилл Р. Семейные решения и общественные мероприятия. — М.: ИСИ РАН, 1972.

19. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1998.

20. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

21. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000.

22. Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2000.

23. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб., 2003.



Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПЕРИОД

БЕРЕМЕННОСТИ                             

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.