Общая структура консультирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На определение основных сложностей и проблем и выстраивания стратегий их преодоления отводится 2-4 встречи. Эти первые встре­чи считаются диагностическими. В период этих встреч необходимо собрать информацию о происходящих затруднениях с точки зрения каждого партнера, опираясь на конкретные факты и ситуации нару­шений. Необходимо диагностировать процессы, происходящие с су­пругами по отношению к понятию здоровая семья, которая отвеча­ет следующим характеристикам — способна воспроизводить здоровое потомство, имеет духовно-нравственное и медицинское благо­получие, имеющая обоих зарегистрированных родителей, наличие детей, супруги удовлетворены браком и сексом, склонны к здоровому образу жизни, не имеют хронических деструктивных конфлик­тов.

Кроме того намечаются области необходимых изменений в пове­дении каждого из супругов, позволяющее снизить напряженность.

Следующие 2—4 встречи направлены на реализацию выделенных стратегий, для чего данные стратегии разбираются в рамках консуль­тации и закрепляются в виде домашних заданий. Их обсуждение про­исходит в начале следующей сессии. Домашние задания как метод консультирования достаточно широко используют при работе с су­пружеской парой для: выявления основных проблем; реструктури­рования ролей и иерархии; отработки новых навыков; разбора кон­фликтных ситуаций и т.д. Ситуации раздельного консультирования рекомендуются, если супружеская проблема берет свое начало в ин­дивидуальных проблемах одного из партнеров или партнер явно стесняется говорить при другом. Считается, что индивидуальное консультирование партнеров должно проводится равномерно.

Разберем основные особенности консультативной работы с раз­ными супружескими проблемами при работе с супружеской парой:

1. Недовольство распределением супружеских ролей. В рамках дан­ного консультирования необходимо составить список ролей, кото­рые реализует семья. На консультировании происходит совместное перераспределение ролей между супругами. Важно для распределе­ния ролей выслушать возникающие жалобы и переформулировать их в конкретные предложения. При распределении ролей важным аспектом будет работа с социальными мифами. Необходимо отсле­дить, нет ли более глубоких проблем, скрытых за неадекватным функциональным распределением. В рамках решения данной про­блемы необходимо создавать позитивный фон в общении.

2. Проблемы несовпадения взглядов на семейную жизнь. В этом слу­чае паре необходимо предоставить комплекс мер для урегулирова­ния представлений о семье. В процессе консультирования, необхо­димо выяснить неадекватные семейные ожидания и помочь вырабо­тать навыки адекватного отношения.

3. Сексуальные проблемы. Консультирование чаще начинается с других проблем, которые являются следствием возникших сексуаль­ных разногласий. Наличие сексуальных проблем выявляется в про­цессе консультирования. Консультирование сексуальных проблем лучше проводить в паре. Наиболее часто предъявляют жалобы на пассивность партнера. Практически всегда за внезапно возника­ющий пассивностью стоит проблема: болезни супругов, эмоциональ­ный стресс, психогенные неврозы и т.д. Особо часто партнеры выде­ляют проблему сексуальной неудовлетворенности или холодности. Для работы с данной проблемой используют комплекс методов, в том числе техники на совместное исследование сексуальности. Кроме того, необходимо работать с психологическими сложностями вос­приятия сексуальных отношений.

 4. Болезни. Работа с семьей, где есть хронический больной, на­правлена на помощь в отражении негативных чувств и страха. Важ­ным аспектом является переструктурирование функциональный ро­лей, с отражением чувств по поводу этого. Необходимо найти ресур­сы для реорганизации семьи. Обязательной также будет работа с дол­говременными планами семьи, организацией досуга семьи. Обяза­тельной является организация межличностных отношений, в том числе болеющего с его ближайшим окружением. Если семья переда­ет заболевшего на попечение государству, необходима работа по взве­шиванию решения и организации взаимоотношений с родственни­ками.

5. Власть и влияние в супружеских отношениях. При наличии данной проблемной области необходимо выявить причину, из-за кото­рой создалась ситуация: отсутствие иерархии, неуверенность в люб­ви другого человека, паттерны поведения, перенесенные из детства, попытка избежать разрушения семьи, неуверенность в себе. Все это проявляется в неадекватных или невозможных требованиях к друго­му, попытках манипулировать другими, отказ от секса, поздние при­ходы домой, унижение другого. Работа обязательно ведется с обои­ми партнерами. В рамках консультирования необходимо показать неадекватность борьбы за власть. В результате перед партнерами ста­вится вопрос выбора между борьбой за власть и сохранением отно­шений.

6. Нарушение межличностных отношений. Консультирование ве­дется с парой. Основная задача консультирования — выявление при­чины эмоционального отдаления и оказание помощи паре в созда­нии теплых отношений. Консультативная работа чаще всего направ­лена на повышение коммуникативной компетенции, научение на­выков конструктивного спора, повышение навыков межличностной толерантности, отказ от переделки партнера. Если в основе отдале­ния лежит непережитое горе или чувство вины, то первичным ста­новится работа с глубинной проблемой и виной.

7. Окончание первичного контракта. Первичным контрактом на­зывают не проговоренные намерения, возникающие относительно партнера в процессе знакомства пары. Например, молодой человек, видя девушку, думает, что она нуждается в защите, а она, рассматри­вает его как защитника. Это будет их первичным контрактом. В слу­чае, если кто-то из партнеров начнет нарушать контракт (например, девушка станет сильной и независимой), у пары возникнут серьезные конфликты. Необходимо выяснить структуру первичного контракта, ожидаемые изменения пары и перезаключить контракт. Если между партнерами сохранится любовь, то перезаключение контракта позволит наладить отношения. Основные методы консультирования в данной ситуации, это упражнения для пары и домашние задания, ко­торые могут выполняться совместно.

Консультирований одного партнера супружеской пары. Достаточно часто возникает ситуация когда на консультирование приходят не оба, а один партнер. Проблемы, с которыми приходит клиент, также связаны с парными взаимодействиями, однако один из супругов не готов их решать или не доверяет психологам в принципе. Работа с одним клиентом имеет отличия от работы с парой, однако причины обращения чаще всего те же самые. Тем не менее отметим наиболее частые причины обращения одного из супругов: недовольство по по­воду низкой активности партнера, зависимость партнера от своих родителей, болезни супруга, трудности общения с ним.

Консультирование по поводу пассивности второго супруга достаточ­но частое явление в консультативной практике. Прежде чем говорить о специфике консультирования, необходимо отметить, что степень активности обоих супругов в принципе не может совпадать. Обсуж­дая этот вопрос с клиентом, достаточно эффективно обращение к истокам трансактного анализа, рассматриваемого нами в первой ча­сти пособия «Базовые навыки консультирования». Так, если клиент, пришедший на консультацию, имеет очень высокую активность и ответственность, а это значит, находится в Родительской позиции Эго-состояния, то второму, чтобы не ссориться, приходиться зани­мать комплиментарную роль — Ребенка. То есть, по простому гово­ря, «если кто-то строит, то находится тот, кто строится». Высокая ак­тивность самого клиента является условием низкой активности пар­тнера. С этой точки зрения активность партнера будет повышаться, если наш клиент позволит ей быть, и в тех формах, которые доступ­ны для партнера и которые могут не совпадать с представлениями нашего клиента. Именно с такого обсуждение должна начинаться работа с клиентом, выделяя роль самого клиента в сложившийся си­туации и формируя его готовность к изменениям собственного по­ведения. В случае если такая готовность сформирована, то необхо­димо детально запланировать изменения поведения, с обязательным их обсуждением в рамках следующей встречи.

Жалобы на чрезмерную зависимость партнера от родителей также нуждаются в определенном теоретическом пояснении. Причин воз­никновения такой проблемы может быть несколько, как наиболее часто встречаемые отмечаются нами:

• разница родовых семей партнеров по степени близости, что при­водит супруга с высоким уровнем дистанцированности семьи к ощущению очень сильного контакта между партнером и его се­мьей. Так, например, в семье одного из партнеров принято зво­нить только по праздникам, а у второго принято созваниваться ежедневно и, как минимум, раз в неделю ездить в гости;

• создавшаяся ситуация конкуренции между одним из родителей партнера и клиентом. Такая конкуренция возможна, если при­шедший к нам клиент сам претендует на место родителя, или на­оборот у партнера и его родителя были крайне теплые эмоционально-зависимые отношения, часто называемые в семей­ной психологии эмоциональным супружеством. И та и другая си­туация вынуждает нас обращаться к вопросам ролевого распре­деления в семье, и более четко структурировать системные отно­шения (эффективно применение системной семейной психоте­рапии).

• ситуация зависимости партнера от его мамы. Такая ситуация мо­жет быть характерна и для женщин и для мужчин, однако корни ее могут прятаться в разных областях. В случае зависимости муж­чины от мамы возможно подозревать ситуацию суррогатного (эмоционального) супружества, когда мальчик эмоционально-психологически выполнял для мамы роль супруга: понимал ее, поддерживал, жалел, выслушивал, одобрял и т.д. Второй вариант развития подобных отношений — наличие гиперопекающих стра­тегий воспитания в семье. Тогда это даже не зависимость от мате­ри, это в принципе сформированная неспособность принимать на себя ответственность и быть самостоятельным. В варианте женской зависимости от матери мы рискуем обратиться к психо­аналитическому взгляду на прохождение эдипальной ситуации. По мнению многих авторов психоанализа (М. Кляйн, А. Фрейд), первоначальная ситуация прохождения эдипа связана с интере­сом к матери как первичному объекту привязанности. В случае адекватных отношений между матерью и отцом, девочка, через ощущение беспомощности и разочарования, при невозможности присвоения себе объекта (мамы) отказывается от мужественно­сти и приходит к женственности, обращая внимание на отца и конкурируя с мамой. Однако в ситуации, когда между мамой и от­цом отношения конкуренции и ревности к ребенку, то переори­ентация девочки не возможна. Это происходит потому, что как только девочка начинает отказываться от привязанности к мате­ри и обращать внимания на отца, ее мама ревнует ее к отцу, упре­кает, что та больше любит отца, злится, лишает девочку любви. В этой ситуации девочка моментально возвращается к зависимо­сти от мамы, как от первичного объекта отношений. Таким обра­зом, имея в принципе полоролевую ориентацию по женскому типу, девочка будет в течение всей жизни моментально отворачиваться от мужчин, возвращаясь к маме, как только у мамы возникнут хоть какие-то реальные или мнимые проблемы из страха ее по­терять. В такой ситуации возможно консультирование только того партнера, который имеет такую зависимость, если он согласен при­ходить на консультацию. Работа с бросаемым партнером также важна для выстраивания поддерживающих отношений в семье. Ра­ботая с этой проблемой, необходимо помнить о объективных мо­ментах зависимости от родителей. Если молодая семья материаль­но или территориально зависит от родителей, то это, несомненно, укрепляет параметр эмоциональной зависимости.

Поэтому в рамках консультативного взаимодействия необходимо понять специфику жалоб клиента на зависимость партнера от роди­телей, выявить их объективный и субъективный компонент, выделить гипотетическую причину, помощь определить степень своего участия в данном процессе. После этого необходимо помочь клиенту подго­товиться к изменениям своего поведения, определить суть и специ­фику изменения. Кроме того, считается необходимым помочь клиен­ту подготовиться к разговору с партнером о данной проблеме.

 • конфликт между клиентом и родителями партнера. Важно проана­лизировать причины возникновения такого конфликта и попы­таться разрешить его. Так как появление конфликта может иметь множество причин для возникновения, то консультирование долж­но строиться на основе выделенных причин. В любом случае для понимания возникновения неприязни между клиентом и родите­лями партнера хорошо работают такие направления консультиро­вания и терапии, как системные семейные расстановки, расстанов­ки на куколках, работа с пуговицами, психодрама и т.д.

В любом случае необходимо помнить, что борьба с родителями партнера будет укреплять связь вашего партнера с его родителями, так как одна из системных запрограммированных реакций любого ребенка, это защита своих родителей от негативного мнения окру­жения.

Консультирование по поводу заболевания супруга. Ю.Е. Алешина (2004), рассматривая данную ситуацию, выделяет несколько вариан­тов обращения: обращение партнера болеющего супруга, подозре­ние на заболевание партнера, наличие в семье тяжелого соматиче­ского большого. В случае консультирования супруга уже болеющего человека необходимо в первую очередь оказать клиенту максималь­ное сочувствие и поддержку. Вторым важным моментом консульти­рования такого клиента — работа с излишней моральной ответствен­ностью клиента, его чувством вины и раздражением, которое он по причине морального запрета не может не то чтобы выразить — при­знаться себе в его существовании. Также необходимо обсудить с кли­ентом максимально эффективные способы поведения с партнером, которые бы стимулировали больного к выздоровлению, помогали бы справляться с ситуацией болезни, обретать самостоятельность.

Особо стоит отметить ситуацию, когда в семье есть постоянно бо­леющий человек. В этом случае клиента обычно беспокоит особен­ности поведения больного, его позиция по отношению к собствен­ному здоровью или ответственности в совместном проживании. Часто бывает ситуация, что наличие хронического заболевания у человека ставит его как бы на «особое» место в семье, давая разрешение ни требование к себе особого внимания, манипулирование окружающими. В этой ситуации, на наш взгляд, необходимо рассмотреть поведение такого больного с двух точек зрения: как способ получе­ния дополнительных выгод и как системность заболевания. Систем­ный подход позволит взглянуть на болезнь под новым углом и найти другие способы выполнения данной функции. Например, в некоторых семьях жалость и сочувствие можно оказывать только к тяжело больному человеку, или болезнь может быть признаком принадлежности к семье («...бабушка болела, мама болела, и у меня тоже есть такое заболевание»). Если же болезнь является способом находиться в «особом положении», то Алешина (2004) советует как единственно правильное отношение, описанное К. Роджерсом. Задача семьи верить, что больной является самостоятельной личностью и относиться к нему как к здоровому человеку, с учетом, конечно, его реальных возможностей. Более подробно отношение семьи и работу с соматическим больным мы описали в соответствующей теме.

Ситуация, когда клиент подозревает партнера в наличии заболевания, особенно заболевания психического типа, должна крайне осторожно интерпретироваться консультантом. Если в информации, которую рассказывает клиент, вы действительно можете наблюдать определенные показатели наличия заболевания, стоит настоятельно рекомендовать обращение такой семьи к специалисту. В этом случае Мим стоит обсудить с клиентом, как можно мотивировать супруга на обращение к необходимому врачу, помочь найти убедительные доводы и способы поведения.

 

 

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. Определите, в каком случае (при возникновении каких проблем) необ­ходима супружеская терапия и консультирование. Приведите пример.

2. В чем основной теоретический смысл системного семейного подхода?

3. В чем вы видите причину обращения семьи за консультативной помо­щью?

4. Что такое парадоксальные предписания в семейном консультировании? Какие еще виды предписаний вы знаете?

6. Опишите основные техники консультирования семьи.

в. Как Вы думаете, нужно ли психологическое консультирование в добрач­ный период? Обоснуйте ответ.

7. В каком случае необходимо консультирование супружеской пары? Мо­жет ли консультирование вестись с одним партнером?

8. Что необходимо делать, если пара, пришедшая на консультирование, не слышит друг друга, продолжая ругаться и обвинять друг друга?

9. Что такое структура семьи? Какие виды нарушения структуры вы знаете?

10. Каковы тенденции развития современных исследовании семейно-брачных отношений? I.

11. В чем специфика подготовки современной молодежи к семейной жизни?

12. В чем проявляются структурные модели системы поддержания структу­ры семьи?

13. Каковы особенности субсистем супружеской пары, родителей, детей (сиблингов)?

14. Как выявить ключевые проблемы семьи?

15. Каковы основные цели психологической помощи семье?

 

Литература для углубленного изучения темы

1. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейно­го консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2005.

2. Сатир Б. Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2006.

3. Черников А.С. Системная семейная терапия, интегративная модель диагностики. — М., 2001.

4.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 2002.-192с.

Список используемой литературы

1 .Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

2 .Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь 2004. -244 с.

3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. — М.; СПб.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.

4. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001.

5. Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. —Екатеринбург: ЛИТУР, 2003.

6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб, 200 1 .

7. Велента Т.Ф. Проблема психологической зависимости супругов от ихродителей // Журнал практического психолога. 2005. № 5. С. 5-19.

8. Витакер Карл А. Техники процесса семейной терапии. — Новосибирск, 1990.

9. Елизаров А.Я. Основы индивидуального и семейного психологическо­го консультирования. Учеб. пособие. — М.: «Ось-89», 2003.

10. Коннер Р.В., Зырянова Ю.И., Каленский М.И., Дроздовский Ю.В. Стра­тегический подход к семейной психотерапии. — Новокузнецк, 1998.

11. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991.

12. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ стра­стей. - М.; СПб.: Б.С.К., 1998.

13. КуприянчикЛ. Психология любви. — М., 1998.

14. Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

15. Маданес К. Стратегическая семейная терапия / Пер. с англ. Т.В. Сне­гиревой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

16. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

17. Обухова Л.Ф., Дворникова И.Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи // Психологическая наука и об­разования. 2008. № 4. С. 24-34.

18. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и деть­ми. — СПб.: Из-во С.-Петер. ун-та, 2004.

19. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирова­ние гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, шко­ле / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000.

20. Психология семьи. Хрестоматия. — Самара: Бахрах-М, 2002.

21. Сатир В. Вы и ваша семья. М.: Апрель-Пресс, Институт общегумани­тарных исследований, 2007.

22. Сатир В. — Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2006. — 288 с.

23. Сатир В. Воспитывающая семья / Пер. Р.Б. Сапожникова. — Ново­сибирск, 1989.

24. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейно­го консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2005.

25. Хамитова И.Ю. Диагностика семьи. Инструкция по применению // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 4. С. 51— 60.

26. Хеллингер Б. Порядки Любви: Разрешение семейно-системных кон­фликтов и противоречий. — М.: Издательство Института психотера­пии, 2001.

27. Черников А.С. Системная семейная терапия, интегративная модель диагностики. — М., 2001.

28. Шнайдер, Якоб. Семейные расстановки. Основные принципы и спо­собы действий. — М.: Институт консультирования и системных ре­шений, 2009.

29. ШнейдерЛ.Б. Психология семейных отношений. — М., 2000.

30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.

31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л., 2002.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 245.