Основные этапы работы с семьей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Знакомство с семьей, во время которого устраиваются кон­структивные отношения с семьей и происходит психологическое включение психолога в семейную структуру. На этом этапе начина­ется диагностика специфики семьи.

2. Выясняются основные нарушения семьи, и ведется работа по нахождению семейного ресурса.

3. Рабочий — когда семья активно переструктурируется, исполь­зуя все возможные ресурсы.

4. Отделение психолога, выключение его из семейной структуры.

5. Расставание с семьей.

Рассмотрим более подробно специфику взаимодействия с семьей на разных этапах консультирования.

1. Начальная фаза консультирования определение семьи как «целого».

Направлена на выявление актуальных проблем и нарушений се­мьи. Проходит в рамках нескольких диагностических встреч в зави­симости от выявленной проблематики.

Консультирование начинается с заявки. На первой встрече необ­ходимо определить специфику взаимодействия семьи по расположе­нию их в консультативном кабинете и выявить лидера (того, кому се­мья доверяет ответственность).

Анализ семьи. Для анализа системы семьи необходимо определить:

• структуру семьи, ее функциональные возможности и гипотетические нарушения. На этой стадии проводится диагностика подсистем и разделение поколений через описание картин родитель­ских позиций;

• взаиморасположение членов семьи на консультировании и через различные диагностические методы;

• определение лидера семьи. Обнаружение подгрупп (коалиций) внутри семьи.

В рамках консультативного взаимодействия на этой стадии необходимо также:

• установить рапорт со всеми членами семьи;

• дать высказаться всем членам семьи. Инициация высказывания может начинаться с сообщения, направленного по очереди к каж­дому: «Что с вашей семьей?»;

• сформировать проблему семьи в доступных терминах и опреде­лить цели семейного консультирования.

2. Диагностика семьи. Для начала консультационного процесса необходимо провести диагностику: состояние семейных подсистем, нарушение подсистем. Выделяются следующие основные параметры семейной диагностики.

Семейные подсистемы. Необходимо рассмотреть специфические особенности всех подсистем семьи, их наличие (Дж. Браун, Д. Кристенсен, 2001).

• Супружеская — сформированность, характерность.

• Родительская — сформированность, четкость, гомогенность.

• Дети — отношения, распространенность.

• Бабушки, дедушки.

В рамках диагностики необходимо выявить следующие аспекты функционирования семьи.

Основные нарушения в подсистемах.

Смещение — введение члена семьи в несоответствующую ему подсистему, что приводит к возникновению ролевых и позицион­ных нарушений.

• Исключение одного члена семьи из системы.

• Введение дополнительного члена семьи в родительскую подси­стему.

Границы подсистемы должны быть проницаемые, но четко очер­чены (А.Я. Варга, 2001). Нарушение границ систем: жесткие границы приводят к невозможности адекватного формирования отношений; размытые границы приводят к конфлюенции (слиянию) между чле­нами семьи и невозможности формирования самостоятельности.

Исключение подсистемы всегда приводит к нарушению всей се­мьи. При исключении супружеской подсистемы происходит нарушение структуры семьи, так как неудовлетворенность супружески­ми отношениями вызовет суррогатные способы их удовлетворения через эмоциональные коалиции с детьми, появление партнеров вне семьи, решению конфликтов с помощью манипуляций детьми и т.д. Исключение детской подсистемы ведет за собой возникновение опасности несформированности у детей умения сотрудничать и об­щаться на равных. Среди методик диагностирования данного пара­метра выделяют: техники семейных реконструкций (А.Г. Лидере, 2006), методику «линия жизни», тест Геринга и т.д.

Альянсы, коалиции в семье. Наличие альянсов и коалиций норма­тивно для семьи, однако они могут быть функциональными и дис­функциональными. Так, коалиция родителей для воспитания своих детей может считаться функциональной, а вот коалиция внука с ба­бушкой против родителей является дисфункциональной (А.С. Чер­ников, 2001).

Эффективность выполнения функций и семейных ролей: анализиру­ют специфику выполнения основных функций семьи: эмоциональ­ной, поддерживающей, хозяйственной, воспитания детей, межлич­ностной, социализации. Обращают внимание на распределение функциональной нагрузки между супругами и их наполнение. Ме­тодик, позволяющих диагностировать данный аспект отношений, достаточно много: циркулярное интервью, социограмма Эйдемил-лера, тест «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волко­ва), анкета «Семейные роли» (модификация А.В. Черникова).

Диагностика исторического влияния семьи на молодую семью. С этой точки зрения многие проблемы, возникающие в семье, на са­мом деле являются актом лояльности к прошлым поколениям. Кро­ме того, часть нарушений структуры семьи является межпоколенны­ми и передается как устойчивые паттерны выстраивания семейных взаимоотношений. Для диагностики этого параметра используются такие техники, как работа с генограммой, история семьи, системные расстановки по методу Б. Хеленгера и т.д.

Диагностика сплоченности семьи. Для диагностики этого парамет­ра необходимо выявить степень эмоциональной близости семьи, для чего можно воспользоваться вопросами, приведенными в практику­ме, а также тестом семейной адаптации и сплоченности Олсона (РА8Е8-У).

Коммуникации между членами семьи. Анализу подвергаются сле­дующие параметры: принципы конструирования и передачи инфор­мации; коммуникативные особенности; эффективность коммуни­каций и их нарушения: дистанция, слияние, агрессивность комму­никаций. Кроме того, необходимо диагностировать страхи и жела­ния, которые приводят к нарушению коммуникаций.

Диагностика специфики прохождения семьей этапов развития. Дан­ный параметр позволит выяснить специфику периода, на котором возникли сложности, и организовать адекватную помощь в прохож­дении стадии нормативного развития.

Диагностика традиций и правил семьи. К диагностике традиций относятся вопросы изучения совместного досуга, проведения празд­ников, ужинов и т.д.

Диагностика семейных мифов. Своеобразных семейных историй, негласных договоров, поддерживающих семейное единство.

Диагностика системы предпочтений и правил проявления любви и поддержки связанна с анализом специфики взаимодействия, возмож­но в виде циркулярных вопросов.

3. Стадия структурирования и установления интегрированности психолога. На этой стадии идет: определение интегрированности се­мьи, определение ее «Я»-позиции; поиск ответа на вопрос: «Куда мы идем?». На этой стадии может проявиться завуалированная попыт­ка семьи расщепить (если это команда) или отторгнуть консультан­та. Задачами данной стадии работы с семьей является:

• установление валидного промежутка между поколениями (сред­няя фаза);

• развитие «объединенной» системы (семья и консультант);

• воссоединение (В. Сатир) семьи, собрание семьи;

• разрешение «тупика», обретение новых возможностей;

• превращение интервью во время, когда члены семьи общаются друг с другом в позитивном ключе взаимопонимания и взаимо­поддержки.

4. Стадия отделения психолога, выключение его из семейной структуры.

5. Расставание с семьей. На этой стадии со стороны семьи может быть проявление тревоги, что вызывает необходимость разговора со стороны консультанта о собственной печали расставания и обращения за помощью к семье для разрешения данной ситуации.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 250.