Понятие о нормативном семейном кризисе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кризис рассматривается многими авторами как ситуация эмоцио­нального и интеллектуального стресса, требующая изменений в представлениях о мире и о себе. По сути, кризис является наруше­нием равновесия семейной системы. Теория кризиса появилась в психологии сравнительно недавно и представлена такими авторами, как Дж. Каплан (/. Кар1ап), Дж. Якобсон (J. Jakobson). Дж. Каплан выделил четыре последовательных стадий кризиса (1988; по Василюк Ф.Е. Психология переживания, 1984):

1. Первичный рост напряжения, который вызывает потребность в использовании привычных способов решения проблем.

2. Дальнейший рост напряжения, связанный с неэффективностью привычных способов.

3. Увеличение напряжения для мобилизации внутренних и внеш­них резервов.

4. Повышение тревоги, ведущее к переживаниям беспомощности и безнадежности. В случае, если проблема не решается и все пред­принятые действия не приносят результата, возникает дезорганиза­ция личности. Однако если используются дополнительные ресурсы или не известные ранее источники помощи, то на данной стадии на­чинается реорганизация, что приводит к возникновению 5 стадии кризиса — восстановления. Отметим, что кризис с этой точки зре­ния не может считаться негативным явлением. Достаточно часто кризис является переживанием, связанным с поиском ресурсов для решения сложной ситуации.

Выделяют три типа выхода из психологического кризиса:

1) ситуация, когда выход из кризиса сопровождается серьезными психологическими/физиологическими потерями;

2) ситуация, связанная с выходом из кризиса, на том же уровне, что и до кризиса. В этом случае человек ничего не теряет, но и не приобретает;

3) ситуация, связанная с нахождением в процессе кризиса допол­нительных ресурсов и новых способов реагирования. В этой ситуа­ции человек приобретает новый опыт, улучшая свою жизнь.

Семейный кризис — это определенное специфическое состояние семейной системы, характеризующееся нарушением процессов функционирования и снижением эффективности привычных моде­лей поведения. Существует несколько теорий, рассматривающих жизненный цикл семьи с точки зрения так называемых «норматив­ных» кризисов развития.

Понятие нормативного кризиса ввел Э. Дювалль (Е. Duvall ), ко­торый рассматривал семью как динамическую систему, имеющую дне противоборствующие тенденции: к развитию (гетеростазу) и к сохранению (гомеостазу). С этой точки зрения каждая семья прохо­дит путь последующих стадий развития — жизненный цикл. При этом переходы между выделенными стадиями рассматривались автором как этапы нормативных кризисов. Нормативность этих кризисов заключается в том, что они типичны, свойственны для всех се­мей, хотя и сопровождаются болезненными переживаниями.

Отметим, что практически все авторы выделяют две потенциаль­ные линии развития семьи в кризисный период. Деструктивная ли­ния часто приводит к нарушению семейных отношений, вплоть до развода. Конструктивная линия позволяет перейти на новый уровень развития семьи.

Кризисы семьи могут возникать на разных стадиях развития: в пер­вые дни после свадьбы; через несколько месяцев супружеской жизни; через полгода после бракосочетания; через год; после рождения первого ребенка; на 3—5-м году совместной жизни; на 7—8-м году сов­местной жизни; через 15 лет семейной жизни; через 20-25 лет.

В. Сатир ( V . Satir ) выделяет десять нормативных кризисов в раз­витии семьи (Сатир В.,1992):

1 — связан с процессом зачатия, беременности и рождением ре­бенка;

2 — связан с этапом освоения ребенком человеческой речи;

3 — связан с процессом социализации ребенка, налаживанием его отношений с внешней средой (ребенок идет в детский сад или в шко­лу);

4 — связан с периодом подростничества ребенка, влекущим за со­бой конфликты с родителями;

5 — связан с возникновением «синдрома опустевшего гнезда» в результате взросления ребенка и его ухода из родительского дома;

6 — связан с выстраиванием взаимоотношений с новыми члена­ми семьи — супругами выросших детей;

7 — наступление климакса в жизни женщины;

8 — уменьшение сексуальной активности мужчин;

9 — связан с появлением новой функции — становления бабуш­ками и дедушками;             

     10 — связан с умиранием одного из супругов.

Существуют и другие подходы к рассмотрению нормативных кри­зисов семьи. Так, Плзак ( Plza к, 1973; по: С. Кратохвил, 1991) выде­ляет два кризисных периода: кризис исчезновения романтических отношений между супругами наступает между 3 и 7 годом супруже­ства; кризис, связанный с инволюцией и синдромом опустевшего гнезда, возникает в период 17-25 лет супружества. Независимо от специфики кризисного периода выделяются следующие характери­стики семейного кризиса:

1) обострение противоречий в семье и внутрисемейных проблем;

2) расстройство всей семейной системы;

3) разрастание неустойчивости всей семейной системы;

4) генерализация кризиса, его распространение на все сферы от­ношений семьи.

В результате нормативный семейный кризис будет наблюдаться на всех уровнях функционирования: индивидуальном, микросистем­ном и макросистемном.

Индивидуальный уровень переживания будет связан с комплек­сом чувств (вина, страх, отчаяние, чувство собственной неполноцен­ности, неудовлетворенности жизнью и т.д.). Характерной чертой прохождения нормативного семейного кризиса на индивидуальном уровне служит появление симптоматического поведения.

Микросистемный уровень в период кризиса будет характеризо­ваться нарушениями систем, иерархии, структуры семейных ролей, традиций и ритуалов семьи, семейных норм.

Макросистемный уровень также характеризуется комплексом на­рушений, связанных с расширенной семьей и отношением с социу­мом.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.