Трансакционная модель консультирования семьи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основана на идеи Э. Берна (Е. Ве r пе). С этой точки зрения, семья анализируется как группа со специфическим игровым взаимодей­ствием, вступающая в формальные и неформальные контакты с предпочтением определенной структуры «Я». Один из продолжате­лей трансакционного консультирования семьи Т. Харрис (2006) от­мечает, что для создания супружеской пары важно совпадение веду­щих «эго-состояний», супружеских потребностей, интересов, уста­новок. Брак будет успешен, если один из супругов превалирующе на­ходится в состоянии Ребенка, то для удовлетворения потребностей, второй должен брать на себя функцию Родителя. Неуспешен брак, где оба супруга находятся в одном и том же эго-состоянии (напри­мер, оба в Родительском или оба в Ребенке). В процессе консульти­рования происходит анализ контактов и состояний и корректирует­ся баланс эго-состояний.

Системный подход. Основоположником системного подхода в консультировании семьи является М. Боуэн и его последователи С. Минухин, В. Сатир, К. Витакер и др.

В системной модели семья рассматривается как целостная, от­крытая система, которая, как любая другая система, обладает двумя прямо противоположными тенденциями: к сохранению гомеостаза и к развитию. Кроме того, любая семья имеет механизмы сохране­ния гомеостаза, которые играют роль сохранения семьи.

В период развития семьи механизмы сохранения системы будут испытывать колоссальную перегрузку, приводящую к выходу их из строя. В этом случае у одного из членов семьи, выполняющего функ­цию сохранения возникает симптоматическое поведение. Это дела­ет необходимым обращение семьи за психологической помощью. Та­ким образом, семья обращается за консультационной помощью для одного из своих членов — носителя симптома, который называется идентифицированный пациент.

Так как семья является целостной системой, то необходимо симп­том, носителем которого является идентифицированный пациент, рассматривать как системный элемент. То есть любое изменение в поведении членов семьи является симптоматичным и должно рас­сматриваться как способ приспособления семьи к возникающим условиям жизни.

Для понимания специфики системного подхода в консультиро­вании необходимо определить основные понятия системной семей­ной психотерапии. С этой точки зрения, семья рассматривается как комплекс подсистем, в который входят: подсистема родители, под­система супруги, детская подсистема и подсистема расширенной се­мьи (бабушки и дедушки). Важным аспектом теории систем являет­ся ее иерархичность. Это значит, что выделенные подсистемы могут рассматриваться в рамках взаимодействия общей системы. Для нор­мативного функционирования системы ее подсистемы должны от­вечать раду требований:

• соответствовать структурным требованиям содержания системы. Это означает, что в рамках системы семьи должны быть представ­лены все подсистемы. Отсутствие какой-либо из подсистем ведет за собой нарушение функционирования всей системы (например, отсутствие подсистемы расширенной семьи приводит к дисфунк­ции супружеской подсистемы, если в семье есть маленькие дети, или отсутствие подсистемы сиблингов приводит к неумению вы­страивать адекватные отношения со сверстниками и постоянным попыткам привлекать в детскую подсистему кого-то из родите­лей);

• иметь границы, которые с одной стороны достаточно подвижны, но при этом четко ограничивают область подсистем. Нарушение границ приводит к функциональному дисбалансу (так, крайне жесткие границы приводят к тому, что родитель не имеет возмож­ности болеть или быть слабым, а ребенок, в свою очередь, не учится ухаживать за близкими. Размытые границы приводят к на­рушению иерархии и чрезмерной сплоченности семьи, не позво­ляющей дифференцировать членам семьи собственные потреб­ности);

• подсистемы должны быть стабильны, что связанно с четким рас­пределением функциональных обязанностей в подсистемах, включая распределения между супружеской и родительской подсистемами;

• иметь четкую иерархию, связанную с распределением власти и контроля в семье. Это означает, что нормативно верхушку иерар­хии занимает кто-то из супругов (в нашей культуре, это мужчина, по может быть и женщина). Второй супруг занимает второе место и иерархии, а дальше дети в зависимости от порядка рождения;

• должны отсутствовать альянсы и межсистемные коалиции. При наличии альянса (временного объединения членов семьи между собой для достижения какой-то цели) происходит нарушение коммуникаций между членами семьи, обостряются взаимоотно­шения. Межсистемные коалиции (например, устойчивое объеди­нение бабушки и внука) нарушает выполнение функций подси­стемами, не позволяя адекватно выстраивать правила и взаимо­отношения в семье;

• сплоченность семьи в виде превалирования центростремитель­ных сил над центробежными, т.е. члены семьи испытывают потребность в эмоциональной близости, психологический комфорт превышает дискомфорт.

Выделяют следующие показатели эмоциональной близости в се­мье: зависимость друг от друга, эмоциональная связь, совместный стиль принятия решений, совместное время препровождения, нали­чие общих интересов и отдыха, лояльность отношения к семейным правилам. В исследованиях Д. Олсона ( D . Ols оп, 2000) выделяются несколько уровней сплоченности семьи (по Л.Ф. Обуховой и И.Н. Дворниковой, 2008):

запутанная система характеризуется слишком высоким уровнем сплоченности, невозможностью действовать самостоятельно;

разобщенный тип семьи характеризуется очень низким уровнем сплоченности, члены семьи не испытывают привязанности друг к другу;

разделенный тип семьи характеризуется средним уровнем спло­ченности, способностью к совместным решениям и поддержке друг друга, несмотря на определенную эмоциональную раздель­ность;

объединенный тип семьи характеризуется эмоциональной близо­стью и лояльностью во взаимоотношениях, при этом интересы семьи ставятся выше собственных.

Д. Олсон считает, что оптимальное функционирование обеспечи­вают объединенный и разделенный типы сплоченности;

• ритуалы и традиции семьи, которые представляют собой свое­образные образцы конструктивного повторяющегося взаимодей­ствия членов семьи, направленные на поддержание сплоченно­сти семьи. Например, совместные праздники, проведение выход­ных и т.д.

Выделяется ряд последовательных этапов развития семьи, назы­ваемых в психологии стадиями, комплекс этих этапов является жиз­ненным циклом семьи.

1 этап. Монада. Задача стадии — отделение молодого человека от родовой семьи, выстраивание его собственных ценностей и норм жизни. Вторая задача стадии — подбор подходящего партнера для выстраивания диадных отношений.

2 этап. Диада. Психологическая задача стадии — формирование супружеской подсистемы, выстраивание сексуально-эротических от­ношений, досуга молодой семьи, распределение функциональных ро­лей. Важным на этой стадии является формирование ценностей, тра­диций и норм молодой семьи. Вторая задача стадии — это выстраи­вание представлений о специфике и правилах воспитания будущих детей.

3 этап. Халлон. Стадия связана с рождением первого ребенка. Психологическая задача стадии — формирование родительской под­системы. В случае несформированности представлений о специфи­ке воспитания ребенка на данной стадии возникают сложности. Важ­но на этой стадии не допустить разрушения супружеской подси­стемы.

4 этап. Рождение второго ребенка. Психологическая задача ста­дии — формирование подсистемы сиблингов, специфика прохожде­ния стадии будет зависеть от адекватных родительских посланий и отсутствия в семье конкуренции.

5 этап. Стадия социального представления семьи связана с походом первого ребенка в школу и представлении функциональной компе­тентности семьи перед обществом. Психологическая задача стадии — гго разрешение конфликта между защитой ребенка и требованиями его социализации. В ситуации асоциальной или гиперсоциальной сре­ды на этой стадии у ребенка возникают серьезные проблемы.

6 этап. Подростковый возраст ребенка. Психологическая задача стадии — оказание поддержки и помощи ребенку в переживании нормативного кризиса при переструктурировании взаимодействия семьи с подростком. Важным на этой стадии является способность супругов к взаимопомощи и поддержке.

7 этап. Повторная диада. Стадия связана с ослаблением родитель­ской функции в результате ухода детей из родительской семьи. Пси­хологическая задача стадии — сохранение семьи как функциональ­ной единицы, переструктурирование ее диадных отношений. В си­туациях сохранения и функционирования супружеской подсистемы, данная стадия проходит благополучно. В противном случае, эта ста­дия заканчивается разрушением семьи.

8 этап. Повторная монада. Связана со смертью одного из супру­гов. Психологическая задача стадии — нахождение смысла жизни вне супружеских отношений. На данной стадии могут формировать­ся повторные браки.

Несомненно, прохождение каждой стадии может быть связанно с кризисами, переживание которых способствует переходу семьи на следующий уровень жизненного цикла.

Именно при переходе из одного этапа жизненного цикла в дру­гой механизмы сохранения семьи испытывают серьезную нагрузку, которая проявляется в виде семейной системной симптоматики, по­являющейся у идентифицированного пациента.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 324.