Методы и приемы, используемые в семейном консультировании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В рамках работы с семейной системой используется достаточно много (личных специфических и неспецифических техник. Наиболее известной техникой работы с семьей является интервью, т.е. терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей.

Кроме интервью широко используются: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные Келли, анализ истории семьи, генограмма, методы групповой терапии.

Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и та­кие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульп­тура», «семейная хореография» (они представляют собой нечто по­добное «живым картинкам», когда члены семьи, выбирая позы и рас­положения в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоотно­шения в статике или динамике).

Выделяются следующие методы работы с семейными проблемами.

1. Метод активного и пассивного слушания.

2. Футуропрактика — моделирование ожидаемого будущего.

3. Конфронтация семьи — направлена на срыв привычных стере­отипов поведения семьи. Конфронтация должна иметь следующие характеристики: целенаправленность воздействия и адекватность проблеме. Выделяется позитивная конфронтация (доведение до аб­сурда) и негативная конфронтация (слом стереотипов). Так, напри­мер, если клиент все время говорит, то предлагают 5 мин молчания.

4. Парадоксальная интенция — метод разрешения ранее запретно­го поведения с его обязательным стимулированием. Так, например, в семье с проблемой нарушения межличностного взаимодействия у детей, детям (которые все время дерутся) предлагают драться каж­дую свободную минуту времени, а родителей просят напоминать де­тям об этом задании. Скоро ранее запретное поведение становиться не интересным и угасает.

5. Организация конструктивного спора. Направлена на научение правильно формулировать свои мысли и выражать чувства, для чего подходит трехчастное «Я-высказывание». Данная техника описана нами в учебном пособии «Основы психологического консультиро­вания», направлена на научение слушать друг друга.

6. Первичный диалог. Вначале он должен проходить под наблюде­нием и непосредственным участием психолога. В дальнейшем такая задача дается на самостоятельное обсуждение.

7. Метод конструирования семейной системы. Нахождение удоб­ного положения семьи, семейные расстановки, семейная фотогра­фия. Изначально строить семейную скульптуру предлагается иден­тифицированному пациенту.

8. Метод генограммы — генеалогическое дерево. Генограмма — это графическая запись информации о семье. Считается необходимым сбор информации о семье, как минимум, в трех поколениях. Терапевтичным является как составление генограммы, так и исследова­ние. В процессе работы с генограммой идет упорядочивание инфор­мации о семье, специфики ее взаимодействия, исследование семей­ной истории и выявление закономерностей функционирования се­мьи. Правила составления геноргаммы предложены вам в практику­ме по данной главе. После составления генограммы необходима бе­седа. Семья может самостоятельно составлять генограмму или это делает психолог при исследовании семьи.

Анализ древа охватывает следующие параметры: отношения в паре, специфика структуры семейной пары, причины и закономер­ности возникновения симптоматического поведения, повторяющие­ся события, синдромы годовщины, проблемы детско-родительских отношений, причины финансовых и других проблем, особенности заболеваний и т.д.

9. Семейные диалоги — все спорные вопросы обсуждаются под на­блюдением психолога.

10. Циркулярное интервью — это особая техника постановки во­просов и организации беседы, делающая акцент на обнаружении раз­личий между членами семьи. В данном интервью используются осо­бые вопросы циркулярного типа. Это означает, что один и тот же во­прос о специфике функционирования семьи должен быть задан всем членам семьи. Важным аспектом является специфика задавания та­кого вопроса. Так, например, спрашивая о проблеме поведения под­ростка у членов семьи, мы должны задать вопрос самому подростку о причинах его поведения и о том, как он думает, что о причинах его поведения думают мама и папа, то же самое необходимо спросить у родителей. Структура циркулярного интервью приведена в практи­куме данной главы.

11. Анализ истории семьи. Семейная история это хронологическое описание значимых событий в жизни семьи. Семейная история мо­жет охватывать все аспекты жизни семьи или быть тематической (Э.Г. Эйдемиллер, 1999). Так, при исследовании финансовых слож­ностей семьи семейная история может рассказываться с точки зре­ния финансового благополучия семьи. Тема всегда имеет какую-либо эмоциональную нагрузку, связанную с проблемой, являющейся ядром конфликта, повторяющегося в ряду поколений.

12. Семейный миф — это представление членов семьи о самой се­мье. В задачи функционирования семейного мифа входит сокрытие какой-либо отвергаемой информации с целью защиты семьи от этой информации. Так, например, миф о том, что в нашей семье разводов не было, стремится сохранять целостность семьи, не допустить и мысли о возможном разрыве партнерства. Необходимо заметить, что семейные мифы несут как функциональную, так дисфункциональ­ную нагрузку. Так миф «мы — семья героев» требует от членов семьи действительно героических поступков, сильных страстей и страда­ний, что может приводить к неадекватным реакциям, вплоть до су­ицида (А.Я. Варга, 2001). В литературе наиболее часто выделяют следующие семейные мифы: «мы — дружная семья», «мы — семья героев», «миф о спасателе».

13. Семейная легенда, по сути, представляет определенную семей­ную историю, сплачивающую семью и предотвращающую взгляд на реальность. Легенда не бывает полностью вымышленной, она лишь искажает факты или интерпретацию событий таким образом, чтобы поддержать миф о благополучии семьи. Анализ семейной легенды позволяет более адекватно оценивать семейную историю, освобо­диться от жестких норм.

14. Семейный сценарий — это обусловленный семейной историей набор паттернов поведения, передающийся из поколения в поколе­ние. Все члены семьи общаются по определенному сценарию, с рас­пределением сценарных ролей и взаимодействий. Анализ паттернов позволяет выявить специфику возникающих нарушений и рекон­струировать взаимоотношения.

15. Семейная скульптура. Это упражнение может проводиться как в рамках консультации со всей семьей, так и в рамках выстраивания скульптуры из подручных материалов. Инструкция для работы с се­мейной структурой следующая — расположитесь, пожалуйста, друг относительно друга таким образом, чтобы через эти скульптуры вы­разить отношения в вашей семье. После того как семья приняла определенную позицию, необходимо предложить семье некоторое время оставаться в этом состоянии для выявления скрытого напря­жения. Обычно уже через 5 мин многие члены семьи понимают сте­пень неудобства, которая анализируется, и активизируются попыт­ки найти всем членам семьи действительно удобную позицию. Так, например, молодая пара создала скульптуру — обнялись лицом друг к другу. Однако уже через 5 мин им стало неудобно, так как в этом состоянии невозможно двигаться. Эта работа может проводиться до­статочно долго, пока каждый не найдет нужного положения. Такая работа очень диагностична и позволяет определить степень эмоци­онально близости/дистанцированности членов семьи, наличие коа­лиций, альянсов и других структурных нарушений.

16. Семейные расстановки. Достаточно серьезное Направление в консультировании семьи. Автором является Б. Хеленгер. Метод фак­тически выглядит как расположение в пространстве помещения лю­дей, играющих роли членов семьи из актуального настоящего или прошлого клиента. Основой расположения этих участников являет­ся так называемая энергия семейного поля. По мнению автора, се­мья, являясь системой, функционирует по определенным законо­мерностям, создавая специфические напряжения в узловых местах, влияя, таким образом, на взаимодействия и паттерны поведения между людьми. Так, например, если в семье игнорируют присутствие какого-то члена семьи, например отца детей, то в месте, на котором должен находиться отец, создается специфическое напряжение, пе­ремещающее туда кого-то из семьи, напоминая об этой части систе­мы. Так, например, если семья старается скрыть от самой себя алко­голизм супруга, то через некоторое время сын, никогда не видивший отца, начинает повторять его поведение, тем самым напоминая об отце. Считается, что посторонние люди, попадая в это напряжение поля семьи, подчиняясь действию структурных закономерностей, начинают ощущать его на себе, озвучивая данные переживания для Клиента. Более подробно с этим методом можно ознакомиться в ли­тературе: Шнайдер Я. Семейные расстановки. Основные принципы и способы действий. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2009; Хеллингер Б. Порядки Любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. — М.: Издательство Инсти­тута психотерапии, 2003.

17. Использование специальных кукол. При помощи кукол идет разыгрывание семейных историй, ситуаций, иерархии. Часто струк­тура семейных отношений может быть показана в консультации при помощи кукол.

18. Работа с пуговицами, игрушками. Позволяет разыгрывать раз­личные семейные истории, сюжеты, наглядно увидеть расстановку сил в ситуации. Данные методы несколько даже выигрывают по сравнению со специальными куклами, так как анализу в этом случае подвергается не только пространственное расположение фигуры, но и функциональные и внешние ее характеристики: похожесть между собой, цвет, размер и т.д.

19. Семейный альбом. Семейные альбомы являются ценным источ­ником информации об истории жизни клиента, его семье, отноше­ниях между ее членами, формирующих личность клиента, и т. д. В отличие от отдельных фотографий, семейный альбом позволяет про­следить характерные для клиента модели поведения и их изменение но времени.

20. Семейный рецепт, семейные реликвии, картина, статуэтка, ста­ринный шкаф или пианино, которые передавались из поколения в поколение и являются носителем определенных историй, событий, семейной истории. Обычно такие вещи связаны с ценностями и тра­дициями семьи, создают ощущение рода, его значимости для отдель­ного человека и всей семьи.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 278.