ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСОиП (филиал) ДГТУ)

 

 

                                     Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

Практикум

часть 2

для бакалавров направления подготовки

38.03.06 «Торговое дело»

очной, заочной и дистанционной форм обучения

 

 

ШАХТЫ 2015


      

Авторы:

д.э.н., проф. кафедры «Товароведение, маркетинг и предпринимательство»


О.И. Радина

к.э.н, стар. преп. кафедры «Товароведение, маркетинг и предпринимательство»

О.Ю. Малинина

аспирант кафедры «Товароведение, маркетинг и предпринимательство»

Р.И. Сердюк

Рецензент:

к.э.н., доцент кафедры «Товароведение, маркетинг и предпринимательство»

Р.Р. Кадукова

 

Радина, О.И. Маркетинг в сферах и отраслях: Практикум часть 2/ О.И. Радина, О.Ю. Рудакова, Р.И. Сердюк. – Шахты: ИСОиП, 2015. - с.

 

Практикум содержит задания по дисциплине «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» для аудиторной работы студентов. Задание на практическое занятие содержит перечень вопросов для дискуссионного обсуждения, практические ситуации и методика их решения, а также контрольные вопросы для проверки знаний студентов. Рекомендован список литературы для подготовки к практическим занятиям.

Практикум рекомендован для бакалавров направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» очной, заочной и дистанционной форм обучения.

 

 

© ИСОиП, 2015

© О.И. Радина, О.Ю. Рудакова, Р.И. Сердюк 2015

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Рекомендации студентам по проведению практических занятий по дисциплине «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности». 2

Тематика и содержание практических заданий. 2

1. Тема: Маркетинг образовательных услуг. Маркетинг в страховом бизнесе. 2

2 Тема: Маркетинг в сфере бытовых услуг. 2

3 Тема: Маркетинг гостиничного хозяйства. 2

4 Тема: Маркетинг в туристском бизнесе. 2

5 Тема: Банковский маркетинг. 2

6 Тема: Маркетинг медицинских и санаторно-курортных услуг. 2

7 Тема: Маркетинг транспортных услуг. 2

Практические задания для самостоятельной работы.. 2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 2

 

 



ВВЕДЕНИЕ

По мере обострения конкуренции, в мире все яснее понимают, что помочь выжить на рынке может только всепроникающий маркетинг.

Значение маркетинга на современном этапе развития обусловлено тем, что именно маркетинг создает новый образ мышления в управлении предприятием. При этом маркетолог внедряет новый образ действия предприятия на рынке. К желательным качествам маркетолога можно отнести аналитические способности, воображение, пытливость, отсутствие боязни перемен, постоянное стремление все улучшить, инициативность, чувство предпринимательства, способность воспринимать все потери и успехи компании, как свои собственные.

Основными целями и задачами практикума по дисциплине «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» для бакалавров направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело» является овладение навыками, необходимыми для выявления особенностей в различных отраслях и сферах деятельностях:

  • определения конкурентоспособности продукции и предприятия;
  • пользования методикой проведения маркетинговых исследований;
  • применения способов сегментирования рынка и позиционирования товара;
  • разработки маркетинговых стратегий;
  • составления планов маркетинга;
  • изучения системы маркетинговых коммуникаций;
  • организации деятельности маркетинговой службы.

 

 


1 Рекомендации студентам по проведению практических занятий по дисциплине «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности»

 

Часть 2 Маркетинг в сфере услуг

 

Практические занятия это одна из форм учебного процесса высшего учебного заведения.

Целью практического занятия является проверка правильности усвоения знаний дисциплины «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» часть II «Маркетинг в сфере услуг», а также получения навыков принятия практических решений в маркетинговой деятельности  отдельных отраслей сферы услуг.

 

Сценарий практического занятия:

 

1.Обсуждение вопросов, предлагаемых в отдельной теме. Каждый вопрос готовится студентом в форме реферата по предварительной согласованности с преподавателем. Преподаватель заранее дает рекомендации по особенностям изложения реферативной работы конкретного вопроса определенной темы. Студент, представляя свою реферативную работу, лаконично и четко излагает изученный им материал. Необходимо уделить внимание современной тенденции развития определенного вида услуг, изучить и раскрыть существующие проблемы маркетинговой деятельности и возможные пути их решения. После изложения доклада проводится дискуссия, которой обычно руководит преподаватель.

2.Решение практических заданий. Для решения практических заданий авторы предлагают методические указания и алгоритмы их решения. В конце решения необходимо сделать выводы по применению маркетингового решения с учетом отраслевого подхода.

3.Контрольные вопросы. Формой контроля знаний студентов является устный опрос студентов группы. Ответ должен быть кратким и определять сущность вопроса. По итогам практического занятия преподаватель проставляет баллы по рейтинговой системе. Положительным результатом считается от 10 до 15 баллов за одно занятие.


2 Тематика и содержание практических заданий

 

Тема 1: Маркетинг образовательных услуг.

          Маркетинг в страховом бизнесе

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Современное состояние рынка образовательных услуг.

2. Специфика и особенности маркетинга образовательных услуг.

3. Критерии сегментирования рынка образовательных услуг.

4. Информационная база маркетинговых исследований рынка образовательных услуг.

5. Маркетинговые методы продвижения образовательных услуг.

6. Составляющие страхового продукта.

7. Основы сегментации страхового рынка.

8. Рыночная конкуренция страховых фирм.

9. Роль имиджа страховой компании в осуществлении основной деятельности.

10. Основные методы продвижения страхового продукта.

11. Роль страхования в обеспечении экономической безопасности предприятий.

 

 

Практические задания

 



Задание 1

Университетом предусмотрена сокращенная программа обучения сроком на 3 года. Фиксированная оплата одного года обучения составляет 30 тыс. руб.

Рассчитайте индивидуальный экономический эффект от получения образовательных услуг студента в университете после завершения образования при условии получения дополнительного дохода в результате работы на предприятии по специальности предполагая, что заработная плата работника на предприятии составит 25 тыс. руб. в месяц, НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – 13 %.

 

Методические указания к решению задачи:

1. Определим затраты на обучение студента:

 

,                                                     (1)

 

 - затраты на обучение, руб.;

 - затраты на один год обучения, руб.;

 - количество лет обучения.

 

2. Рассчитаем в денежном выражении НДФЛ по формуле:

 

,                                         (2)

 

 - заработная плата, руб.;

13 % - ставка налога НДФЛ.

 

3. Определим дополнительный доход работника предприятия за год:

 

,                                               (3)

 

- заработная плата за вычетом налоговых отчислений, руб.;

 - количество месяцев.

 

4. Рассчитаем индивидуальный экономический эффект от получения студентом образовательных услуг:

,                                             (4)

 

 

Задание 2

Величина страхового взноса составляет 500 руб. Количество договоров купли-продажи страховых полисов за предыдущий период составило 264 шт. Себестоимость изготовления одного полиса равна 201 руб. Затраты на содержание страховой компании – 54000 руб.

Определить чистую и валовую маржу страховой компании.

 

Методические указания к решению задачи:

Определим объем продаж страховой компании за предыдущий период:

 

,                                                       (5)

 

 - объем продаж страховой компании за предыдущий период, руб.;

 - величина страхового взноса, руб.;

 - количество договоров купли-продажи страховых полисов, шт.;

 

Рассчитаем валовую прибыль:

 

,                                                     (6)

 

 - валовая прибыль, руб.;

 - себестоимость изготовления одного полиса, руб.;

 

Рассчитаем чистую прибыль:

 

,                                                  (7)

 

- чистая прибыль, руб.;

затраты на содержание страховой компании, руб.;

 

Определим валовую маржу:

,                                           (8)

 - валовая маржа, %.

 

Определим чистую маржу:

,                                           (9)

- чистая маржа, %.

 

Задание 3

Страховой компанией был проведен анализ базы потенциальных клиентов. Составлены и отправлены письма и предложения по страхованию. Затраты на отправку одного письма составили – 54 р. Количество отправленных писем – 604, вернувшихся ответов – 520, количество назначенных встреч составляет – 489. Предполагаемый доход страховой компании, приходящийся на одного клиента, составляет 131 руб.

Следует оценить эффективность директ-маркетинговой акции.

 

Методические указания к решению задачи:

Определим стоимость затрат отправленных писем:

 

,                                                          (10)

 

- стоимость затрат отправленных писем, руб.;

 - стоимость затрат, приходящихся на одно отправленное письмо, руб.

 - количество отправленных писем, шт.

 

Определим предполагаемый доход страховой компании в результате привлечения клиентов:

 

,                                                        (11)

 

- доход страховой компании в результате привлечения клиентов, руб.;
 - доход страховой компании, приходящийся на одного клиента, руб.;

- количество привлеченных клиентов.

 

Рассчитаем эффективность директ-маркетинговой акции:

 

,                                                       (12)

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Раскройте сущность, содержание и функции маркетинга образовательных услуг.

2. Назовите субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг.

3. Укажите элементы маркетинга образовательных услуг.

4. Назовите стратегии маркетинга образовательных услуг.

5. В чем особенности ценообразования услуг образовательного характера?

6. Какова роль маркетинга в страховых компаниях?

7. Каковы особенности взаимосвязи потребителей услуг страхования и страховых компаний.

8. В чем заключается культура страхового обслуживания?

9. Назовите этапы предоставления страховой услуги.

10. Субъекты страховой деятельности, их функции.

 

Задание  1

Оцените объем и структуру реализации услуг ателье по пошиву одежды на следующий год. В районе ателье проживает 2 тыс. чел. В результате опроса был выявлен уровень осведомленности населения, который характеризуется следующими данными: из всех опрошенных 20% вообще не знали о существовании ателье. Из оставшихся 80% осведомленных 45% не пользуются услугами этого ателье, 20% опрошенных клиентов не удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

Рассчитайте:

1. Число потенциальных клиентов ателье.

2. Количество потребителей по видам услуг.

3. Объем реализации услуг за год в условных единицах и стоимостных показателях.

4. Сформируйте рекомендации по активизации деятельности ателье.

Таблица 1

Наименование услуг Удельный вес потребителей, пользующихся услугами Количество потребителей, чел. Периодичность потребления ед./год. Количество услуг за отчетный год Средняя цена услуги, руб. Объем реализации в планируемом году, руб.
Пальто, полупальто зимнее (с подкладкой, в т.ч. из искусственного меха и утепляющей подкладкой) 8 70 5 350 3400 1190000
Жакет зимний (с подкладкой, в т.ч. из искусственного меха и утепляющей подкладкой) 3 26 4 104 2700 280800
Пиджак 7 62 7 434 1400 607600
Смокинг 2 18 2 36 3400 122400
Фрак 6 53 3 159 5600 890400
Брюки мужские 15 132 8 1056 1000 1056000
Брюки женские 13 114 10 1140 1000 1140000
Комбинезон 12 106 4 424 1800 763200
Юбка 15 132 15 1980 800 1584000
Платье, сарафан, халат 19 167 16 2672 1000 2672000
Итого 100 880 - - - 10306400

 

 

Методические указания к решению задачи:

 

Определим число потенциальных клиентов ателье:

 

,                                          (13)

 

 - численность потенциальных клиентов ателье, чел.;

 - численность проживающего населения в районе ателье, чел.;

 - удельный вес людей, осведомленных о существовании ателье, %;

- удельный вес людей, пользующихся услугами ателье, %.

Распределяем количество возможных клиентов по видам услуг ателье с учетом доли потребителей:

 

,                                                     (14)

 

 - численность потенциальных клиентов, распределенных по видам услуг ателье, чел.;

- удельный вес клиентов, распределенный по видам услуг ателье, %.

 

Количество услуг за отчетный год определяется по формуле:

 

,                                                  (15)

 

 - количество услуг за отчетный год, единицы;

 - периодичность потребления услуг, единиц в год.

 

Объем реализации услуг ателье в планируемом году определяется по формуле:

 

,                                           (16)

 

 - объем реализации услуг ателье, руб.;

- средняя цена на услуги ателье, руб.

Задание 2

Оцените конкурентоспособность сервисных услуг мебельного предприятия ООО «Люкс» методом бальной оценки с учетом коэффициента весомости, используя следующие данные:

Таблица 2

Факторы

Коэф. весомости

ООО «Люкс»

Конкуренты

ЗАО «Силуэт»

ООО «Ваш Дом»

балл Взвеш. оцен. балл Взвеш.оцен. балл Взвеш. оцен.
1 2 3 4 5 6 7 8
Качество сервисных услуг 0,2 4 0,8 3 0,6 2 0,4
Срок исполнения сервисного обслуживания 0,5 3 1,5 2 1 2 1
Уровень известности 0,3 2 0,6 2 0,6 2 0,6
Итого 1 9 2,9 7 2,2 6 2

 

 

Методические указания к решению задачи:

 

По сумме балов выбираем предприятие, сервисные услуги которого будем сравнивать с ООО «Люкс». В данном случае, это ЗАО «Силуэт».

На основе представленной бальной оценки конкурентных преимуществ сервисных услуг рассчитаем обобщенные показатели конкурентоспособности сервисных услуг ООО «Люкс» и ЗАО «Силуэт»:

 

,                                                          (17)

 

Обобщенный показатель конкурентоспособности:

 

,                                              (18)

 

Задание 3

Маркетологу необходимо дать прогнозную оценку рынка сбыта для предприятия ООО «Звезда», оказывающего парикмахерские услуги методом регрессионного анализа по следующим данным:

Таблица 3

Год

Объем реализации услуг, тыс.руб.

1

2

2012

12246,6

2013

12993,1

2014

14756,9

Итого:

39996,6

 

 

Методические указания к решению задачи:

 

При определении величины потребностей рынка методом регрессионного анализа используем уравнение прямой:

 

,                                                           (19)

 

- следующий прогнозный условный год.

 

Определим  по формуле:

,                                                      (20)

 

- сумма значений уровня ряда;

 

- количество уровней ряда.

Определим  по следующей формуле:

 

,                                                  (21)

- условные годы.

 

Задание 4

Маркетологу необходимо провести анализ рынка в сфере бытовых услуг для предприятия ООО «Лотос».

По оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения Ростовской области к началу 2014 года составила 4276 тыс. чел. Численность населения г. Шахты 250 тыс.чел.

Общий объем спроса потребляемых услуг в Ростовской области составил 4,9 млрд. руб.

Общий объем спроса потребляемых услуг в г. Шахты составил 286,5 млн. руб. При этом ёмкость рынка г. Шахты равна 255 млн. руб.

На основании представленных данных следует дать прогнозную оценку рынка сбыта услуг используя метод стандартного распределения вероятностей.

 

Методические указания к решению задачи:

Найдем значение равное неудовлетворенному спросу:

 

,                                                                (22)

 

объем неудовлетворенного спроса потребляемых услуг, руб.;

общий объем спроса, руб.;

емкость рынка, руб.

 

Неудовлетворенный спрос свидетельствует том, что у предприятия имеются резервы для наращивания объемов производства и реализации услуг.

Далее определим возможность дополнительного сбыта услуг.

1. Оптимистический прогноз равен неудовлетворенному спросу.

2. Пессимистический прогноз равен 10 % оптимистического прогноза.

3. Наиболее вероятный прогноз равен 50 % оптимистического прогноза.

 

Задание 5

В результате внедрения новой косметологической услуги маркетологу необходимо определить возможную экономическую эффективность проведения рекламных мероприятий.

 

 

Таблица 4

Показатель

Значение
1

2

3

1

Среднегодовой оборот услуг до рекламного периода, руб.

5200,68

2

Прирост среднегодового оборота услуг за рекламный и послерекламный период, %

15

3

Количество дней учета оборота в рекламном и послерекламном периодах

60

4

Торговая надбавка на услугу, в % к цене реализации

20

5

Расходы на рекламу, руб.

4000

6

Дополнительные расходы по приросту оборота услуг, руб.

250

 

Методические указания к решению задачи:

 

Для определения дополнительного оборота услуг в денежном выражении применим формулу:

 

,                                                     (23)

 

- дополнительный оборот услуг, руб.;

- среднегодовой оборот услуг до рекламного периода, руб.;

- прирост среднегодового оборота услуг за рекламный и послерекламный период, %;

- количество дней учета оборота в рекламном и послерекламном периодах.

 

Далее определим экономическую эффективность рекламы путем соотношения прибыли от дополнительного оборота услуг, полученного под воздействием рекламы и расходами на нее по формуле:

 

,                                     (24)

 

- торговая надбавка на услугу, в % к цене реализации;

- расходы на рекламу, руб.;

- дополнительные расходы по приросту оборота услуг, руб.

 

Контрольные вопросы к теме 2:

1. В чем особенности формирования рынка услуг?

2. Определите элементы маркетинговой среды предприятий сферы услуг.

3. Раскройте смысл выражения «комплекс маркетинга» в сфере услуг и назовите особенности его реализации.

4. Какие существуют концепции маркетинга применительно в сфере услуг?

5. Охарактеризуйте этапы жизненного цикла услуги.

6. Укажите особенности ассортиментной политики в сфере услуг.

7. Назовите факторы, влияющие на ценообразование в сфере услуг.

8. В чем заключается коммуникативная политика в маркетинге услуг.

9. Назовите методы оценки конкурентоспособности услуг.

 

 

Задание 1

Гостиничное предприятие ЗАО «Изумруд» приняло решение по поводу проведения рекламных мероприятий в целях повышения информированности населения о гостиничных услугах.

Затраты на составление рекламного сообщения составляют 320 руб., стоимость одного сантиметра печатного текста составляет 72 руб., площадь рекламного сообщения 50 см. кв., периодичность печатания в планируемом году – 4 раза в месяц.

Определить годовой бюджет предполагаемых рекламных мероприятий гостиничного предприятия.

 

Методические указания к решению задачи:

 

Годовой бюджет рекламных мероприятий рассчитывается по формуле:

 

,                                          (25)

 

 - бюджет рекламных мероприятий, руб.;

 - затраты на составление рекламного сообщения, руб.;

 - стоимость одного сантиметра печатного текста, руб.;

 - площадь рекламного сообщения, см. кв.;

            - периодичность печатания;

           12 – количество месяцев в году.

 

 

Задание 2

В рассматриваемом регионе имеется 25 гостиничных предприятий, которые отличаются друг от друга категорийностью, вместимостью, месторасположением и образуют совокупное предложение на рынке гостиничных услуг.

Востребованная часть рынка гостиничных услуг в 2012 году составила 1973,5 койкосуток, в 2013 году – 1321,5 койкосуток, в 2014 году – 1528,5 койкосуток.

Невостребованная часть рынка гостиничных услуг в 2012 году – 1001,5 койкосуток, в 2013 году – 1653,5 койкосуток, в 2014 году – 1446,5 койкосуток.

Определить емкость потребительского рынка гостиничных услуг и индекс спроса.

 

Методические указания к решению задачи:

 

1. Определим емкость рынка гостиничных услуг:

 

,                                                      (26)

 - емкость рынка гостиничных услуг, руб.;

 - востребованная часть рынка гостиничных услуг, руб.;

 - невостребованная часть рынка гостиничных услуг, руб.

2. Рассчитаем индекс спроса:

 

,                                                (27)

 

индекс спроса востребованной части рынка гостиничных услуг;

индекс спроса невостребованной части рынка гостиничных услуг;

 

,                                                (28)

 

 

Контрольные вопросы к теме 3:

1. Каковы функции маркетинга в управлении гостиничным хозяйством?

2. Раскройте концепцию развития маркетинга гостиничного бизнеса.

3. Назовите способы ценообразования в гостиничном хозяйстве.

4. Назовите виды дифференциации цен.

5. В чем заключается «эффект престижа» с точки зрения создания спроса на гостиничные услуги?

6. Назовите основные стратегии развития предприятий гостиничного хозяйства.

7. Раскройте понятие качества в сфере гостиничных услуг.

8. Охарактеризуйте современное положение гостиничного хозяйства России.

9. Какие элементы включает в себя маркетинг-микс гостиничного сервиса?

10. Поясните значение терминов «факультативные гостиничные услуги» и «сопутствующие гостиничные услуги». Приведите примеры.

 

 

Задание 1

 

Маркетологу туристской фирмы ООО «Элит» удалось выяснить, что при цене услуги равной 5000 руб.. за единицу ежедневный спрос составляет 150 туристических путевок, при цене 4700 руб. за единицу спрос стал составлять 210 путевок в день.

Рассчитать коэффициент ценовой эластичности по данной услуге и сделать соответствующий вывод относительно её эластичности.

 

Методические указания к решению задачи:

 

Определим изменение количества продаж туристической услуги по следующей формуле:

,                                                     (29)

 - количество продаваемых путевок до изменения цены, шт.;

 - количество продаваемых путевок после изменения цены, шт.

 

 

Определим коэффициент ценовой эластичности по данному туристическому товару по формуле:

 

,                                                   (30)

 

 - коэффициент ценовой эластичности;

 

Задание 2

Предприятие ООО «Караван» планирует проведение юбилейного мероприятия, посвященного 25-летнему существованию фирмы на рынке.

Смета расходов на проведение мероприятия

Таблица 5

Статьи расходов Расходы
1 2 3
1 Бронирование и аренда ресторана, руб. 50000
2 Украшение цветами и воздушными шарами с логотипом компании, руб. 3000
3 Организация шоу-программы (ведущий, танцевальные коллективы, профессиональные музыканты), руб. 20000
4 Приобретение конкурсных призов и подарков, руб. 8000
5 Подготовка и рассылка приглашений, руб. 2000
6 Видеосъемка, руб. 6000
7 Фейерверк, руб. 25000

Итого:

114000

 

В плановом периоде предприятием предусмотрено получение выручки на сумму 2,7 млн. руб. при себестоимости – 1,9 млн. руб.

ООО «Караван» работает по общей системе налогообложения.

Общая стоимость имущественного комплекса предприятия составляет 800 тыс. руб. 

Определить будет ли достаточной величина чистой прибыли, полученной от основной деятельности для финансирования запланированного мероприятия.

 

Методические указания к решению задачи:

Определим прибыль от продаж по формуле:

 

,                                                   (31)

 

- прибыль от продаж, руб.;

 - выручка, руб.;

 - себестоимость, руб.

 

Определим налог на имущество:

 

,                                         (32)

 

2,2% – налоговая ставка на имущество;

 - общая стоимость имущественного комплекса предприятия, руб.

Определим налог на прибыль:

 

,                                       (33)

 

 - налог на прибыль, руб.

24% - ставка налога на прибыль.

Определим чистую прибыль предприятия:

 

,                                           (34)

 

Задание 3

 

В результате маркетинговых исследований предполагается увеличить долю предприятия, работающего на рынке туристских услуг с 12 до 19% при емкости рынка 160 тыс. штук туристического продукта. Какова дополнительная прибыль предприятия в предстоящем периоде, если прибыль на одну путевку составляет 320 руб., а емкость рынка увеличится на 5%. Затраты на маркетинг в расчете на год составляют 502 тыс. руб. Целесообразно ли затрачивать такую сумму средств на маркетинг?

 

Методические указания к решению задачи:

Определим первоначальный объем продаж по формуле:

 

,                                             (35)

 

 - первоначальный объем продаж, шт.;

 - первоначальная доля предприятия на рынке, %;

 - первоначальная емкость рынка, шт.

 

Рассчитаем ожидаемую емкость рынка:

 

,                                        (36)

 

 - ожидаемая емкость рынка, шт.;

 - первоначальная емкость рынка, шт.;

 - процент изменения емкости рынка, %.

 

С учетом увеличении доли рынка определим предполагаемый объем продаж:

 

,                                                          (37)

 

 - ожидаемый объем продаж, шт.;

 - предполагаемая доля предприятия на рынке, %;

 - предполагаемая емкость рынка, шт.

 

Дополнительная реализация составит:

 

,                                                     (38)

 

 - дополнительный объем продаж, шт.

Определим дополнительную прибыль по формуле:

 

,                                                (39)

 

 - дополнительная прибыль, руб.;

 - прибыль на одно изделие, руб.

 

Эффект от реализации мероприятий составит:

 

,                                                    (40)

 

 - эффект реализации мероприятий, руб.;

 - затраты на маркетинг, руб.

 

 

Контрольные вопросы к теме 4:

1. Дайте понятие туристского продукта.

2. Охарактеризуйте современное состояние туристского рынка в России.

3. Укажите критерии сегментации туристских фирм.

4. Назовите концепции развития туристского маркетинга.

5. Методы продвижения туристского продукта.

 

 

Задание 1

При разработке нового вида банковского «продукта» банку необходимо оценить возможные рисковые ситуации, которые могут возникнуть в период реализации данного банковского «продукта».

Таблица 6

Риски, Группа приоритета,
- Возможное снижение предполагаемых объемов реализации банковских услуг вследствие повышения цен; - Потери в объеме реализации банковских услуг из-за низкого качества оказания услуг; - Недостаток финансовых средств
 - Непредвиденные затраты из-за инфляции; - Отношение местных властей; - Недостаточная квалификация кадров;
 - Потери в объеме реализации, связанные с освоением новой техники и технологии предоставления новой банковской услуги; -Риск, связанный с изменением конъюнктуры рынка; -Недостаточная платежеспособность потребителей.

 

Первый приоритет весомее третьего в 5 раз. ( )

Представим таблицу вероятности наступления рисков.

Таблица 7

Риски,

Эксперты

Средняя вероятность

1 2 3
- Возможное снижение предполагаемых объемов реализации банковских услуг вследствие повышения цен; - Потери в объеме реализации банковских услуг из-за низкого качества оказания услуг; - Недостаток финансовых средств 80     75   60 75     70   70 85     80   80 80     75   70
 - Непредвиденные затраты из-за инфляции; - Отношение местных властей; - Недостаточная квалификация кадров; 50   30 35   50   35 40   50   30 30   50   32 35
 - Потери в объеме реализации, связанные с освоением новой техники и технологии предоставления новой банковской услуги; -Риск, связанный с изменением конъюнктуры рынка; -Недостаточная платежеспособность потребителей. 45     30   15 30     30   20 45     30   25 40     30   20

 

 

Методические указания к решению задачи:

 

Определим удельные веса каждого риска во всей совокупности рисков.

Установим вес группы с наименьшим приоритетом по формуле:

 

,                                                              (41)

 

К – количество групп;

f – весомость группы;

n – количество рисков.

 

Весомость остальных групп определяем по формуле:

 

,                                             (42)

 

Сведем полученные данные в таблицу и определим удельный вес каждого риска.

 

Таблица 8

Риски, Группа приоритета, Удельный вес проек.риска
- Возможное снижение предполагаемых объемов производства из повышения цен на материалы; - Потери в объеме реализации из-за низкого качества оказания услуг; - Недостаток оборотных средств  
 - Непредвиденные затраты из-за инфляции; - Отношение местных властей; - Недостаточная квалификация кадров;  
 - Потери в объеме производства, связанные с освоением новой техники и технологии; -Риск, связанный с изменением коньюнктуры рынка; -Недостаточная платежеспособность потребителей.  

Далее, определим непротиворечивость мнений экспертов.

Таблица 9

Риски,

Эксперты

Мах / /

1 2 3
- Возможное снижение предполагаемых объемов производства из повышения цен на материалы;   - Потери в объеме реализации из-за низкого качества оказания услуг;     -Недостаток оборотных средств 80   75   60 75   70   70 85   80   80    
 - Непредвиденные затраты из-за инфляции;   - Отношение местных властей;   - Недостаточная квалификация кадров; 50   30     35   50   35     40   50   30     30      
 - Потери в объеме производства, связанные с освоением новой техники и технологии;   -Риск, связанный с изменением конъюнктуры рынка; -Недостаточная платежеспособность потребителей.                                                                                45     30   15 30     30   20 45     30   25    
Итого:          

 

- оценки каждой пары экспертов.

Существует два правила оценки непротиворечивости мнений экспертов.

1 Мах ,                                            (43)

                                 , условие выполняется

2 ,                                           (44)

 

Определим вероятность риска.

Таблица 10

Риски, Удельный вес простых рисков Средняя вероятность Балл
- Возможное снижение предполагаемых объемов производства из повышения цен на материалы; - Потери в объеме реализации из-за низкого качества оказания услуг; - Недостаток оборотных средств      
 - Непредвиденные затраты из-за инфляции; - Отношение местных властей; - Недостаточная квалификация кадров;      
 - Потери в объеме производства, связанные с освоением новой техники и технологии; -Риск, связанный с изменением коньюнктуры рынка; -Недостаточная платежеспособность потребителей.      
Итого:      

 

Задание 2

ООО «Народный банк» ориентируется на три сегмента клиентов.

В первом сегменте объем оказанных банковских услуг за предыдущий квартал составил 10 млн. руб. при емкости рынка в данном сегменте 28 млн. руб.

Предполагается, что емкость рынка увеличится на 3%, а доля банка на 6%.

Во втором сегменте доля банка – 2 %., объем оказанных банковских услуг – 8 млн. руб. Емкость рынка в этом сегменте возрастет на 7% при снижении доли банка в этом сегменте на 4%.

В третьем сегменте емкость рынка составляет 16 млн. руб. при его доле на рынке равной 11% изменений не наблюдается.

Определите объем оказанных банковских услуг в настоящем периоде.

 

Методические указания к решению задачи:

Определим емкость рынка банковских услуг в первом сегменте в настоящем периоде по формуле:

 

,                                              (45)

 

емкость рынка в настоящем периоде, млн. руб.;

емкость рынка в предыдущем периоде, млн. руб.;

процент увеличения емкости рынка, %.

 

Определим объем оказанных банковских услуг в первом сегменте в настоящем периоде по формуле:

 

,                                                 (46)

 

 объем оказанных банковских услуг в первом сегменте в настоящем периоде, млн. руб.;

 

 объем оказанных банковских услуг в первом сегменте в предыдущем периоде, млн. руб.;

 

процент увеличения доли рынка банка, млн. руб.

Контрольные вопросы к теме 5:

1. Определите понятие и цели банковского маркетинга.

2. Назовите особенности банковского маркетинга.

3. Назовите элементы банковского маркетинга.

4. Какие составные элементы включает в себя система маркетинговой информации банковских услуг.

5. Какие составляющие определяют окружающую среду банковского маркетинга.

6. В чем особенность системы планирования, организации и контроля банковского маркетинга.

 

 

Задание 1

Расставьте в правильной последовательности этапы процесса разработки нового лекарственного средства:

¾ разработка замысла и его проверка;

¾ испытание в рыночных условиях;

¾ разработка лекарственного средства;

¾ формирование идей;

¾ анализ возможностей производства и сбыта;

¾ разработка стратегии маркетинга;

¾ развертывание коммерческого производства;

¾ отбор идей.

 

Задание 2

Коммерческое санаторно-курортное учреждение приняло решение об инвестировании денежных средств в размере 10000 руб. в покупку новых лекарственных препаратов – 50 (шт.). При этом данное учреждение предполагает получить на инвестированные денежные средства 40% прибыли. Затраты на получение одной упаковки лекарственных препаратов составляют 580 руб. Необходимо определить цену на новые лекарственные препараты, при которой санаторно-курортное учреждение получит целевую прибыль.

 

Методические указания к решению задачи:

 

Определим цену по формуле:

 

,                                                   (47)

 

цена, руб.;

затраты на получение одной упаковки лекарственных препаратов, руб.;

норма прибыли, %;

инвестированный капитал, руб.;

объем продаж, шт.

 

Контрольные вопросы к теме 6:

1. Каковы особенности медицинской услуги как товара?

2. Охарактеризуйте развитие российского рынка медицинских услуг.

3. Назовите источники информации о рынке медицинских услуг.

4. Какие существуют задачи и проблемы внедрения маркетинга в систему управления медицинскими учреждениями?

5. Какие вы знаете конкурентные маркетинговые стратегии медицинского учреждения?

 

Задание 1

Предприятие в течение некоторого времени для доставки своих работников на место работы использует автобус, который проделывает путь 250 км/сутки.

Предприятие стоит перед выбором: использовать свой автобус или пользоваться услугами транспортной фирмы по тарифу 60 руб./км.

При использовании собственного автобуса фирма несет следующие издержки:

¾ приобретение автобуса 560 тыс. руб., половина этой стоимости амортизируется за четыре года;

¾ налоги и затраты по страхованию – 35 тыс. руб./год;

¾ расходы на заработную плату – 5500 руб./мес.

¾ затраты на горючее, ремонт – 30 руб./км.

 

Методические указания к решению задачи:

 

При пользовании услугами транспортной фирмы расходы предприятия за год составят:

 

              ,                                      (48)

 

расходы за год, руб.;

путь пробега автобуса в сутки, км./сутки;

тариф транспортной фирмы, руб./км.

30 – количество суток в месяц; приобретение автобуса 560 тыс. руб., половина этой стоимости амортизируется за четыре года;

12 – количество месяцев в году.

 

При использовании собственного автобуса предприятие несет следующие затраты:

 

,                                   (49)

 

амортизационные отчисления, руб.

налоги и затраты по страхованию – 35 тыс. руб./год;

расходы на заработную плату – 5500 руб./мес.

затраты на горючее, ремонт – 30 руб./км.

 

Амортизационные отчисления, которые списываются на себестоимость:

 

,                                                            (50)

 

 норма амортизации, %;

срок службы, год.

 

,                                                         (51)

 

амортизационные отчисления, руб.;

первоначальная стоимость автобуса, руб.;

количество лет, год.

 

Расходы на заработную плату в год составят:

 

,                                               (52)

 

Затраты на ремонт и горючее автобуса за год составят:

 

,                                            (53)

 

путь пробега автобуса в сутки, км./сутки;

30 – количество суток в месяц;

12 – количество месяцев в году.

затраты на ремонт и горючее в расчете на один км.

 

 

Контрольные вопросы к теме 7:

1. Определите роль сервисных услуг в деятельности транспортных предприятий.

2. Укажите классификацию видов  сервисных услуг на транспорте.

3. Какие вы знаете стратегические направления развития транспортных услуг?

4. Назовите инструменты управления качеством сервисных услуг на транспорте.

5. Разъясните основные функции службы сервиса на транспорте.


3 Практические задания для самостоятельной работы

 


Задание 1

 

Восстановите этапы реализации плана деловой стратегии по освоению страхового рынка страховой компании:

 

Рис. 1 – Этапы реализации деловой стратегии страховой компании

 

- выбор оптимальных каналов оказания страховых услуг (образование филиалов, дочерних фирм, представительств и т. п.);

- установление стимуляторов спроса на услуги (снижение тарифов, предоставление бонуса и др.);

- выбор инструментов конкуренции (реклама, комиссионные вознаграждения и т. п.);

- определение стратегии на данный период;

- отбор наиболее перспективных видов страхования.

 

Задание 2

 

Укажите основные элементы внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие:

 

1. рыночный спрос;

2. сезонные миграции;

3. конкуренция;

4. доходы населения;

5. ноу-хау страховых услуг;

6. инфраструктура страховщика;

7. экономические факторы.

 

Задание 3

Используя матрицу БКГ, укажите позицию страховой компании на рынке на основании следующих данных:

¾ средний индекс темпов роста страхового рынка составляет 1,05;

¾ относительная доля рынка, занимаемая страховой компанией, составляет 1,3;

На основании анализа матрицы БКГ сформируйте основные направления стратегии развития страховой компании.

 

Задание 4

Университетом предусмотрена сокращенная программа обучения сроком на 3 года. Фиксированная оплата одного года обучения составляет 38 тыс. руб.

Рассчитайте индивидуальный экономический эффект от получения образовательных услуг студента в университете после завершения образования при условии получения дополнительного дохода в результате работы на предприятии по специальности предполагая, что заработная плата работника на предприятии составит 18600 тыс. руб. в месяц, НДФЛ – 13 %.

 

 Задание 5

Разработайте комплекс сервисных услуг для следующих товаров:

¾ мебель;

¾ парфюмерия;

¾ бытовая техника;

¾ мобильные телефоны;

¾ автомобили.

Задание 6

Разработайте показатели качества оценки предоставления сервисных услуг:

¾ услуги парикмахерских;

¾ услуги фотоателье;

¾ ремонт бытовых приборов;

¾ ремонт транспортных средств;

¾ пошив и ремонт одежды;

¾ ремонт и изготовление обуви;

¾ туристические услуги;

¾ санаторно-оздоровительные.

 

Задание 7

 

Общая сумма валовых доходов от платных услуг по рынку – 425.821 руб., в т. ч. валовые доходы от оказания образовательных услуг составляют 1280 руб. Всего расходы по рынку, относящиеся на услуги – 10.100.128 руб., плановый уровень рентабельности равен 14%. Ставка НДС – 18%. Определить отпускную цену на образовательные услуги рынка.

Задание 8

Поясните значение маркетинга в страховании, целесообразность и необходимость введения в структуру страховой компании службы маркетинга.

Задание 9

 

Оцените объем и структуру реализации услуг ателье по пошиву одежды на следующий год. В регионе ателье проживает 5 тыс. чел. В результате опроса был выявлен уровень осведомленности населения, который характеризуется следующими данными: из всех опрошенных 25% вообще не знали о существовании ателье. Из оставшихся 75% осведомленных 30% не пользуются услугами этого ателье, 15% опрошенных клиентов не удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

Рассчитайте:

1. Число потенциальных клиентов ателье.

2. Количество потребителей по видам услуг.

3. Объем реализации услуг за год в условных единицах и стоимостных показателях.

4. Сформируйте рекомендации по активизации деятельности ателье.

Таблица 6

Наименование услуг Удельный вес потребителей, пользующихся услугами Количество потребителей, чел. Периодичность потребления ед./год. Количество услуг за отчетный год Средняя цена услуги, руб. Объем реализации в планируемом году, руб.
Пальто, полупальто зимнее (с подкладкой, в т.ч. из искусственного меха и утепляющей подкладкой) 3   5   3400  
Жакет зимний (с подкладкой, в т.ч. из искусственного меха и утепляющей подкладкой) 8   4   2700  
Пиджак 6   4   1400  
Смокинг 2   2   3400  
Фрак 7   3   5600  
Брюки мужские 15   8   1000  
Брюки женские 12   10   1000  
Комбинезон 13   6   1800  
Юбка 19   15   800  
Платье, сарафан, халат 15   16   1000  
Итого 100   - - -  

Задание 10

Маркетологу фирмы необходимо дать прогнозную оценку рынка сбыта методом регрессионного анализа по следующим данным:

Таблица 7

Год

Объем реализации услуг, тыс.руб.

1

2

2012

13248,4

2013

14983,1

2014

15856,6

Итого:

44088,1

 

Задание 11

Маркетологу необходимо провести анализ рынка в сфере услуг для предприятия ЗАО «Полет».

По оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения Ростовской области к началу 2014 года составила 5374 тыс. чел. Численность населения г. Шахты 300 тыс.чел.

Общий объем спроса потребляемых услуг в Ростовской области составил 3,7 млрд. руб.

Общий объем спроса потребляемых услуг в г. Шахты составил 238,1 млн. руб. При этом ёмкость рынка г. Шахты равна 251,3 млн. руб.

На основании представленных данных, используя метод стандартного распределения вероятностей, следует дать прогнозную оценку рынка сбыта услуг.

Задание 12

В результате внедрения новой парикмахерской услуги маркетологу необходимо определить возможную экономическую эффективность от дополнительного оборота услуг предприятия при следующих условиях:

Таблица 8

Показатель Значение
1 2 3
1 Среднегодовой оборот услуг до рекламного периода, руб. 6000
2 Прирост среднегодового оборот услуг за рекламный и послерекламный период, % 17
3 Количество дней учета оборота услуг в рекламном и послерекламном периодах, дни 45
4 Торговая надбавка на услугу, в % к цене реализации 20
5 Расходы на рекламу, руб. 3200
6 Дополнительные расходы по приросту оборота услуг, руб. 180

Задание 13

Гостиничное предприятие ОАО «Эллада» приняло решение о проведении рекламных мероприятий в целях повышения информированности населения о гостиничных услугах.

Затраты на составление рекламного сообщения составляют 400 руб., стоимость одного сантиметра печатного текста составляет 58 руб., площадь рекламного сообщения 86 см. кв., периодичность печатания в планируемом году – 2 раза в месяц.

Определить годовой бюджет предполагаемых рекламных мероприятий гостиничного предприятия.

 

Задание 14

В рассматриваемом регионе имеется 15 гостиничных предприятий, которые отличаются друг от друга категорийностью, вместимостью, месторасположением и образуют совокупное предложение на рынке гостиничных услуг.

Востребованная часть рынка гостиничных услуг в 2012 году составила 1873,5 койкосуток, в 2013 году – 2521,5 койкосуток, в 2014 году – 2698,5 койкосуток.

Невостребованная часть рынка гостиничных услуг в 2012 году – 1626,5 койкосуток, в 2013 году – 978,5 койкосуток, в 2014 году – 801,5 койкосуток.

Определить емкость потребительского рынка гостиничных услуг и индекс спроса.

 

 

Задание 15

 

Маркетологу туристской фирмы ЗАО «Атлант» удалось выяснить, что при цене путевки равной 13500 руб. за единицу ежедневный спрос составляет 70 путевок, при цене 13200 руб. за единицу спрос стал составлять в среднем 78 путевок в день.

Рассчитать коэффициент ценовой эластичности по данному туристическому товару и сделать соответствующий вывод относительно эластичности спроса.

 

Задание 16

Предприятие ООО «Нептун» планирует проведение юбилейного мероприятия, посвященного 25-летнему существованию фирмы на рынке.

Смета расходов на проведение мероприятия

Таблица 10

Статьи расходов Расходы
1 2 3
1 Бронирование и аренда ресторана, руб. 75000
2 Украшение цветами и воздушными шарами с логотипом компании, руб. 2500
3 Организация шоу-программы (ведущий, танцевальные коллективы, профессиональные музыканты), руб. 25000
4 Приобретение конкурсных призов и подарков, руб. 7000
5 Подготовка и рассылка приглашений, руб. 2000
6 Видеосъемка, руб. 5500
7 Фейерверк, руб. 20000

Итого:

137000

 

В плановом периоде предприятием предусмотрено получение выручки на сумму 3,1 млн. руб. при себестоимости – 2,8 млн. руб.

ООО «Караван» работает по общей системе налогообложения.

Общая стоимость имущественного комплекса предприятия составляет 880 тыс. руб. 

Определить будет ли достаточной величина чистой прибыли, полученной от основной деятельности для финансирования запланированного мероприятия.

Задание 17

 

В результате маркетинговых исследований предполагается увеличить долю предприятия, работающего на рынке туристских услуг с 10 до 12% при емкости рынка 140 тыс. путевок. Какова дополнительная прибыль предприятия в предстоящем периоде, если прибыль на одну путевку составляет 280 руб., а емкость рынка увеличится на 4%. Затраты на маркетинг в расчете на год составляют 480 тыс. руб. Целесообразно ли затрачивать такую сумму средств на маркетинг?

Задание 18

ООО «Донской банк» ориентируется на три сегмента клиентов.

В первом сегменте объем оказанных банковских услуг за предыдущий квартал составил 15 млн. руб. при емкости рынка в данном сегменте 20 млн. руб. Предполагается, что емкость рынка увеличится на 7%, а доля банка на рынке на 3%.

Во втором сегменте доля банка ООО «Донской банк» на рынке – 14 %., объем оказанных банковских услуг – 3 млн. руб. Емкость рынка в этом сегменте снизится на 8% при снижении доли банка на 4%.

В третьем сегменте емкость рынка составляет 16 млн. руб. при его доле на рынке равной 11%. Предполагается, что емкость в данном сегменте увеличится на 5%. Доля банка на рынке останется неизменной.

Определите объем оказанных банковских услуг в настоящем периоде.

 

Задание 19

Коммерческое санаторно-курортное учреждение приняло решение об инвестировании денежных средств в размере 55000 руб. в покупку новых витаминизированных активных веществ – 80 (шт.). При этом данное учреждение предполагает получить на инвестированные денежные средства 45% прибыли. Затраты на получение одной упаковки лекарственных препаратов составляют 1200 руб. Необходимо определить цену на новые лекарственные препараты, при которой санаторно-курортное учреждение получит целевую прибыль.

 

 

Задание 20

Восстановите этапы процесса повышения стоимости торговой марки банка.

1. Оценка стоимости торговой марки главных конкурентов;

2. Разработка на основе избранной стратегии плана конкретных действий в области: увеличения ценности марки, операционных процессов, развития коммуникаций;

3. Мониторинг результатов реализации стратегии;

4. Оценка влияния каждого элемента марки;

5. Оценка стоимости торговой марки банка;

6. Корректировка стратегии в соответствии с меняющимися условиями;

7. Определение целей, связанных с улучшением марки банка;

8. Углубленный анализ сильных и слабых сторон торговой марки;

9. Мониторинг и контроль;

10. Разработка интегрированной стратегии;

11. Экономическая оценка возможных стратегических сценариев;

12. Составление плана действий;

13. Количественная оценка стоимости по элементам марки банки.

Задание 21

При разработке нового вида банковского «продукта» банку необходимо оценить возможные рисковые ситуации, которые могут возникнуть в период реализации данного банковского «продукта».

Таблица 16

Риски, Группа приоритета,
- Возможное снижение предполагаемых объемов реализации банковских услуг вследствие повышения цен; - Потери в объеме реализации банковских услуг из-за низкого качества оказания услуг; - Недостаток финансовых средств
 - Непредвиденные затраты из-за инфляции; - Отношение местных властей; - Недостаточная квалификация кадров;
 - Потери в объеме реализации, связанные с освоением новой техники и технологии предоставления новой банковской услуги; -Риск, связанный с изменением конъюнктуры рынка; -Недостаточная платежеспособность потребителей.

 

Первый приоритет весомее третьего в 5 раз. ( )

Представим таблицу вероятности наступления рисков.

 

 

Таблица 17

Риски,

Эксперты

Средняя вероятность

1 2 3
- Возможное снижение предполагаемых объемов реализации банковских услуг вследствие повышения цен; - Потери в объеме реализации банковских услуг из-за низкого качества оказания услуг; - Недостаток финансовых средств 70     80   60 75     75   75 85     85   85    
 - Непредвиденные затраты из-за инфляции; - Отношение местных властей; - Недостаточная квалификация кадров; 60   40 35   50   55 40   40   40 35      
 - Потери в объеме реализации, связанные с освоением новой техники и технологии предоставления новой банковской услуги; -Риск, связанный с изменением конъюнктуры рынка; -Недостаточная платежеспособность потребителей. 45     30   45 30     35   20 45     30   25    

 

Задание 22

Предприятие в течение некоторого времени для доставки своих работников на место работы использует транспортное средство, которое проделывает путь 400 км/сутки.

Предприятие стоит перед выбором: использовать свой автобус или пользоваться услугами транспортной фирмы по тарифу 80 руб./км.

При использовании собственного автобуса фирма несет следующие издержки:

¾ приобретение автобуса 830 тыс. руб., половина этой стоимости амортизируется за пять лет;

¾ налоги и затраты по страхованию – 75 тыс. руб./год;

¾ расходы на заработную плату – 7500 руб./мес.

¾ затраты на горючее, ремонт – 40 руб./км.

Задание 23

Оцените конкурентоспособность сервисных услуг мебельного предприятия ООО «Макс» методом бальной оценки с учетом коэффициента весомости, используя следующие данные:

Таблица 19

Факторы

Коэф. весомости

ООО «Макс»

Конкуренты

ЗАО «Элен»

ООО «Эллада»

балл Взвеш. оцен. балл Взвеш.оцен. балл Взвеш. оцен.
1 2 3 4 5 6 7 8
Качество сервисных услуг 0,3 5 0,8 3 0,6 3 0,4
Срок исполнения сервисного обслуживания 0,4 3 1,5 4 1 2 1
Уровень известности 0,3 2 0,6 2 0,6 3 0,6
Итого 1 9 2,9 7 2,2 6 2

 



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Акимова, О.Е. Маркетинг. Отраслевой подход [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. Е. Акимова [и др.] ; под ред. Л. С. Шаховской ; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты : ЮРГУЭС, 2007. - 434 с. : ил.
  2. Бронникова, Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика [Текст] : учебное пособие / Т.С. Бронникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 208 с.
  3. Гришина, В.Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] : Практикум / В.Т. Гришина, Л.А. Дробышева, О.М. Меликян, Н.В. Ребрикова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 136 с.
  4. Квартальнов, В. А. Туризм [Текст] : учебник / В. А. Квартальнов. - 2-е изд., перераб. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 336 с.
  5. Лашкова, Е.Г. Маркетинг: практика проведения исследований [Текст] : учебное пособие для вузов / Е.Г. Лашкова, А.И. Куценко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
  6. Лесник, А. Л. Гостиничный маркетинг [Текст] : теория и практика максимизации продаж: учеб. пособие для вузов / А. Л. Лесник. - М. : КНОРУС, 2007. - 232 с.
  7. Муртузалиева, Т.В. Маркетинг-практикум: задачи, кейсы, тесты [Текст] : учебное пособие / Т.В. Муртузалиева, Р.К. Цахаев. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 287 с.
  8. Мурахтанова, Н.М. Маркетинг : сборник практических задач и ситуаций [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 96 с.
  9. Парамонова, Т.Н. Маркетинг [Текст] : учебник для вузов / под ред. Т. Н. Парамоновой ; Рос. гос. торгово-эконом. ун-т . - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 360 с.
  10. Романович, Ж.А. Сервисная деятельность [Текст] : Учебник / Романович Ж.А., Калачев С.Л., Под общ. ред. проф. Ж.А. Романовича. – 3-е изд., перераб. И доп. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 268 с.
  11. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин ; Ин-т туризма и развития рынка. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 438 с.
  12. Хлебович, Д. И. Сфера услуг: маркетинг [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. И. Хлебович ; под ред. Т. Д. Бурменко. - М. : КНОРУС, 2007. - 240 с.

 

ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Дата: 2018-12-28, просмотров: 729.