Запись номера параграфа на доске
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  Кадр ЛОС № 13 Изучая этот параграф, вы узнаете, какие мотивационные теории (к. 13-11 ÷ 13) применялись и применяются в системе управления. Как уже говорилось, истинные побуждения, лежащие в основе поведения человека, трудно определить – они чрезвычайно сложны. Для ученых важно было систематизировать представления о том, что движет человеком. Так появились многочисленные теории мотивации. Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Вспомним пример о торговой фирме (см. введение к § 2.3.1).

Сотрудники хотят получать большее вознаграждение за труд. Вознаграждение связано с выполнением и перевыполнением определенных показателей. Сотрудники стремятся продать больше, а товаров на складе – избыток. Как же так происходит? На что направлена трудовая активность сотрудников? Пока зададим себе этот вопрос и задумаемся, что же движет человеком?

Цели изучения § 2.3.2

Конечной целью изучения параграфа является умение:

1) разъяснить сущность содержательных, процессуальных и параллельных теорий мотивации, выделять основания, положенные в их классификацию. Уровень усвоения – четвёртый (с опорой на основания, положенные в классификацию мотивационных теорий);

2) дать рекомендации о том, какую теорию мотивации следует применить в той или иной ситуации, предложенной преподавателем. Уровень усвоения – четвёртый (с опорой на фрагмент СЛС).

Теперь обратимся к содержанию параграфа.

Запись на доске: мотивационные теории:

Мотивационные теории. Существует достаточно большое количество теорий, пытающихся дать объяснение тому, что же движет человеком. Еще в 20-е гг. XX в. американский исследователь Элтон Мэйо (1880-1949) выявил большие выгоды от использования методов управления, соответствующих психологическим особенностям и потребностям человека, опирающихся на социальное взаимодействие и групповое поведение. Эти методы могут в значительной мере повышать производительность труда человека. Мы рассмотрим наиболее популярные теории.

Запись на доске: содержательные, процессуальные, параллельные.

Теории мотивации подразделяются на содержательные, процессуальные и параллельные.

Запись на доске: содержательные.

Содержательные теории мотивации (к. 13-11) основаны на определении тех внутренних побуждений, которые заставляют человека действовать так, а не иначе. В этой связи рассмотрим теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга.

Запись на доске: – определение побуждений, заставляющих действовать.

Запись на доске: процессуальные.

Более современные – процессуальные теории (к. 13-12). В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории основываются на формировании поведения человека в группе в соответствии с его восприятием обстановки, образованием, опытом и внешним окружением.

Запись на доске: – распределение усилий для достижения различных целей.

Запись на доске: параллельные.

Существуют и так называемые параллельные теории (к. 13-13), которые включают элементы процессуальных и содержательных теорий. Мы рассмотрим параллельную теорию мотивации Д. Макгрегора.

Запись на доске: – включают элементы процессуальных и содержательных.

Важно понять, что хотя эти теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане: в них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям, поведение личности является также функцией его восприятия, ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 299.