Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Потребности невозможно наблюдать – можно наблюдать только поведение людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности.
Запись на доске: потребность – ощущение недостатка.
Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.
Например, если человек ощущает потребность в сложной работе, это может побудить его попытаться достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. Получив такое место, он может обнаружить, что работа там на самом деле не такая сложная, как он предполагал. Это может заставить его работать с меньшим усердием или искать другое место, на котором эта потребность будет удовлетворена. Здесь на рисунке показан такой тип поведения.
Запись на доске: потребность → мотив, к. 8-1,2,3.
Мотив (к. 8-3, 8-4) – это осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Запись на доске: мотив – осознанное побуждение к поведению для удовлетворения потребности.
В этом плане мотивами могут быть:
1) политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;
2) достаточно действенные интересы к получению впечатлений;
3) стремление к организации жизни и быта, влечение к труду, творческой деятельности, к семейной жизни и т. п.;
4) сильная потребность в чем-то;
5) достаточно сильное чувство;
6) действенные моральные убеждения;
7) привычки;
8) подражание.
То есть, «любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом» [5, с. 7].
Различают внутренние (к. 8-5) и внешние (к. 8-6) мотивы . Мотивы характеризуют волевую сторону поведения (к. 8-7). Особенности мотивационной сферы (к. 8-8):
· мотив порождается определенной потребностью;
· имеет место борьба мотивов, побеждает более сильный мотив;
· мотивы тесно связаны со средой жизнедеятельности.
Как же возникает мотив? Что влияет на потребностно-мотивационную сферу человека?
Термин мотивация представляет собой более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.
Далее рассмотрим основные способы мотивации (к. 8а), которые делятся на прямые (на человека) (к. 8а-1,2) и косвенные (через стимулы) (к. 8а-3).
Основными задачами мотивации являются:
· признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов;
· демонстрация отношения фирмы к высоким результатам;
· популяризация качественного труда сотрудников;
· применение различных форм признания заслуг;
· поднятие морального состояния через признание;
· обеспечение процесса повышения трудовой активности.
Стадии процесса мотивации
Запись на доске: стадии процесса мотивации, к. 9:
Процесс мотивации включает пять основных стадий (к. 9):
Запись на доске: 1. Возникновение потребности.
1) Возникновение потребности (к. 9-1). Потребность проявляется в виде нехватки чего-либо. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности условно можно разбить на три группы:
· физиологические;
· психологические;
· социальные.
Запись на доске: 2. Поиск пути устранения потребности.
2) Поиск пути устранения (удовлетворения) потребности (к. 9-2). Человек начинает искать возможности устранить неудовлетворенность, подавить или не замечать.
Запись на доске: 3. Определение направления действия.
3) Определение направления действия (к. 9-3). Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чтобы устранить потребность:
· «что я должен получить, чтобы устранить потребность»;
· «что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю»;
· «в какой мере я могу добиться того, чего желаю»;
· «насколько то, что я могу получить, может устранить потребность».
Запись на доске: 4. Осуществление действия.
4) Осуществление действия (к. 9-4). Человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.
Запись на доске: 5. Удовлетворение потребности.
5) Удовлетворение потребности (к. 9-5). В зависимости от степени снятия напряжения и от того, вызывает удовлетворение потребности, ослабление или усиление мотивации деятельности, человек или прекращает деятельность до появления новой потребности, или продолжает осуществлять действия по устранению потребности.
2.3.1.3. Факторы мотивации
Запись на доске: факторы мотивации, к. 10.
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом (к. 10).
Важным фактором является неочевидность мотивов (к. 10-1). Можно предполагать, догадываться о том, какие мотивы действуют, но в чистом виде их «вычленить» невозможно.
Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса (к. 10-2). Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действие отдельных потребностей. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.
Важными факторами, делающими мотивационный процесс непредсказуемым (к. 10-3), является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей и различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации.
Резюме по § 2.3.1
Кадр ЛОС № 11 | 1) Потребность – нужда в чем-либо или в ком-либо, вызывающая у человека состояние дискомфорта. Мотив – осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности. Термин мотивация представляет собой более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне). |
2) Рассматривая мотивацию как процесс, мы выделили пять этапов этого процесса: 1. Возникновение потребностей. 2. Поиск путей устранения потребности. 3. Определение направления действия. 4. Осуществление действия. 5. Удовлетворение потребности.
2.3.2. Мотивационные теории (К. 12÷30)
Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.