Потребность – нужда в чем-либо или в ком-либо
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Потребности невозможно наблюдать – можно наблюдать только поведение людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности.

Запись на доске: потребность – ощущение недостатка.

Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.

Например, если человек ощущает потребность в сложной работе, это может побудить его попытаться достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. Получив такое место, он может обнаружить, что работа там на самом деле не такая сложная, как он предполагал. Это может заставить его работать с меньшим усердием или искать другое место, на котором эта потребность будет удовлетворена. Здесь на рисунке показан такой тип поведения.

Запись на доске: потребность → мотив, к. 8-1,2,3.

Мотив (к. 8-3, 8-4) – это осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

Запись на доске: мотив – осознанное побуждение к поведению для удовлетворения потребности.

В этом плане мотивами могут быть:

1) политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;

2) достаточно действенные интересы к получению впечатлений;

3) стремление к организации жизни и быта, влечение к труду, творческой деятельности, к семейной жизни и т. п.;

4) сильная потребность в чем-то;

5) достаточно сильное чувство;

6) действенные моральные убеждения;

7) привычки;

8) подражание.

То есть, «любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом» [5, с. 7].

Различают внутренние (к. 8-5) и внешние (к. 8-6) мотивы . Мотивы характеризуют волевую сторону поведения (к. 8-7). Особенности мотивационной сферы (к. 8-8):

· мотив порождается определенной потребностью;

· имеет место борьба мотивов, побеждает более сильный мотив;

· мотивы тесно связаны со средой жизнедеятельности.

Как же возникает мотив? Что влияет на потребностно-мотивационную сферу человека?

Термин мотивация представляет собой более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.

Далее рассмотрим основные способы мотивации (к. 8а), которые делятся на прямые (на человека) (к. 8а-1,2) и косвенные (через стимулы) (к. 8а-3). 

Основными задачами мотивации являются:

· признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов;

· демонстрация отношения фирмы к высоким результатам;

· популяризация качественного труда сотрудников;

· применение различных форм признания заслуг;

· поднятие морального состояния через признание;

· обеспечение процесса повышения трудовой активности.

Стадии процесса мотивации

Запись на доске: стадии процесса мотивации, к. 9:

Процесс мотивации включает пять основных стадий (к. 9):

Запись на доске: 1. Возникновение потребности.

1) Возникновение потребности (к. 9-1). Потребность проявляется в виде нехватки чего-либо. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности условно можно разбить на три группы:

· физиологические;

· психологические;

· социальные.

Запись на доске: 2. Поиск пути устранения потребности.

2) Поиск пути устранения (удовлетворения) потребности (к. 9-2). Человек начинает искать возможности устранить неудовлетворенность, подавить или не замечать.

Запись на доске: 3. Определение направления действия.

3) Определение направления действия (к. 9-3). Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чтобы устранить потребность:

· «что я должен получить, чтобы устранить потребность»;

· «что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю»;

· «в какой мере я могу добиться того, чего желаю»;

· «насколько то, что я могу получить, может устранить потребность».

Запись на доске: 4. Осуществление действия.

4) Осуществление действия (к. 9-4). Человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.

Запись на доске: 5. Удовлетворение потребности.

5) Удовлетворение потребности (к. 9-5). В зависимости от степени снятия напряжения и от того, вызывает удовлетворение потребности, ослабление или усиление мотивации деятельности, человек или прекращает деятельность до появления новой потребности, или продолжает осуществлять действия по устранению потребности.

2.3.1.3. Факторы мотивации

Запись на доске: факторы мотивации, к. 10.

Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом (к. 10).

Важным фактором является неочевидность мотивов (к. 10-1). Можно предполагать, догадываться о том, какие мотивы действуют, но в чистом виде их «вычленить» невозможно.

Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса (к. 10-2). Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действие отдельных потребностей. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Важными факторами, делающими мотивационный процесс непредсказуемым (к. 10-3), является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей и различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации.

Резюме по § 2.3.1

 

  Кадр ЛОС № 11 1) Потребность – нужда в чем-либо или в ком-либо, вызывающая у человека состояние дискомфорта. Мотив – осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности. Термин мотивация представляет собой более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне).

2) Рассматривая мотивацию как процесс, мы выделили пять этапов этого процесса: 1. Возникновение потребностей. 2. Поиск путей устранения потребности. 3. Определение направления действия. 4. Осуществление действия. 5. Удовлетворение потребности.

2.3.2. Мотивационные теории (К. 12÷30)

Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.