В менеджменте
ВВЕДЕНИЕ (К. 3÷6)
Мы продолжаем изучать 2-й раздел курса «Основы менеджмента». Он носит название «Функции и система менеджмента» (к. 3). Глава, к изучению которой мы приступаем, посвящена рассмотрению одной из основных функций менеджмента. Ранее мы рассмотрели такие функции, как целеполагание и планирование (гл. 2.1), а также функцию организации (гл. 2.2) (к. 3). Теперь мы рассмотрим функцию мотивации.
Представьте себя в роли руководителя. Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Обычно это оказывается успешным, хотя, по существу, и неверно. Следует рассеять стойкое заблуждение, что деньги всегда побуждают человека трудиться усерднее. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить – они чрезвычайно сложны.
Овладев современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.
Мотивация – одна из важнейших функций управления. Не случайно говорится, что для России решение проблемы мотивации является стратегической задачей. Без правильного решения проблемы мотивации качественное управление в России невозможно в принципе. Многократный рост капитала возможен только благодаря капитализации компании. Напомним, что капитализация – исчисление ценности имущества по приносимому им доходу. Он может быть многократно увеличен именно путём решения проблемы мотивации труда, создания необходимой модели трудовых отношений.
Мотивация не только является одной из ведущих и специфичных функций управления, она органически вплетена в ткань всего управленческого процесса от стадии выработки целей и принятия решения до получения конечного результата.
Рассмотрим содержание главы (к. 4).
1. Прежде всего, мы выясним, какой смысл следует вкладывать в понятия мотив и мотивация, в чём сущность процесса мотивации (к. 4-2.3.1).
2. Важно знать закономерности и факторы, влияющие на процесс мотивации. Они раскрываются в теориях мотивации (содержательные, процессуальные, параллельные) (к. 4-2.3.2).
3. Менеджеру не только необходимо знать, что такое мотивация, какие факторы и как влияют на мотивационный процесс, но и понимать, как использовать эти знания в управлении людьми. Это предмет мотивационного менеджмента (к. 4-2.3.3).
Запись плана главы на доске.
Цели изучения главы
Конечной целью изучения главы является усвоение её содержания на четвёртом уровне. Он будет достигнут Вами на заключительных этапах обучения. Здесь Вы должны будете показать умение воспроизводить содержание всей главы, опираясь лишь на её структурно-логическую схему, это означает, что уровень усвоения всей темы – четвертый. Вместе с тем вы должны будете уметь ответить на контрольные вопросы, подобные тем, которые приведены в конце главы. Им приписан пятый уровень усвоения (выполнение действия путем припоминания, без внешних опор).
Вопросы, знание которых необходимо для эффективного усвоения
материала содержания главы[1]
1. Что означает термин «функция менеджмента»?
2. Как классифицируются функции менеджмента?
3. В чем сущность функции целеполагания и планирования?
4. Вспомните определение организации как функции менеджмента.
Кадр ЛОС № 5 | Продолжая введение, рассмотрим содержание главы немного подробнее. Обратимся к её СЛС (к. 5). Здесь отражена логика её изучения, раскрывается система смысловых связей между основными параграфами темы и их элементами. Итак, почему люди работают? Почему для одних людей работа – удовольствие, а для других – тяжкая повинность? Что нужно сделать, чтобы люди работали производительнее? Эти и многие другие вопросы обязательно возникают, когда происходит управление людьми. |
Если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его действовать (к. 5-1), можно так построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом с точки зрения достижения организацией своих целей. В § 2.3.1 мы изучим, как связаны потребности (к. 5-2), мотивы (к. 5-3) и стимулы (к. 5-4). Выясним, что является приоритетным при разработке управляющего воздействия на потребностно-мотивационную сферу работника, для чего рассмотрим подробно процесс мотивации (к. 5-5÷10).
Как уже сказано во введении к главе, истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить – они чрезвычайно сложны. Многочисленные теории мотивации – яркое тому подтверждение. В ходе изучения § 2.3.2 мы рассмотрим три группы теорий: содержательные (к. 5-11), процессуальные (к. 5-12) и параллельные (к. 5-13), выясним основания, по которым они разделяются.
Специфический тип управления – мотивационный менеджмент – возникает тогда, когда акцент в управлении делается на мотивацию сотрудников (к. 5-14÷16). Мы в § 2.3.3 рассмотрим мотивационные приоритеты (к. 5-14) и уровни мотивации (к. 5-16) в этом типе менеджмента.
2.3.1. МОТИВАЦИЯ. ПРОЦЕСС МОТИВАЦИИ (К. 8÷11)
Стадии процесса мотивации
Запись на доске: стадии процесса мотивации, к. 9:
Процесс мотивации включает пять основных стадий (к. 9):
Запись на доске: 1. Возникновение потребности.
1) Возникновение потребности (к. 9-1). Потребность проявляется в виде нехватки чего-либо. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности условно можно разбить на три группы:
· физиологические;
· психологические;
· социальные.
Запись на доске: 2. Поиск пути устранения потребности.
2) Поиск пути устранения (удовлетворения) потребности (к. 9-2). Человек начинает искать возможности устранить неудовлетворенность, подавить или не замечать.
Запись на доске: 3. Определение направления действия.
3) Определение направления действия (к. 9-3). Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чтобы устранить потребность:
· «что я должен получить, чтобы устранить потребность»;
· «что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю»;
· «в какой мере я могу добиться того, чего желаю»;
· «насколько то, что я могу получить, может устранить потребность».
Запись на доске: 4. Осуществление действия.
4) Осуществление действия (к. 9-4). Человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.
Запись на доске: 5. Удовлетворение потребности.
5) Удовлетворение потребности (к. 9-5). В зависимости от степени снятия напряжения и от того, вызывает удовлетворение потребности, ослабление или усиление мотивации деятельности, человек или прекращает деятельность до появления новой потребности, или продолжает осуществлять действия по устранению потребности.
2.3.1.3. Факторы мотивации
Запись на доске: факторы мотивации, к. 10.
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом (к. 10).
Важным фактором является неочевидность мотивов (к. 10-1). Можно предполагать, догадываться о том, какие мотивы действуют, но в чистом виде их «вычленить» невозможно.
Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса (к. 10-2). Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действие отдельных потребностей. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.
Важными факторами, делающими мотивационный процесс непредсказуемым (к. 10-3), является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей и различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации.
Резюме по § 2.3.1
Кадр ЛОС № 11 | 1) Потребность – нужда в чем-либо или в ком-либо, вызывающая у человека состояние дискомфорта. Мотив – осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности. Термин мотивация представляет собой более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне). |
2) Рассматривая мотивацию как процесс, мы выделили пять этапов этого процесса: 1. Возникновение потребностей. 2. Поиск путей устранения потребности. 3. Определение направления действия. 4. Осуществление действия. 5. Удовлетворение потребности.
2.3.2. Мотивационные теории (К. 12÷30)
Примерный перечень контрольных вопросов,
на которые обучающиеся должны будут дать ответы на восьмом этапе обучения (контроль и оценка успешности изучения главы)
1. Что относится к приоритетам мотивации, а что – к приоритетам мотивирования?
2. Что включает в себя понятие «опора мотивации»?
3. Что можно отнести к результатам мотивации?
4. Какие потребности и в какой последовательности отражены в модели А. Маслоу?
5. В чем различие между теориями «X» и «Y» концепции Д. Макгрегора?
6. Какие практические рекомендации для менеджеров из теории Ф. Герцберга вы можете назвать?
7. В чем суть понятий «мотив» – «мотивация» – «мотивационный менеджмент»?
8. Каковы основные черты и особенности мотивационного менеджмента?
9. Что отражают модели мотивации в России?
Основные термины и понятия, используемые при изучении главы
Потребность – ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность.
Мотив – осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Содержательные теории мотивации – теории, основанные на определении тех внутренних побуждений, которые заставляют человека действовать определенным образом.
Процессуальные теории мотивации – теории, анализирующие поведение человека по распределению усилий для достижения различных целей.
Параллельные теории мотивации – теории, сочетающие элементы содержательных и процессуальных теорий.
Мотивационный менеджмент – построение управления на основе приоритетов тех или иных мотивов, это опора на мотивы как средства управления.
Литература, рекомендуемая к использованию при изучении главы
Основная
Дополнительная
[1] Рекомендуется поставить эти вопросы перед аудиторией и предложить обучающимся ответить на них в устной форме. После чего следует прокомментировать ответы и выделить (дать) правильные. Если сочтёте целесообразным, рекомендовать обучающимся записать правильные ответы в их конспекты.
В менеджменте
ВВЕДЕНИЕ (К. 3÷6)
Мы продолжаем изучать 2-й раздел курса «Основы менеджмента». Он носит название «Функции и система менеджмента» (к. 3). Глава, к изучению которой мы приступаем, посвящена рассмотрению одной из основных функций менеджмента. Ранее мы рассмотрели такие функции, как целеполагание и планирование (гл. 2.1), а также функцию организации (гл. 2.2) (к. 3). Теперь мы рассмотрим функцию мотивации.
Представьте себя в роли руководителя. Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Обычно это оказывается успешным, хотя, по существу, и неверно. Следует рассеять стойкое заблуждение, что деньги всегда побуждают человека трудиться усерднее. Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить – они чрезвычайно сложны.
Овладев современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.
Мотивация – одна из важнейших функций управления. Не случайно говорится, что для России решение проблемы мотивации является стратегической задачей. Без правильного решения проблемы мотивации качественное управление в России невозможно в принципе. Многократный рост капитала возможен только благодаря капитализации компании. Напомним, что капитализация – исчисление ценности имущества по приносимому им доходу. Он может быть многократно увеличен именно путём решения проблемы мотивации труда, создания необходимой модели трудовых отношений.
Мотивация не только является одной из ведущих и специфичных функций управления, она органически вплетена в ткань всего управленческого процесса от стадии выработки целей и принятия решения до получения конечного результата.
Рассмотрим содержание главы (к. 4).
1. Прежде всего, мы выясним, какой смысл следует вкладывать в понятия мотив и мотивация, в чём сущность процесса мотивации (к. 4-2.3.1).
2. Важно знать закономерности и факторы, влияющие на процесс мотивации. Они раскрываются в теориях мотивации (содержательные, процессуальные, параллельные) (к. 4-2.3.2).
3. Менеджеру не только необходимо знать, что такое мотивация, какие факторы и как влияют на мотивационный процесс, но и понимать, как использовать эти знания в управлении людьми. Это предмет мотивационного менеджмента (к. 4-2.3.3).
Запись плана главы на доске.
Цели изучения главы
Конечной целью изучения главы является усвоение её содержания на четвёртом уровне. Он будет достигнут Вами на заключительных этапах обучения. Здесь Вы должны будете показать умение воспроизводить содержание всей главы, опираясь лишь на её структурно-логическую схему, это означает, что уровень усвоения всей темы – четвертый. Вместе с тем вы должны будете уметь ответить на контрольные вопросы, подобные тем, которые приведены в конце главы. Им приписан пятый уровень усвоения (выполнение действия путем припоминания, без внешних опор).
Вопросы, знание которых необходимо для эффективного усвоения
материала содержания главы[1]
1. Что означает термин «функция менеджмента»?
2. Как классифицируются функции менеджмента?
3. В чем сущность функции целеполагания и планирования?
4. Вспомните определение организации как функции менеджмента.
Кадр ЛОС № 5 | Продолжая введение, рассмотрим содержание главы немного подробнее. Обратимся к её СЛС (к. 5). Здесь отражена логика её изучения, раскрывается система смысловых связей между основными параграфами темы и их элементами. Итак, почему люди работают? Почему для одних людей работа – удовольствие, а для других – тяжкая повинность? Что нужно сделать, чтобы люди работали производительнее? Эти и многие другие вопросы обязательно возникают, когда происходит управление людьми. |
Если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его действовать (к. 5-1), можно так построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом с точки зрения достижения организацией своих целей. В § 2.3.1 мы изучим, как связаны потребности (к. 5-2), мотивы (к. 5-3) и стимулы (к. 5-4). Выясним, что является приоритетным при разработке управляющего воздействия на потребностно-мотивационную сферу работника, для чего рассмотрим подробно процесс мотивации (к. 5-5÷10).
Как уже сказано во введении к главе, истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить – они чрезвычайно сложны. Многочисленные теории мотивации – яркое тому подтверждение. В ходе изучения § 2.3.2 мы рассмотрим три группы теорий: содержательные (к. 5-11), процессуальные (к. 5-12) и параллельные (к. 5-13), выясним основания, по которым они разделяются.
Специфический тип управления – мотивационный менеджмент – возникает тогда, когда акцент в управлении делается на мотивацию сотрудников (к. 5-14÷16). Мы в § 2.3.3 рассмотрим мотивационные приоритеты (к. 5-14) и уровни мотивации (к. 5-16) в этом типе менеджмента.
2.3.1. МОТИВАЦИЯ. ПРОЦЕСС МОТИВАЦИИ (К. 8÷11)
Запись номера параграфа на доске.
Изучая этот параграф, вы ознакомитесь с такими понятиями, как потребность, мотив, мотивация. Допустим, в фирме, торгующей широким ассортиментом товаров, произошло затоваривание склада. Факторы, влияющие на затоваривание достаточно многообразны, но мы рассмотрим только один фактор – систему оплаты труда сотрудников отдела продаж. Оплата строится по принципу: постоянная часть плюс переменная часть, причем переменная выплачивается по результатам выполнения и перевыполнения плана продаж в денежном выражении. В отделе молодые энергичные сотрудники, конкурирующие между собой, стремящиеся к высоким заработкам. Значит, они стремятся продавать больше, чтобы получить большую заработную плату, а на складе копятся товары! Можно ли изменить ситуацию с продажами в лучшую сторону, изменив систему оплаты труда?
Цели изучения § 2.3.1
Конечной целью изучения (после прохождения всех этапов обучения) параграфа и его элементов является умение:
1) дать определение потребности, мотива, мотивации. Уровень усвоения – шестой (в умственной форме: без опор, автоматизированно).
2) выделить основные этапы процесса мотивации. Уровень усвоения – четвёртый (с опорой на фрагмент СЛС).
Теперь обратимся к содержанию параграфа.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 288.