Внешнеэкономическая деятельность предприятия (ВЭД) представляет собой производственно-хозяйственную деятельность, включающую экспорт и импорт товаров, совместное предпринимательство, а так же производственную и научно-техническую кооперацию.
В условиях рыночной экономики практически все предприятия любой организационно-правовой формы собственности могут самостоятельно решать все вопросы, касающиеся осуществления внешнеторговой сделки с зарубежным партнером.
В мировой практике существуют различные виды ВЭД:
1. Внешняя торговля, которая предполагает экспорт и импорт промышленных и продовольственных товаров, готовой продукции, а так же обмен продукцией промышленного назначения;
2. Совместное предпринимательство – это создание различных предприятий на территории страны с участием иностранного партнера для совместного освоения и производства продукции. Эта форма ВЭД позволяет создавать новые рабочие места, выпускать конкурентоспособную продукцию и решать задачи насыщения внутреннего рынка страны;
3. Инвестиционное сотрудничество – предполагает вложение иностранных инвестиций в различные проекты с целью получения прибыли или в ценные бумаги;
4. Оказание услуг – предполагаются сотрудничество в области банковских, страховых услуг, туристический бизнес;
5. Научно-техническое сотрудничество – предполагает совместное проведение научно-технических работ, проведение научно-исследовательских работ по заказам зарубежных стран;
В настоящее время основной формой ВЭД предприятия в России является внешнеторговая деятельность, которая заключается в экспорте и импорте товаров и услуг между странами.
Экспортная операция – продажа иностранному партнеру товара с вывозом его за границу;
Импортная операция – приобретение у иностранного партнера товара и реализация его на внутреннем рынке страны;
Организация внешнеторговой сделки проходит несколько этапов:
1. Предприятие должно выбрать какую продукцию или услуги будет реализовывать на внешнем рынке;
2. Выбор партнера;
3. Переговоры;
Результатом переговоров является заключение внешнеторгового контракта.
Внешнеторговый контракт – это документ, в котором должны быть наиболее полно отражены все условия договора купли – продажи между импортером (покупателем) и экспортером (продавцом).
Контракт может включать следующие разделы:
Ø Предмет контракта;
Ø Качество товара;
Ø Цена и общая сумма контракта;
Ø Срок поставки;
Ø Условия платежа;
Ø Упаковка и маркировка товара;
Ø Санкции;
Ø Форс-мажор;
Ø Прочие условия;
Ø Юридические адреса сторон;
Форс-мажор – это обстоятельства непреодолимой силы, которые препятствуют исполнению контракта, но которые невозможно было предвидеть в момент подписания контракта. К ним относятся стихийные бедствия (пожары, наводнения, землятресения, ураганы), войны, блокады, эпидемии, забастовки.
Контрольные вопросы
1. Из чего состоят фонды заемных средств предприятия?
2. Назовите основные положения закона «Об основах налоговой системы в РФ».
3. Сколько уровней банковской системы в России?
4. В чем различия векселя и чека?
5. Назовите основные принципы кредитования.
6. Какие виды внешнеэкономической деятельности Вы знаете?
7. Что представляет собой внешнеторговый контракт?
8. Как можно уменьшить потери от форс-мажорных обстоятельств?
Литература
1. В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. Экономика предприятия. Учебное пособие. М., ИНФРА-М, 2000 г.
2. Н.Л. Зайцев. Экономика промышленного предприятия. М., ИНФРА-М, 1999 г.
3. Н.Л. Зайцев. Экономика организации. М., Экзамен, 2000 г.
4. В.А. Кейлер. Экономика предприятия. М.,ИНФРА-М. Новосибирск. НГАЭиУ. Сибирское соглашение. 2000 г.
5. А.И. Михайлушкин. Экономика. Практикум. М., Высшая школа, 2001 г.
6. П.И. Новицкий. Организация производства на предприятиях. М., Финансы и статистика, 2001 г.
7. С.М. Пястолов. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М., Мастерство, 2001 г.
8. Б.Л. Райзберг, Р.А. Фатхутдинов. Управление экономикой. М., ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999 г.
9. Н.В. Сергеев. Экономика предприятия. М., Финансы и статистика, 2001 г.
10. И.А. Сафронов. Экономика предприятия. Москва. Юристъ, 2002 г.
11. Л.Н. Чечевицына. Микроэкономика. Ростов-на-Дону; Феникс, 2001 г.
12. В.А. Швандара. Стандартизация и управление качеством продукции. М., ЮНИНИ, 1999 г.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 200.