Хозяйственный учет, его виды и задачи. Необходимым условием планового руководства предприятием является систематический учет результатов его хозяйственной деятельности. Учет – это способ наблюдения и контроля за производством, распределением и потреблением общественного продукта. Хозяйственный учет на предприятии включает в себя учет и отчетность, при помощи которых выявляются наличие материальных ресурсов, резервы производства, осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Различают три вида учета: бухгалтерский, оперативный и статистический.
Бухгалтерский учет – это система непрерывного отражения и учета всех операций, при которых имеет место движение материальных и денежных средств, их использование в процессе производства, распределения и потребления.
Особенностью бухгалтерского учета является обязательное оформление документами всех хозяйственных операций, осуществляемых в процессе деятельности предприятия.
Данные бухгалтерского учета обобщаются в основном бухгалтерском документе – балансе, который составляется на каждом предприятии ежемесячно, ежеквартально и ежегодно и определяет результат финансово-хозяйственной деятельности: прибыль или убытки.
Бухгалтерский баланс – это отчетный документ, характеризующий в денежном выражении финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее результаты за определенный период, а также финансовое состояние предприятия на определенную дату.
Оперативный учет служит целям повседневного контроля за ходом процесса производства. В содержание оперативного учета входят: регистрация и контроль выполнения сменных и месячных заданий, графиков выпуска готовой продукции, учет и контроль за движением производства, систематическое наблюдение за использованием оборудования, обеспеченность сборки и т.п.
Статистический учет дает количественную характеристику таким явлениям, как производство, обмен, распределение; он ведется по данным оперативного и бухгалтерского учета.
Содержание и методы анализа работы предприятия. Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия и выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных.
Предметом анализа является процесс экономической деятельности предприятия и средства, выделенные предприятию для его осуществления.
Цель анализа заключается в том, чтобы изучить технико-экономические показатели работы и активным воздействием на процесс производства устранить недостатки и улучшить показатели работы предприятия.
Классическими методами анализа являются наблюдение, сравнение, детализация, подстановки, экономико-математические методы анализа и др.
По времени анализ бывает ежедневный, месячный, квартальный, годовой. При ежедневном анализе ограничиваются данными цехов, такими как: выполнение программы, коэффициент использования оборудования, коэффициент сменности, численный состав, текучесть кадров, потери рабочего времени, выполнение норм выработки, себестоимость, отгрузка продукции и пр.
Несостоятельность (банкротство) предприятия. Банкротство является необходимым элементом рыночной экономики. В соответствии с законом РФ от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Важной составной частью системы банкротства является антикризисное управление, которое заключается в диагностике финансового состояния предприятия, т.е.:
Ø Анализ внешней среды и внутреннего потенциала конкурентоспособности предприятия;
Ø Изучение причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятиях;
Ø Комплексный технико-экономический и финансовый анализ предприятия для разработки мероприятий по его финансовому оздоровлению;
Контрольные вопросы
1. Назовите основные элементы внутрифирменного планирования.
2. В чем задачи бизнес-плана?
3. Назовите показатели, составляющие план предприятия по производству и реализации продукции.
4. По мощности, каких цехов определяется мощность всего предприятия?
5. Что включает в себя план по труду и кадрам?
6. Назовите состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.
7. Перечислите экономические элементы расчета себестоимости.
8. Назовите функции цен.
9. Назовите виды цен в зависимости от сфер торговли.
10. Какой показатель является результатом хозяйственной деятельности предприятия?
11. Укажите пути повышения рентабельности.
12. Назовите главную задачу оперативно-производственного планирования.
13. В чем сущность позаказной системы планирования?
14. Укажите разницу между позаказной и комплектно-узловой системы планирования.
15. Что составляет основу сетевого планирования?
16. Как изображается работа на сетевом графике?
17. Назовите виды учета хозяйственной деятельности предприятия.
18. Назовите этапы диагностики финансового состояния предприятия.
Глава 5. Основы маркетинга
Рынок как объект маркетинга
В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегию предприятия и основанная на знании потребительского спроса.
В этих условиях маркетинг – это система организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей.
Главный объект маркетинга – это рынок.
Сущность рыночных отношений. Рынок выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использования разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.
До последнего времени в России существовали условия, которые сдерживали развитие рыночных отношений: единая государственная собственность; всеобщий контроль государства; ограничение экономических свобод и т.д. В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы, но вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде: высоких налогов; расширения криминальной деятельности – рэкет, вымогательство, незаконные производственно - экономические сделки государственных и коммерческих структур.
Условия цивилизованных рыночных отношений:
1. Реализация многообразных форм собственности;
2. Демократизация производства при сохранении государственных регуляторов;
3. Превращение экономики в открытую систему;
Рыночная экономика включает ряд важных и неотъемлемых элементов:
1. Производители и потребители. Одни производят, другие потребляют. Потребление может быть личное (когда товары выбывают из сферы производства для личных нужд населения) и производственное (когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями).
2. Обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности.
3. Цены, которые складываются в результате спроса и предложения.
4. Спрос и предложение, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
5. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования.
6. Рыночная инфраструктура, т.е. создание и функционирование товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 283.